Осмысление:3. Работа над темой: А) Вводная беседа Детство и юность будущего писателя прошли на берегу реки Оби, среди живописной алтайской природы. Мать, Мария Федоровна, трудилась фельдшером, отец, Дмитрий Иванович, служил в земстве статистом. Летом семья жила на заимке в лесу. И первое знакомство маленького Максима с жизнью было и первым знакомством с природой. Вся обстановка способствовала сближению мальчика с природой, ее таинственным и прекрасным миром. И это сыграло немалую роль в выборе будущей профессии. После окончания реального училища, военной службы сначала в, он поступает в Томский университет на естественное отделение и после его окончания становится профессиональным зоологом. Максим Дмитриевич участвует в многочисленных экспедициях, ведет самостоятельные наблюдения в поле, пишет научные работы, монографии, книги. Книги М.Д. Зверева равно с интересом читают взрослые и дети. М.М. Пришвин в свое время так отозвался о книгах Зверева: «Трудно сказать, для кого больше написаны правдивые и занимательные книги Зверева – для детей или взрослых. Те и другие прочтут их с удовольствием». И ни одно уже поколение ребят черпают из его книг знания о природе, уважительное, заинтересованное отношение ко всему живому. Природу надо знать, чтобы осмысленно и убежденно встать на ее защиту. В этом смысле книги М. Зверева бесценны. Они открыли читателям природу необозримых просторов Сибири и Казахстана: читатель увидел это глазами писателя. Прочитайте название произведения, которое мы будем читать сегодня. - А какое его произведение мы уже читали? (Повстречала как-то Осень барсука – ходит. Бродит, а зима ведь на носу! Зашуршала она сердито листьями: - Спать давно пора косолапый, брысь в нору сейчас же) «Хлопот полон рот у природы» Б) Словарная работа: · горностай · ласка В) - О чем пойдет речь? Как называют зиму писатели и поэты? Как ее называет Зверев? Первичное чтение – учителем. Понравилось ли вам произведение? Почему? К какому жанру относится? Почему же автор навал зиму матушкой? Г) Чтение текста цепочкой. Работа по содержанию рассказа и над языком. - Какой представляет зиму автор? Найдите сравнение. - Как относятся к зиме звери? Какие строчки говорят о том, что все слушаются и боятся зимы? - За что звери благодарят зиму? Найдите и прочитайте. Д) Работа с эпитетом. Знакомство с литературными терминами. (стр.97) Описание – тип текста, в котором описываются признаки какого-то предмета, явления. При описании предмета, явления природы используются эпитеты. Эпитет- образное, художественное определение (например: пушистый снег, снежное пальтишко, серебряный иней) - Найдите в тексте эпитет.(шумливый ветерок) Е) Работа в тетради. |