kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока включает задания на повторение и обобщение материала по теме "Местоимение". Урок разработан по УМК "Школа России", с учетом требований ФГОС. В конспект урока включена презентация по теме. На уроке предусмотрены групповая, парная, индивидуальная самостоятельная работа, различные методы оценивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение" »

Тема: «Обобщение по теме «Местоимение»

Тип урока: Урок-обобщение

Продолжительность: 45 мин.

Цель урока: обобщить знания по теме «Местоимение»



Планируемые результаты:

1. Предметная:

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами.

2. Метапредметная: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.

3. Личностная: создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.



Методы обучения на уроке:

Методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

Информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Материал к уроку: учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь по русскому языку, оценочный лист, раздаточный материал.











1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

2. Самоопределение к деятельности.

- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!









- Итак, тема нашего урока сегодня «Обобщение по теме «Местоимение». (Слайд № 1)

- С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Слайд № 2 )

Ответы детей: - Я повторю, что такое местоимение (определение)…

- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число.

- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…

- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…

- Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении. А что же на самом деле мы с вами повторили о местоимении за урок, вы мне ещё раз расскажите в конце урока. А как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»? Для чего нам в обычной жизни нужны местоимения?

Ответы детей: - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.

- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.

- Мне пригодится для поступления в институт.

- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.

- Теперь давайте посмотрим, что у вас лежит на парте.

- Чтобы оценить свой успех на уроке у вас у каждого лежит «Оценочный лист». Пододвиньте его к себе поближе, мы сейчас рассмотрим и заполним этот лист. (Слайд №3 )

- Подпишите сверху свою фамилию и имя.

- Посмотрите, ребята, в нашем оценочном листе 3 колонки. Первая колонка «Этапы работы на уроке». У нас с вами сегодня будет 5 этапов работы, за каждый этап вы будете набирать определённое количество баллов. Максимальное количество баллов за каждое задание вы найдёте во второй колонке «Максимальное количество баллов». А в - третьей колонке вы будете за каждое выполненное задание выставлять то количество баллов, которое вы наберёте на каждом этапе работы.

- 6-ым пунктом идёт оценка вашего успеха на уроке. Где вы тоже выставите сами себе баллы.

- А затем мы свами подведём итог. И получим каждый свою отметку за урок.

- Идём дальше.

- Открываем тетради, запишите число и классная работа.

(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки)

- Расскажите мне, какие орфограммы встретились вам в каждом слове, пока вы писали число, классная работа.

Дети: - В слове двадцать – непроизносимая согласная и мягкий знак на конце слова. В слове шестое – безударная гласная - е - в корне, которую можно проверить. Февраля – безударная гласная в корне слова - е -, которую надо запомнить и безударная гласная - а -, которую можно проверить. В слове классная – удвоенная согласная и безударное окончание. А в слове работа – безударная гласная в корне, которую мы запоминаем, так как это словарное слово.

- Верно.

3. Актуализация знаний.

- Прежде чем мы начнём выполнять различные задания от местоимений, кто мне скажет, а что такое само понятие местоимение?

Дети: - Образовалось от слов: «вместо», «имени».

Д.- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Правильно, ребята. (Слайд № 4)

- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.

4. Работа по теме урока.

- Первый этап:

1. ЧИСТОПИСАНИЕ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают, что написано на доске.)

* В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

- Так что же вы заметили?

Дети: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Дети: - Предлоги, союзы, существительное, глаголы, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)

- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием. (Слайд №5).

Сосчитайте количество правильно выписанных местоимений, все выписаны местоимения правильно – 6 баллов (по количеству правильно записанных местоимений), поставьте на полях количество баллов заработанные соседом по парте. Тетрадь верните соседу и количество заработанных баллов выставьте в оценочный лист под номером один.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД. (Подходит к доске и обводит красным мелом в овал).

Д.- Союзы: А, НО. (Обводит на доске жёлтым мелом).

Д.- НОС, что? НОС – это существительное. (Обводит зелёным мелом).

Д.- Что делай? - МНИ; что делаем? - МНЁМ – это глаголы. (Обводит синим мелом).

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ. (Обводит белым мелом в овал)

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Повторили части речи.

Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.

- Молодцы.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

2. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

- Следующим заданием они приготовили для вас загадки. Прочитайте загадку и отгадайте её. (Слайд №6)

А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

(Читает загадку ученик и ребята её отгадывают).

Дети: - Месяц.

- По каким признакам вы догадались, что это месяц?

Дети:- Похож на дольку.

Дети: - Появляется на небе, когда стемнеет.

Дети:- «На цыпочках войдёт» - неожиданно появляется на небе.

- Молодцы. Следующая загадка. (Слайд № 7 )

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы, -

И к тебе идёт оно

Розовой жар – птицей.

(Ученик читает загадку. Дети отгадывают.)

- Что же это, ребята?

Дети: - Солнце.

- А как вы догадались?

Дети: - Бывает так, утром открываешь глаза, а тебе в окно светит солнце.

- А скажите, ребята, почему в этой загадке солнце названо «розовой жар-птицей»?

