План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение"
План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение"
План-конспект урока включает задания на повторение и обобщение материала по теме "Местоимение". Урок разработан по УМК "Школа России", с учетом требований ФГОС. В конспект урока включена презентация по теме. На уроке предусмотрены групповая, парная, индивидуальная самостоятельная работа, различные методы оценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Обобщение по теме "Местоимение" »
Тема: «Обобщение по теме «Местоимение»
Тип урока: Урок-обобщение
Продолжительность: 45 мин.
Цель урока: обобщить знания по теме «Местоимение»
Планируемые результаты:
1. Предметная:
- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;
- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами.
2. Метапредметная: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.
3. Личностная: создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения на уроке:
Методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
Информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь по русскому языку, оценочный лист, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
2. Самоопределение к деятельности.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
(Учитель читает стихотворение)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
- Итак, тема нашего урока сегодня «Обобщение по теме «Местоимение». (Слайд № 1)
- С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Слайд № 2 )
Ответы детей:- Я повторю, что такое местоимение (определение)…
- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число.
- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…
- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…
- Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении. А что же на самом деле мы с вами повторили о местоимении за урок, вы мне ещё раз расскажите в конце урока. А как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»? Для чего нам в обычной жизни нужны местоимения?
Ответы детей:- Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.
- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.
- Мне пригодится для поступления в институт.
- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.
- Теперь давайте посмотрим, что у вас лежит на парте.
- Чтобы оценить свой успех на уроке у вас у каждого лежит «Оценочный лист». Пододвиньте его к себе поближе, мы сейчас рассмотрим и заполним этот лист. (Слайд №3 )
- Подпишите сверху свою фамилию и имя.
- Посмотрите, ребята, в нашем оценочном листе 3 колонки. Первая колонка «Этапы работы на уроке». У нас с вами сегодня будет 5 этапов работы, за каждый этап вы будете набирать определённое количество баллов. Максимальное количество баллов за каждое задание вы найдёте во второй колонке «Максимальное количество баллов». А в - третьей колонке вы будете за каждое выполненное задание выставлять то количество баллов, которое вы наберёте на каждом этапе работы.
- 6-ым пунктом идёт оценка вашего успеха на уроке. Где вы тоже выставите сами себе баллы.
- А затем мы свами подведём итог. И получим каждый свою отметку за урок.
- Идём дальше.
- Открываем тетради, запишите число и классная работа.
(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки)
- Расскажите мне, какие орфограммы встретились вам в каждом слове, пока вы писали число, классная работа.
Дети: - В слове двадцать – непроизносимая согласная и мягкий знак на конце слова. В слове шестое – безударная гласная - е - в корне, которую можно проверить. Февраля – безударная гласная в корне слова - е -, которую надо запомнить и безударная гласная - а -, которую можно проверить. В слове классная – удвоенная согласная и безударное окончание. А в слове работа – безударная гласная в корне, которую мы запоминаем, так как это словарное слово.
- Верно.
3. Актуализация знаний.
- Прежде чем мы начнём выполнять различные задания от местоимений, кто мне скажет, а что такое само понятие местоимение?
Дети: - Образовалось от слов: «вместо», «имени».
Д.- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
- Правильно, ребята. (Слайд № 4)
- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.
4. Работа по теме урока.
- Первый этап:
1. ЧИСТОПИСАНИЕ
- У вас сегодня будет необычное чистописание.
- И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
- Прочитайте, что же здесь написано?
(Дети читают, что написано на доске.)
* В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
- Следим за своей посадкой.
(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)
- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием. (Слайд №5).
Сосчитайте количество правильно выписанных местоимений, все выписаны местоимения правильно – 6 баллов (по количеству правильно записанных местоимений), поставьте на полях количество баллов заработанные соседом по парте. Тетрадь верните соседу и количество заработанных баллов выставьте в оценочный лист под номером один.
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД. (Подходит к доске и обводит красным мелом в овал).
Д.- Союзы: А, НО. (Обводит на доске жёлтым мелом).
Д.- НОС, что? НОС – это существительное. (Обводит зелёным мелом).
Д.- Что делай? - МНИ; что делаем? - МНЁМ – это глаголы. (Обводит синим мелом).
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ. (Обводит белым мелом в овал)
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Дети: - Повторили части речи.
Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.
- Молодцы.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
2. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
- Следующим заданием они приготовили для вас загадки. Прочитайте загадку и отгадайте её. (Слайд №6)
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
(Читает загадку ученик и ребята её отгадывают).
Дети: - Месяц.
- По каким признакам вы догадались, что это месяц?
Дети:- Похож на дольку.
Дети: - Появляется на небе, когда стемнеет.
Дети:- «На цыпочках войдёт» - неожиданно появляется на небе.
- Молодцы. Следующая загадка. (Слайд № 7 )
Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы, -
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей.
(Ученик читает загадку. Дети отгадывают.)
- Что же это, ребята?
Дети: - Солнце.
- А как вы догадались?
Дети: - Бывает так, утром открываешь глаза, а тебе в окно светит солнце.
- А скажите, ребята, почему в этой загадке солнце названо «розовой жар-птицей»?
Дети: - Солнце бывает и розовым по утрам. Смотря какая погода на улице.
Дети: - Плывут в темноте мимо неё облака, кажется, что она находится «в пелене тумана».
- Какие вы у меня, молодцы!
- Так кто же ОН, ОНО, ОНА?
Дети: - Месяц, солнце и луна.
- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимение…
- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 5 слов), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?
1-й ряд местоимение – ОН (по 5 слов – любых)
2-й ряд местоимение – ОНО (по 5 слов – любых)
3- ряд местоимение – ОНА (по 5 слов – любых)
- Кто первый из ряда справился, идёт к доске и записывает свои 5 слов на доске.
(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. Первый, кто написал бежит к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)
ОН ОНО ОНА
агроном богатство заря
восток животное посуда
помидор облако пятница
лагерь шоссе солома
человек яблоко ромашка
- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.
(Ученик зачитывает свои слова и объясняет почему он их выбрал.)
Дети: - (Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…)
- У кого из ряда есть другие слова?
(Дети читают другие слова, которые они нашли и которых нет на доске. Другие – слушают, проверяют на слух правильность выполнения задания.)
- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.
- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5 баллов.
- Что мы с вами повторили выполнив это задание?
Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.
- Правильно.
3. ДОМИКИ
- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.
- Ваша задача сейчас будет поработать группой по 4 человека. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения. (Слайд №9)
(Дети распределяются по 4 человека и учитель раздаёт пустые домики, в которые надо правильно вставить местоимения по лицам и числам)
(Дальше дети обмениваются своими «домиками» между группами и идёт проверка по слайду №9. За каждое правильно вставленное местоимение команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 8)
- Назовите мне, пожалуйста, куда вы «заселили» местоимение 1 лица, единственного числа. Назовите мне, где у вас «проживает» местоимение 3 лица, множественного числа. И т. д…
Дети: (Примерное объяснение задания) – Местоимение Я – мы вставили в окошко 1лица, единственного числа. Местоимение ОНИ – «заселили» в окошко 3 лица, множественного числа. И т.д.
(Дети возвращают проверенное задание на листах обратно группе, где помечено количество баллов, которые заработали за это задание. И рассаживаясь каждый на своё место выставляет в свой оценочный лист то количество баллов, которое каждый заработал в группе.)
- Что мы с вами повторили выполняя это задание?
Дети: - Повторили, какое местоимение к какому лицу и числу относится.
ФИЗМИНУТКА
- А теперь давайте немного отдохнём и справим новоселье в новом доме.
(Звучит энергичная песня «Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе целая страна, вместе дружная семья…» под которую дети выполняют движения, которые демонстрирует им учитель.)
- Молодцы. Присаживайтесь. Отдохнули, размялись.
- А скажите мне, кто из вас запомнил местоимения, которые встречались в этой песне?
Дети:
- Я, ты, он, она…
- Правильно. Значит вы смогли не только отдохнуть, но и заодно потренировать своё внимание.
4. РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Послушайте внимательно одно стихотворение.
(Ученица с выражением читает классу стихотворение. Дети внимательно его слушают.)
Ученица: - Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ при НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы: - Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, а МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ,
- Всё ЭТО тайной быть должно
-Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Что вы поняли из этого стихотворения?
Дети: - Ничего не понятно…
- А как вы думаете, ребята, почему?
Дети: - Потому что в этом стихотворении одни только местоимения. А местоимения указывают на предмет, но не называют его.
- Когда в тексте много местоимений это плохо, ничего не понятно. А если в тексте только существительные, где нет местоимений тогда, как вы думаете интересен будет такой текст?
Дети:- Нет, скучный и не интересный текст, когда в тексте только существительные без местоимений. Однообразный.
- Тогда скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?
Дети: - Изменяются по числам.
Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».
- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?
Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.
- Вы правы.
- Где я могу посмотреть объяснение слова?
Дети: - В толковом словаре Ожегова.
-Да, действительно, Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати.»
- Вот текст, который надо отредактировать. (Слайд № 10)
- Запишите. Правильно измените местоимения, которые даны в скобках. Работаем.
(Дети работают над текстом.)
- Сами проверьте правильность написания текста. (Слайд № 11)
(Учитель выводит текст на экран, по которому дети сами себя проверяют.)
- Оцените себя. За каждое правильно записанное слово – 1 балл. Все 5 правильно изменённых местоимений – 5 баллов. Занесите количество баллов к себе в табличку.
Дети (разные) читают по одному предложению. И объясняют, что они изменили и почему.)
Примерное объяснение детьми: - Игорь и Алик рисовали. К ним пришла девочка. Я добавил к местоимению в начало букву «н», так как перед местоимением стоит предлог. Изменил местоимение таким образом, чтобы у предложения был смысл.
- Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые и правильные предложения.
- Какие знания помогли вам редактировать этот текст?
Дети:
- Правильное написание местоимения с предлогом.
Дети:
- Правильное написание местоимения в нужном падеже, подходящим по смыслу предложения.
- Верно, ребята. Вот сколько всего мы с вами повторили о местоимении.
5. Надо подумать*
- Но, хитрые и умные местоимения приготовили для вас хитроумные загадки. Давайте попробуем их разгадать.
- Над этими хитроумными загадками я предлагаю подумать вам в большой и дружной команде – целым рядом.
- Я раздам вам по 2 вопроса от местоимений, а ваша задача будет подумать и ответить на них.
(Учитель 3-м большим командам раздаёт по 2 вопроса. Детям даётся время обсудить и подумать над ними)
- Я вижу, что 2 команды уже готовы. Давайте дождёмся 3-ю и будем слушать ваши ответы.
- Проверяем. (Слайд № 12)
(Первая команда читает вопрос по листочку и говорит ответ, который у них получился.)
Дети: - Какое местоимение надо добавить к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
-Наш ответ: ты к вы, получится ТЫкВЫ.
Учитель выводит на экран правильный ответ: ТЫкВЫ. (Слайд №13 )
- Верно, ребята, вы молодцы.
Эта же команда читает свой второй вопрос и отвечает на него.
Дети: - Какое местоимение составлено из двух предлогов?
- Наш ответ: О-НА.
Учитель выводит на экран правильный ответ: О-НА. (Слайд № 14)
- Молодцы! На 2 вопроса вы дали абсолютно верные ответы. В своей табличке под номером 5 (Надо подумать*) каждый ставит себе 2 балла.
- Давайте проверять следующую команду, какие им достались вопросы и как они на них ответили.
2-я команда читает свои вопросы и отвечает на них:
Дети: - Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
- Наш ответ: ОНО.
Учитель выводит на экран правильный ответ: ОНО. (Слайд № 15)
Дети радуются своей удаче.
- Читайте свой второй вопрос.
Дети: - Какие личные местоимения мешают машинам на дорогах?
- Верно догадались. Читайте свой следующий вопрос.
Дети: - Какое местоимение превращается в союз при чтении справа?
- Наш ответ: ОН.
-Проверяем.
Учитель выводит на экран правильный ответ: ОН (Слайд №18)
- Ну и молодцы вы у меня, хитроумным местоимениям не удалось вас запутать.
- Что вам помогло справиться с этим это интересным заданием?
Дети: - Память.
Дети: - Внимание.
Дети: - Мышление.
- А как вы думаете, для чего хитроумные местоимения приготовили для вас такие вопросы?
Дети: - Наверно, чтобы мы смогли подумать…
- А ещё кто как думает?
Дети: - Чтобы нам стало интересно.
- Да, действительно. Это задание показало нам с вами, что русский язык очень интересен и многообразен.
Подведение итогов:
- Итак, ребята. Давайте вспомним, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: - Обобщение по теме «Местоимение».
Учитель выводит слайд презентации на экран (Слайд №19)
- Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях? (Слайд № )
Дети: - Повторили части речи. Смогли выделить среди других частей речи местоимения.
Дети: - Повторили умение заменять имена существительные местоимениями.
- Хорошо. А ещё?
Дети: - Повторили правильное написание местоимений с предлогами. И изменение местоимений в нужную падежную форму по смыслу предложения.
- Для чего это нужно нам?
Дети: - В жизни эти знания нам пригодятся.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
- Подвиньте к себе оценочный лист. У нас с вами остался последний 6-й пункт нашей таблички (Оценка моего успеха на уроке). Прочитайте критерии оценивания этого пункта и оцените себя.
- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок.
Проверка баллов у учащихся.
- Встаньте те, кто получил за урок от 31 до 29 баллов?
Дети встают, кто имеет такой результат. (10 человек)
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 28 до 26 баллов?
Дети встают. ( 11 человек.)
- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь.
- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок от 25 и ниже баллов.
Дети поднимаются со своих мест. (3 ученика)
- Тоже не плохо.
РЕФЛЕКСИЯ:
- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.
- Поднимите руку у кого всё получилось и он уходит с урока в хорошем настроении?
Дети поднимают руки…
- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?
Дети поднимают руку.
- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.