kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литеатуы УМК "Школа Росси". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможости учащихя: владение навыками сознательного,правильного чтения целыми словами, умение выделять слова автора,действующихлиц, пейзажные, бытовые писания, давать характеристику действующим лицам, устанавливать смысловые связи между частями. Урок разработам вместе с презентацией.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока литературного чтения по произведению М.Пришвина «Выскочка»


Тема моего урока – работа с художественным произведением М.М. Пришвина « Выскочка ».

Это 5 урок в разделе « Природа и мы », на который отводится в рабочей программе 10 часов. Этот урок связан с предыдущей темой « Поэтическая тетрадь », в которую были включены стихотворения различных поэтов о родине. Глубокое знакомство с предыдущим разделом позволило мне провести логический переход к новому разделу.

При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания; давать характеристику действующим лицам; устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста; определять главную мысль.

На уроке решались следующие цели

познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом  «Выскочка»;  активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения);

способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.                                                         

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  систематизировать, делать выводы;  формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.    

 создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.



На уроке была обеспечена комплексность и взаимосвязь триединой задачи.

Мной была выбрана структура комбинированного урока, т.к. считаю, что именно она была рациональна для решения задач урока.

В зависимости от характера художественного произведения и возможностей учащихся, я выбрала следующие виды анализа художественного произведения:

 проблемный;

 композиционный;

 анализ художественных образов.

С помощью стилистического ( языкового анализа ), я показываю как в подборе слов - образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Например: «Как описывает автор Вьюшку?» Отношение автора к ней.

Чтобы провести стилистический эксперимент я прошу заменить авторское слово синонимом. Например: подберите синонимы к словам срам, бдительность

Я провожу специальную работу над пониманием фразеологизмов ( Что значит « В семье не без урода », « поскакала дуром » ).

Я провожу проблемный анализ, так как в произведении решаются этические проблемы, различное понимание характеров героев, их действий и поступков. Например: « Почему сорока так поступила? », « Как повела себя Вьюшка? ».

Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию я задаю вопросы Оком этот рассказ, использую древо предсказаний предположить чем закончится рассказ.

При композиционном анализе я работаю над сюжетом и его элементами ( эпизодами ), используя вопросы и задания типа: « Как поступил герой? », « Как его это характеризует? », « Что произошло вследствие этого? ».

При анализе художественных образов мы разбираем характер героев, который проявляется в поступках и мотивах.

На уроке я использовала следующий виды работы с текстом:


1. Чтение « про себя »

2. «Жужжащее» чтение

4. Выборочное чтение

На протяжении всего урока работаю над развитием речи учащихся:

1. Использую работу со словарями

2. Работа с фразеологизмами и трудными словами

3. Добиваюсь полных развернутых ответов.

Мной были использованы репродуктивные, наглядные, словесные, проблемные, практические методы обучения.

Дидактические принципы: связи теории с практикой доступности, последовательности и прочности – составляли систему заданий данного урока.

Поэтапно использовалась возможность обратной информации о том, как усвоен материал учащимися: фронтальная беседа, тестовые задания.

Осуществлялась межпредметная связь (с уроком природоведения ).

Домашнее задание сочинить синквейн по алгоритму на тему Вьюшка.

Вышеуказанные упражнения дали детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих эмоций. Этому же способствовало и доброжелательная атмосфера, царившая на уроке. Проводилась индивидуальная работа с учащимися разного уровня подготовки. Учащимся с разным уровнем подготовки были заранее даны индивидуальные задания при подготовке к уроку.

Уроки по произведениям М.М. Пришвина и в частности этот урок носит ярко выраженный воспитывающий характер.

Считаю, что цели урока достигнуты (реализованы не в полной мере). Запланированные мною задания были выполнены.

Активность (низкая, средняя, высокая ).




Просмотр содержимого документа
«урок кудинкиной ие»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.


ФИО

Кудинкина Ирина Евгеньевна

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 22 имени В.Г. Серегина, поселок Ломинцевский, Щекинский район, Тульсая область

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литература

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка

Базовый учебник

«Литературное чтение», 4 класс, УМК «Школа России»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2011 год


8.Цель урока: познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом  «Выскочка»;  активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения);

способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.                                                         

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  систематизировать, делать выводы;  формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.    

 создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания 9. Задачи

за общее дело

9.Задачи организационной деятельности педагога

Личностные : создать условия для сопереживания, умения оценивать поступки и выражать своё отношение к ним.

Предметные : овладение навыками смыслового, выразительного чтения, осмысление идеи произведения.

Метапредметные : умение сотрудничать со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии


  1. Тип урока урок открытия новых знаний.

  2. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор

  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация с целью…)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

1.

Орг. момент




2

Мотивация и целеполагание


Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будете слушать, рассмотрите иллюстрации.  ( Звучит красивая музыка «Звуки природы»,  на доске иллюстрации – пейзажи, животные,  слова: 

«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека»  М.М. Пришвин

Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали?

Великое слово природа. Природа создала человека.  Человек – часть природы, ее неповторимое создание.  Рассказ, с которым мы познакомимся  сегодня жизненный, и такая ситуация вполне могла произойти с одним из нас 

Слайд 2-7

Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте  и определите главное.  Итак, сегодня на уроке…

Приложение 1

Слайд 8

-Сегодня мы будем читать рассказ русского писателя…..

- Прочитайте имена великих русских писателей, кому из этих писателей принадлежат эти произведения?

Слайд 9

























(Это слова о природе и о людях) 


3

Открытие новых знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина.

Ребята помогут нам вспомнить биографию Михаила Михайловича Пришвина.

Слайд 10

Приложение 2 (1ученик)

О чем писал Пришвин?  Что мы можем сказать о таком человеке?









Приложение 3 (2 ученик)

Что волновало писателя больше всего?  Почему он не мог быть равнодушным к природе


Слайд 11







Сегодня мы читаем рассказ «Выскочка»

 Что обозначает слово выскочка?


На столах у вас словари найдите и прочитайте значение слова выскочка

Выскочка – человек, который, выдвигая себя стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

Слайд 12

- О ком будет рассказ?

- Кого автор назвал Выскочкой?

Слайд 13















Чтение 1 части перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась





















одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)
















Пришвин был тонким наблюдателем, каждый раз при встрече с природой открывал для себя что-то новое







Пришвин  не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Он считал, что природа неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний





Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями.



























Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали.





Чтение 1 части перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Методический приём «Дерево предсказаний» слайд14

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы. Запишите.

  1. Что будет дальше?

  2. Чем закончится текст?

  3. .Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика

- Что произойдет дальше?


После чтения рассказа. Мозговой штурм.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.

-Как вы понимаете слова и вырожения?

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                       

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.  

 Срам – стыд и позор.   

 На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.











С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.  

 Срам – стыд и позор.   

 На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.




4

Совместный поиск.

Работа в малых группах


-Отметьте в тексте описание сороки.

- Зачитайте.

- Какие слова автора указывают на то, что сорока отличается от других?


Какой вам представляется сорока в этот момент? Запишите слова на листок (инд.работа)


А как ведут себя сороки, увидев Вьюшку?

Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.


-А какими в этом отрывке представлены сороки?



- О чём они дружно договариваются?




А какие действия в это время предпринимала Вьюшка? Прочитать

От чего Выскочка осталась без хвоста?

- Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом

- Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Выпишите глаголы, которые относятся к Выскочке.



Охарактеризуйте образ сороки.


Зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку



Эталон (слайд15) (В семье не без урода, поскакала дуром… а я как мне самой хочется


Эталон (слайд16) (бесстрашная, ловкая, хитрая…) ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ





Эталон (слайд17)(смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные


(очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую)






Слайд18

(изловчилась, улучила, подскакала, унесёт, подняла пыль, вырвалась





ОБРАЗ СОРОКИ (с пыльцой в голове, с заскоком, радужный длинный хвост, белохвостая Выскочка, блестящая пёстрая, проворная воровка яиц)



5

Составление «синквейна»

А сейчас я предлагаю составить синквейн на тему Выскочка по алгоритму.

Кто хочет прочитать свой синквейн?



6

Д/З

Дома составте синквейн на тему Вьюшка.



7

Итог урока

Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?

- М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

 О каких людях думал М. М. Пришвин, когда создавал это произведение?






8

Рефлексивный экран

Слайд21




























Приложение к плану-конспекту урока


Приложение 1


1.Познакомиться           

с учебником                                                         

с автором литературного произведения                                                                                                                                                                

с новым произведением

2.Читать и                       

не понимать                                                                               

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                                                

пожелание                                       









Приложение 2


  1. Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.                                                                                                                                                 

 С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»



Приложение 3


  1. М.М.Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.                                                                                                                                                      Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.