Дети: - Солнце бывает и розовым по утрам. Смотря какая погода на улице.

- Хорошо, спасибо. Следующая (последняя загадка). (Слайд № 8 ).

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

(Читает ученик. Дети думают над отгадкой.)

Дети: - Луна.

- Как вы догадались, что это луна?

Дети: - Луна - круглая.

Дети: - Образ грустный у луны.

Дети: - Плывут в темноте мимо неё облака, кажется, что она находится «в пелене тумана».

- Какие вы у меня, молодцы!

- Так кто же ОН, ОНО, ОНА?

Дети: - Месяц, солнце и луна.

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимение…

- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 5 слов), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?

1-й ряд местоимение – ОН (по 5 слов – любых)

2-й ряд местоимение – ОНО (по 5 слов – любых)

3- ряд местоимение – ОНА (по 5 слов – любых)

- Кто первый из ряда справился, идёт к доске и записывает свои 5 слов на доске.

(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. Первый, кто написал бежит к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)

ОН ОНО ОНА

агроном богатство заря

восток животное посуда

помидор облако пятница

лагерь шоссе солома

человек яблоко ромашка

- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.

(Ученик зачитывает свои слова и объясняет почему он их выбрал.)

Дети: - (Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…)

- У кого из ряда есть другие слова?

(Дети читают другие слова, которые они нашли и которых нет на доске. Другие – слушают, проверяют на слух правильность выполнения задания.)

- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.

- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5 баллов.

- Что мы с вами повторили выполнив это задание?

Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.

- Правильно.

3. ДОМИКИ

- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.

- Ваша задача сейчас будет поработать группой по 4 человека. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения. (Слайд №9)

(Дети распределяются по 4 человека и учитель раздаёт пустые домики, в которые надо правильно вставить местоимения по лицам и числам)

(Дальше дети обмениваются своими «домиками» между группами и идёт проверка по слайду №9. За каждое правильно вставленное местоимение команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 8)

- Назовите мне, пожалуйста, куда вы «заселили» местоимение 1 лица, единственного числа. Назовите мне, где у вас «проживает» местоимение 3 лица, множественного числа. И т. д…

Дети: (Примерное объяснение задания) – Местоимение Я – мы вставили в окошко 1лица, единственного числа. Местоимение ОНИ – «заселили» в окошко 3 лица, множественного числа. И т.д.

(Дети возвращают проверенное задание на листах обратно группе, где помечено количество баллов, которые заработали за это задание. И рассаживаясь каждый на своё место выставляет в свой оценочный лист то количество баллов, которое каждый заработал в группе.)

- Что мы с вами повторили выполняя это задание?

Дети: - Повторили, какое местоимение к какому лицу и числу относится.

ФИЗМИНУТКА

- А теперь давайте немного отдохнём и справим новоселье в новом доме.

(Звучит энергичная песня «Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе целая страна, вместе дружная семья…» под которую дети выполняют движения, которые демонстрирует им учитель.)

- Молодцы. Присаживайтесь. Отдохнули, размялись.

- А скажите мне, кто из вас запомнил местоимения, которые встречались в этой песне?

Дети:

- Я, ты, он, она…

- Правильно. Значит вы смогли не только отдохнуть, но и заодно потренировать своё внимание.

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Послушайте внимательно одно стихотворение.

(Ученица с выражением читает классу стихотворение. Дети внимательно его слушают.)

Ученица: - Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ при НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы: - Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, а МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ,

- Всё ЭТО тайной быть должно

-Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

- Что вы поняли из этого стихотворения?

Дети: - Ничего не понятно…

- А как вы думаете, ребята, почему?

Дети: - Потому что в этом стихотворении одни только местоимения. А местоимения указывают на предмет, но не называют его.

- Когда в тексте много местоимений это плохо, ничего не понятно. А если в тексте только существительные, где нет местоимений тогда, как вы думаете интересен будет такой текст?

Дети:- Нет, скучный и не интересный текст, когда в тексте только существительные без местоимений. Однообразный.

- Тогда скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?

Дети: - Изменяются по числам.

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».

- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?

Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.

- Вы правы.

- Где я могу посмотреть объяснение слова?

Дети: - В толковом словаре Ожегова.

-Да, действительно, Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати.»

- Вот текст, который надо отредактировать. (Слайд № 10)

- Запишите. Правильно измените местоимения, которые даны в скобках. Работаем.

(Дети работают над текстом.)

- Сами проверьте правильность написания текста. (Слайд № 11)

(Учитель выводит текст на экран, по которому дети сами себя проверяют.)

- Оцените себя. За каждое правильно записанное слово – 1 балл. Все 5 правильно изменённых местоимений – 5 баллов. Занесите количество баллов к себе в табличку.

Дети (разные) читают по одному предложению. И объясняют, что они изменили и почему.)

Примерное объяснение детьми: - Игорь и Алик рисовали. К ним пришла девочка. Я добавил к местоимению в начало букву «н», так как перед местоимением стоит предлог. Изменил местоимение таким образом, чтобы у предложения был смысл.

- Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые и правильные предложения.

- Какие знания помогли вам редактировать этот текст?

Дети:

- Правильное написание местоимения с предлогом.

Дети:

- Правильное написание местоимения в нужном падеже, подходящим по смыслу предложения.

- Верно, ребята. Вот сколько всего мы с вами повторили о местоимении.

5. Надо подумать*

- Но, хитрые и умные местоимения приготовили для вас хитроумные загадки. Давайте попробуем их разгадать.

- Над этими хитроумными загадками я предлагаю подумать вам в большой и дружной команде – целым рядом.

- Я раздам вам по 2 вопроса от местоимений, а ваша задача будет подумать и ответить на них.

(Учитель 3-м большим командам раздаёт по 2 вопроса. Детям даётся время обсудить и подумать над ними)

- Я вижу, что 2 команды уже готовы. Давайте дождёмся 3-ю и будем слушать ваши ответы.

- Проверяем. (Слайд № 12)

(Первая команда читает вопрос по листочку и говорит ответ, который у них получился.)

Дети: - Какое местоимение надо добавить к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?

-Наш ответ: ты к вы, получится ТЫкВЫ.

Учитель выводит на экран правильный ответ: ТЫкВЫ. (Слайд №13 )

- Верно, ребята, вы молодцы.

Эта же команда читает свой второй вопрос и отвечает на него.

Дети: - Какое местоимение составлено из двух предлогов?

- Наш ответ: О-НА.

Учитель выводит на экран правильный ответ: О-НА. (Слайд № 14)

- Молодцы! На 2 вопроса вы дали абсолютно верные ответы. В своей табличке под номером 5 (Надо подумать*) каждый ставит себе 2 балла.

- Давайте проверять следующую команду, какие им достались вопросы и как они на них ответили.

2-я команда читает свои вопросы и отвечает на них:

Дети: - Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

- Наш ответ: ОНО.

Учитель выводит на экран правильный ответ: ОНО. (Слайд № 15)




Дети радуются своей удаче.

- Читайте свой второй вопрос.

Дети: - Какие личные местоимения мешают машинам на дорогах?

- Наш ответ: Я-МЫ.

Учитель выводит правильный ответ: Я-МЫ. ( Слайд №16)

- Молодцы. И эта команда справилась с двумя вопросами. Поэтому себе в оценочный лист каждый ставит по 2 балла.

- Ну и осталась у нас с вами 3-я команда, давайте ей дадим слово. Я вижу, им не терпится дать свои ответы на заданные вопросы.

Дети: - Какие местоимения самые чистые?

- Наш ответ: ВЫ-МЫ-ТЫ.

- Проверим правильность вашего ответа.

Учитель выводит на экран правильный ответ: ВЫ-МЫ-ТЫ. ( Слайд № 17)

- Верно догадались. Читайте свой следующий вопрос.

Дети: - Какое местоимение превращается в союз при чтении справа?

- Наш ответ: ОН.

-Проверяем.

Учитель выводит на экран правильный ответ: ОН (Слайд №18)

- Ну и молодцы вы у меня, хитроумным местоимениям не удалось вас запутать.

- Что вам помогло справиться с этим это интересным заданием?

Дети: - Память.

Дети: - Внимание.

Дети: - Мышление.

- А как вы думаете, для чего хитроумные местоимения приготовили для вас такие вопросы?

Дети: - Наверно, чтобы мы смогли подумать…

- А ещё кто как думает?

Дети: - Чтобы нам стало интересно.

- Да, действительно. Это задание показало нам с вами, что русский язык очень интересен и многообразен.

Подведение итогов:

- Итак, ребята. Давайте вспомним, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: - Обобщение по теме «Местоимение».

Учитель выводит слайд презентации на экран (Слайд №19)

- Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях? (Слайд № )

Дети: - Повторили части речи. Смогли выделить среди других частей речи местоимения.

Дети: - Повторили умение заменять имена существительные местоимениями.

- Хорошо. А ещё?

Дети: - Повторили правильное написание местоимений с предлогами. И изменение местоимений в нужную падежную форму по смыслу предложения.

- Для чего это нужно нам?

Дети: - В жизни эти знания нам пригодятся.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

- Подвиньте к себе оценочный лист. У нас с вами остался последний 6-й пункт нашей таблички (Оценка моего успеха на уроке). Прочитайте критерии оценивания этого пункта и оцените себя.

- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок.

Проверка баллов у учащихся.

- Встаньте те, кто получил за урок от 31 до 29 баллов?

Дети встают, кто имеет такой результат. (10 человек)

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 28 до 26 баллов?

Дети встают. ( 11 человек.)

- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь.

- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок от 25 и ниже баллов.

Дети поднимаются со своих мест. (3 ученика)

- Тоже не плохо.

РЕФЛЕКСИЯ:

- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.

- Поднимите руку у кого всё получилось и он уходит с урока в хорошем настроении?

Дети поднимают руки…

- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?

Дети поднимают руку.

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.

- Спасибо за урок!




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение"

Автор: Анашкина Ирина Сергеевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства