kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока на тему:«Лес – наше богатство».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Лес – наше богатство».

Цели:

1) Развивать познавательный стимул учеников, любознательность, стремление поделиться приобретёнными знаниями.

2) Воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное отношение к природе.

3) Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Оборудование: знаки «Правила поведения в природе»; иллюстрации животных, птиц, деревьев; мультимедийная установка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока на тему:«Лес – наше богатство». »

Тема: «Лес – наше богатство».

Цели:

1) Развивать познавательный стимул учеников, любознательность, стремление поделиться приобретёнными знаниями.

2) Воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное отношение к природе.

3) Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Оборудование: знаки «Правила поведения в природе»; иллюстрации животных, птиц, деревьев; мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Мы с вами прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного. Сегодня поговорим о лесе, о его обитателях.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Ответы детей:

Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц. Лес настоящая кладовая для человека. В нем много ягод и грибов, из древесины деревьев делают тетради, книги, мебель и множество других предметов. Лес нужно беречь. Растет он медленно.

Учитель: К сожалению, не все могут правильно воспользоваться этой кладовой. Большой вред приносят лесу горе – туристы. Они рубят ветки для костра, оставляют банки, бутылки, а самое страшное – неумело разводят костер. Страшное зрелище – пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня.

Ученик:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Ученица: Если б человек вот так каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

(Надпись на доске: «Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины».)

На доске таблица «Летом в лесу», где изображена лесная поляна с цветами, грибами, ягодами. Вдалеке деревья смешанного леса: ель, сосна, дуб, берёза, орешник.

Надпись на доске: «Войди в лес другом».

Ученик: К сожалению, не все взрослые и дети правильно ведут себя в лесу. Давайте вспомним экологические правила.

(Ученики называют правила, а учитель показывает на экране знаки с названными правилами.)

  1. Не разоряй птичьи гнезда.

  2. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета; она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

  3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  5. Не разоряй муравейники.

  6. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

  7. Соблюдай правила сбора грибов, не уничтожай мухоморы. Помни, что ими лечатся многие лесные жители.

  8. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.


3. Учитель: Что интересного вы можете рассказать о деревьях в лесу?

Рассказы детей.

Картинка на экране – ЕЛЬ.


Ученик: «Ель обычно растёт во влажных низменных местах. В её колючих ветвях ютятся птицы, строят свои домики-гнёзда проворные белки. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Древесина у ели светлая, мягкая, упругая. Её используют для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов. А вот на склонах оврагов и холмов ель не высаживают. Её корневая система не удерживает почву, так как корни её не проникают глубоко».


Картинка на экране – СОСНА.



Ученик: С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из её необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. У сосны древесина богата смолой, очень мягкая, легкая и прочная в воде. Из сосны делают мебель, корабли, подпорки для небольших мостиков. Ещё одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосны.

Знаете ли вы? В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны весной подкармливают домашних животных. Такая витаминная подкормка очень полезна.


Картинка на экране – ДУБ.



Ученик: В наших русских лесах нет дерева мощнее зелёного дуба. Крепок ствол старого дуба. Дуб теплолюбивое и светолюбивое дерево. В лесах далёкого севера дубов не увидишь. Древесина дуба применяется при строительстве кораблей. Дубовая мебель и дубовый паркет считаются лучшими.


(Надпись на экране «О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы!»

(А. Толстой)

Ученик: У березы белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые, душистые почки. Много певчих птиц собирается в березовых рощах. Во время сокодвижения береза может напоить человека своим соком, но увлекаться этим нельзя, так как дерево может погибнуть. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.

Наряд её лёгкий чудесен,

нет дерева сердцу милей,

и столько задумчивых песен

поётся в народе о ней!


Викторина

  1. О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом?» Но так ли это? (Ель и сосна тоже меняют хвою, но постепенно, а это незаметно.)

  2. Почему говорят «Дуб зимний». (Какая примета связана с тем, что не все листья дуба опадают зимой? (Холодная зима.)

  3. Как используют кору и листья дуба? (Отвар коры для лечения дёсен, листья – при засолке огурцов)

  4. Какое дерево цветет первым? (ольха); а какое последним? (липа)


Самостоятельная работа: Узнай какого дерева листик и подпиши

4. Учитель: Бывают леса большие, а бывают маленькие. Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Медведь – большой, волк – поменьше, заяц – маленький. Звери не похожи друг на друга.

Ученик: Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут всё, что им по зубам – грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами.

Ученик: Медведь – хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины – ест ягоды. А нет малины или мёда – будет отыскивать грибы, выкапывать корешки растений. Он ест все: ловит лягушек, ящериц. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Медведица всегда готова оградить детенышей от опасности.

Ученик: Волки – заботливые родители. Всё лето и осень кормят прожорливый выводок. Мать – волчица заботится о своих детенышах и при случае храбро их защищает. В этих заботах о детях помогает ей и волк – отец. Волки – лесные санитары.

Ученик: Попробуй-ка подойти в лесу к какому-нибудь зверю – зверь убежит. А вот ёж может подпустить человека очень близко. Ежи плохо видят. Больше надеются на свой нюх. Не пропустит ёж ядовитую змею, гадюку. Он уничтожает лесных мышей и других вредных грызунов. Не берите в дом ежей. Это может быть ежиха и её дети умрут от голода.

5. Учитель: После зимнего затишья радуют в лесу простые, незатейливые песенки пернатых друзей. Прыгая с ветки на ветку, поёт большая синица. Они уже редко появляются у жилья человека. Пары дятлов выдалбливают дупла. Они любят полакомиться кленовым, берёзовым или осиновым напитком. Для этого они дырявят кору рядами тонких отверстий – кольцуют. Такие ранки затягиваются быстро и дереву вреда не делают.

К нам на праздник пришёл почтальон и принёс телеграмму – жалобу от кукушки. Она жалуется на то, что все считают её плохой матерью. А почему? (Рассказы детей: кукушка единственная из всех птиц подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А почему? Кукушка насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые, а кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки, вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.)

Ученик: В лесу часто можно услышать звонкие удары дятла. Он, кажется, совсем не боится близости человека. Своим твердым клювом он бьет по дереву и вытаскивает вредных жучков. Удержаться на дереве ему помогают цепкие коготки и хвост – подпорка.

Знаете ли вы? Знаете ли вы, что птицы часто принимают муравьиную ванну? Находят в лесу муравьиную кучу и садятся на неё. Муравьи, лазая по птице выделяют вещество, которое очищает перья птицы от пыли и грязи.

Помните!

Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более 1000 вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Жизнь птиц и животных часто зависит от вашего, дети, поведения в природе.

6. Игра «Дополни правильно»

Не приноси из лесу ….

Зажигай костёр только….

Не разоряй…. (муравьиные кучи, птичьи гнёзда)

Как правильно вести себя в лесу….

7. Итог урока

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир.

Ученик: Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Ученица: Берегите эту Землю, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
План - конспект урока на тему:«Лес – наше богатство».

Автор: Байгужинова Алма Бакеновна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства