Самоанализ урока литературного чтения по произведению М.Пришвина «Выскочка»
Тема моего урока – работа с художественным произведением М.М. Пришвина « Выскочка ».
Это 5 урок в разделе « Природа и мы », на который отводится в рабочей программе 10 часов. Этот урок связан с предыдущей темой « Поэтическая тетрадь », в которую были включены стихотворения различных поэтов о родине. Глубокое знакомство с предыдущим разделом позволило мне провести логический переход к новому разделу.
При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания; давать характеристику действующим лицам; устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста; определять главную мысль.
На уроке решались следующие цели
познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом «Выскочка»; активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения);
способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.
расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.
создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.
На уроке была обеспечена комплексность и взаимосвязь триединой задачи.
Мной была выбрана структура комбинированного урока, т.к. считаю, что именно она была рациональна для решения задач урока.
В зависимости от характера художественного произведения и возможностей учащихся, я выбрала следующие виды анализа художественного произведения:
проблемный;
композиционный;
анализ художественных образов.
С помощью стилистического ( языкового анализа ), я показываю как в подборе слов - образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
Например: «Как описывает автор Вьюшку?» Отношение автора к ней.
Чтобы провести стилистический эксперимент я прошу заменить авторское слово синонимом. Например: подберите синонимы к словам срам, бдительность
Я провожу специальную работу над пониманием фразеологизмов ( Что значит « В семье не без урода », « поскакала дуром » ).
Я провожу проблемный анализ, так как в произведении решаются этические проблемы, различное понимание характеров героев, их действий и поступков. Например: « Почему сорока так поступила? », « Как повела себя Вьюшка? ».
Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию я задаю вопросы Оком этот рассказ, использую древо предсказаний предположить чем закончится рассказ.
При композиционном анализе я работаю над сюжетом и его элементами ( эпизодами ), используя вопросы и задания типа: « Как поступил герой? », « Как его это характеризует? », « Что произошло вследствие этого? ».
При анализе художественных образов мы разбираем характер героев, который проявляется в поступках и мотивах.
На уроке я использовала следующий виды работы с текстом:
1. Чтение « про себя »
2. «Жужжащее» чтение
4. Выборочное чтение
На протяжении всего урока работаю над развитием речи учащихся:
1. Использую работу со словарями
2. Работа с фразеологизмами и трудными словами
3. Добиваюсь полных развернутых ответов.
Мной были использованы репродуктивные, наглядные, словесные, проблемные, практические методы обучения.
Дидактические принципы: связи теории с практикой доступности, последовательности и прочности – составляли систему заданий данного урока.
Поэтапно использовалась возможность обратной информации о том, как усвоен материал учащимися: фронтальная беседа, тестовые задания.
Осуществлялась межпредметная связь (с уроком природоведения ).
Домашнее задание сочинить синквейн по алгоритму на тему Вьюшка.
Вышеуказанные упражнения дали детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих эмоций. Этому же способствовало и доброжелательная атмосфера, царившая на уроке. Проводилась индивидуальная работа с учащимися разного уровня подготовки. Учащимся с разным уровнем подготовки были заранее даны индивидуальные задания при подготовке к уроку.
Уроки по произведениям М.М. Пришвина и в частности этот урок носит ярко выраженный воспитывающий характер.
Считаю, что цели урока достигнуты (реализованы не в полной мере). Запланированные мною задания были выполнены.
Активность (низкая, средняя, высокая ).