Эта разработка урока соответствует ФГОС с планированием УУД.Цель деятельности учителя:создать условия для ознакомления с государственными символами России, уточнения названия нашей страны, осознания гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданин России. Способствовать развитию умения составлять устные высказывания, сотрудничества в группах ,проявлению чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы
живём. (слайд )
2.Изучение нового материала.
1) Чтение стихотворения «Если долго…»
Если долго, долго, долго
В самолёте нам лететь.
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель: Россия – самая большая страна в мире. Она занимает девятую часть всей суши.Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных границ до восточных.
( показываю по карте)
Да, необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и
начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь.
Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в
тёплом море, цветут растения. (слайд)
-А почему мы называем Россию Родиной?
Как вы понимаете слово «Родина»?
(ответы учеников)
это место, где ты родился и вырос
это великая страна с великой историей
это клочок земли, где находятся могилы наших предков
где ты познал первые радости и неудачи.
-Давайте посмотрим, как толковый словарь Ожегова объясняет значение этого
слова.
( смотрят в словаре)
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гор-
дости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олице –
творяют родную землю её символы.
-Как вы понимаете слово «символы»?
(ответы детей)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или це-
лого народа очень важное значение.
Например, (слайд)
*так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
*слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
* А вот символы России – это бескрайние поля и белые берёзы наших лесов,
Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата.
Но каждое государство имеет общие символы : Герб, Флаг, Гимн.
3.Коллективная работа.
Учитель: В ваших конвертах находятся флаги, гербы, монеты разных стран. От-
берите символы Российского государства.
(дети отбирают, проверяем)
-Давайте рассмотрим герб. (слайд )
-Что это такое?(ответы детей)
Учитель: Слово «герб» в переводе с немецкого означает «наследство».
В нём отражена история. Это отличительный знак, эмблема города, государства,
рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных докумен-
тах. Герб России – двуглавый орёл. Это символ вечности России, символ сохране-
ния в русском народе православной веры.Две головы орла напоминают об истори-
ческой судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щи-
том с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с дав
них времён был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека,
ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной
и тёмной силой. Три короны – союз народов, живущих в России.
Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изо-
бражен на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении. Его можно увидеть на денежных знаках, правительственных наградах. Особенно часто мы встречаем
герб , когда достаём монеты.
С давних времён на лицевой стороне монеты было принято помещать герб как
символ её принадлежности к определённому государству.
-Посмотрите на герб Н-Новгорода, Шатков. ( слайд )
Б) Чтение стихотворения
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит ,как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх.
Учитель: О каком ещё символе России говорится в стихотворении? (слайд )
(ответы детей)
-Слово «флаг» - голландского происхождения и означает «корабельное знамя»
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.
21 августа День Государственного флага России. Флаг представляет собой прямо-
угольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя –
синего, нижняя – красного цвета.
Издревле каждый цвет имел своё особое значение. Что означают цвета российского флага?
на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий – небо, верность, веру;
красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Государственный флаг постоянно поднят над правительственными зданиями. В
торжественные и праздничные дни флаг украшает дома и улицы, вывешивается на соревнованиях.
Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
4.Физкультминутка.
- Давайте и мы с вами тоже станем на время спортсменами и сделаем зарядку.
А сейчас всё по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое – ещё.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили ручки вниз.
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: В особенно торжественных случаях – на государственных праздниках,
военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований – ис-
полняется государственный гимн.Гимн – это торжественная песня или мелодия,
его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым
уважение к главной песне своей Родины.
-Какие чувства вы испытываете, когда слышите гимн?
(ответы детей)
У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться.
Автором современного текста гимна России является известный писатель С.В.
Михалков, а музыку написал А.В. Александров.
-Давайте сейчас прослушаем гимн, стоя по всем правилам. ( слайд)
(звучит гимн России, дети встают и слушают его стоя)
6.Обобщение по теме.
Мы познакомились с государственными символами величия и могущества Рос-
сии.Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем –
зависит только от вас.
7.Закрепление пройденного.Работа по группам.
1 группа – сделать аппликацию российского флага.
2 группа – соединить начало и конец пословицы.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Золоту старости нет, Родине – цены нет.
Всякому мила своя сторона.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3 группа – прочитайте ребусы
,
Крем
Р ( оса)` сия.
(проверка работ)
7.Итог урока.
Викторина « Символы России».
1.Что такое герб?
2.Какие цвета у российского флага?
3.Что такое гимн?
Учитель: Ребята, любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частич-
ка.
8.Рефлексия. (слайд)
1.Кому было интересно на уроке, много узнал нового, хорошо потрудился – прикре-
пите свои ладошки к улыбающемуся солнышку.
2.Кому было трудно и не понятно на уроке, он ничего не запомнил на уроке – при-
крепите ладошки к солнышку, выглядывающему из-за тучки.
Учащиеся исполняют песню «Моя Россия»
Автор: Соловьёва Н. Композитор: Струве Г.
Литература:
1.Т.В.Бут «Окружающий мир»система уроков по учебнику Н.Ф.Виноградовой.