Приложение 4

1.Что будет дальше?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Чем закончится текст?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Как могут развиваться события?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------







Приложение 5


Образ сороки

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------














Алгоритм написания синквейна


1 строка Кто? Что? (существительное)


--------------------------------------------------------------------------------------------

2 строка Какой ? (2 прилагательных)


--------------------------------------------------------------------------------------------

3 строка Что делает? (3 глагола)


--------------------------------------------------------------------------------------------

4 строка Что ты об этом думаешь?(фраза 4 слов)


--------------------------------------------------------------------------------------------

5 строка Назови предмет по-другому (синоним) или представь, о чём думаешь


--------------------------------------------------------------------------------------------



















Просмотр содержимого презентации
«Урок литературы Кудинкиной ИЕ»

Урок литературы  4 класс Учитель: Кудинкина И.Е МОУ Ломинцевская СОШ №22 имени В.Г. Серегина Тульской области

Урок литературы 4 класс

Учитель: Кудинкина И.Е

МОУ Ломинцевская СОШ №22

имени В.Г. Серегина

Тульской области

« Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека »   М.М. Пришвин

« Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека »  М.М. Пришвин

Познакомиться Читать и с учебником Высказывать и доказывать понимать и анализировать прочитанное с новым произведением недовольство не понимать с биографией автора произведения собственное мнение оценивать свои поступки пожелание

Познакомиться

Читать и

с учебником

Высказывать и доказывать

понимать и анализировать прочитанное

с новым произведением

недовольство

не понимать

с биографией автора произведения

собственное мнение

оценивать свои поступки

пожелание

Лисичкин хлеб Ребята и утята Моя Родина Л.Н. Толстой А.С. Пушкин М.М. Пришвин
  • Лисичкин хлеб
  • Ребята и утята
  • Моя Родина
  • Л.Н. Толстой
  • А.С. Пушкин
  • М.М. Пришвин
М.М. Пришвин  1873-1954

М.М. Пришвин

1873-1954

Выскочка  – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова). Выскочка об., также предмет; тот, кто выскочил в чины, опередив товарищей; кто выскакивает вперед, суется, с желанием выказаться, выслужиться.  ( толкование словаря В.И. Даль

Выскочка  – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

Выскочка об., также предмет; тот, кто выскочил в чины, опередив товарищей; кто выскакивает вперед, суется, с желанием выказаться, выслужиться.

( толкование словаря В.И. Даль

М.М. Пришвин «Выскочка »

М.М. Пришвин «Выскочка »

Дерево предсказаний    Что будет дальше? Чем закончится текст? Как могут развиваться события?

Дерево предсказаний

Что будет дальше?

Чем закончится текст?

Как могут развиваться события?

Описание сороки В семье не без урода, поскакала дуром… а я как мне самой хочется

Описание сороки

В семье не без урода, поскакала дуром… а я как мне самой хочется

Бесстрашная, ловкая, хитрая, смелая ….   Прилагательные

Бесстрашная, ловкая, хитрая, смелая ….

Прилагательные

Смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные.

Смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные.

Изловчилась, улучила, подскакала, унесёт, подняла пыль, вырвалась.   Глаголы

Изловчилась, улучила, подскакала, унесёт, подняла пыль, вырвалась.

Глаголы

Образ сороки  С пыльцой в голове, с заскоком, радужный длинный хвост, белохвостая Выскочка, блестящая пёстрая, проворная воровка яиц .

Образ сороки

С пыльцой в голове, с заскоком, радужный длинный хвост, белохвостая Выскочка, блестящая пёстрая, проворная воровка яиц .

Алгоритм написания синквейна 1 строка Кто? Что? (существительное) 2 строка Какой ? (2 прилагательных) 3 строка Что делает? (3 глагола) 4 строка Что ты об этом думаешь?(фраза 4 слов) 5 строка Назови предмет по-другому (синоним) или представь, о чём думаешь

Алгоритм написания синквейна

1 строка Кто? Что? (существительное)

2 строка Какой ? (2 прилагательных)

3 строка Что делает? (3 глагола)

4 строка Что ты об этом думаешь?(фраза 4 слов)

5 строка Назови предмет по-другому (синоним) или представь, о чём думаешь

Рефлексивный экран 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен 7.Домашнее задание мне кажется полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно

Рефлексивный экран

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кудинкина Ирина Евгеньевна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства