Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | УУД | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (к учебной деятельности) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, под рукой! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, Индивидуаль ная | К - планируют учебное сотрудничество. Л - понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабочего места |
2Актуализация знаний | 1 . Проверка домашнего задания. 2. Целеполагание. 3. Устный счет | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. 1) Проверка усвоения таблиц (трудные случаи табличного умножения и деления). 56 : 8 6 • 7 36 : 9 9• 8 54 : 6 7• 8 72:9 4• 7 63 : 7 8• 8 2) Сравнение выражений: 14 • 6 ... 16 • 4 90: 5 ... 80: 4 23 • 4 ... 19 • 5 5: 17 ... 95:19 | Показывают выполненную домашнюю работу. Внимательно слушают. Выполняют задания | Фронтальная, Индивидуаль ная | П -осуществляют логические действия; строят модели, отражающие различные отношения между объектами; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р - ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К - могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л - осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
3.Выявление затруднений в деятельности и целеполагание | 1 . Объяснение нового материала 2. Работа по учебнику. | - Разложите по 3 сначала 6 яблок, затем 12 яблок (решение каждый раз записывается на доске), затем 7 яблок (при этом выясняется, что 7 яблок разложить по 3 нельзя, получится 2 раза по 3 яблока, и 1 яблоко останется). На доске выполняется запись: 7:3 = 2 (ост. 1) - Прочитать эту запись можно так: «7 раз делить на 3, получится 2 и 1 в остатке». Или: «Делимое - 7, делитель - 3, частное - 2, остаток - 1». Важно, чтобы при этом в одних случаях деление выполнялось без остатка, а в других — с остатком. - Сравнивая выполненные на доске записи, делаем вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других - его нет (или он равен нулю). - Рассмотрите рисунок. - Сколько всего кружков взяли? - Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку? | Один ученик выполняет у доски. Аналогичные демонстрации должны провести учащиеся, используя кружки, раскладывая их на заданные группы или на две (три) полочки наборного полотна поровну. Рассматривают данный в учебнике рисунок. - 17 кружков. - В 17 содержится 5 раз по 3, и еще остается 2 | Фронтальная, индивидуальная | П - формулируют ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют логические действия; адекватно воспринимают информацию, полученную из объяснения учителя, ответов учащихся. Р - принимают и сохраняют учебные задачи | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
4. Совместное открытие знания | Работа по учебнику. Физкультми- нутка | №1. Полезно, чтобы каждый раз в объяснении звучала формулировка: «Надо узнать, сколько раз по 2 (по 4, по 3) содержится в 15». Особое внимание следует обратить на последний пример из этого упражнения, где в остатке получен нуль. № 2 (с комментированием). — Что надо узнать? - Для этого сделаем рисунок. | Используя рисунки, учащиеся по вызову учителя объясняют решение. Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 7. По рисунку мы видим, что по 3 в 7 содержится 2 раза и еще 1 кружок остается. | Фронтальная, индивидуальная | П - осуществляют логические действия; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Р - принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий | Устные ответы, выполненные задания |
5. Первичное закрепление во внешней речи 6. Самостоятельная работа с проверкой | Решение задач Занимательные задачи 3. Работа в тетради на печатной основе. | Решение: 1) 54 : 3 = 18 (л.) - в 1-й тетради. 2) 72 : 1 8 = 4 (т.) -из 72 листов. О т в е т: 4 тетради состоят из 72 листов. №4. Учитель записывает вместе с учащимися. 1/8 часть- 5 см2. S-? - При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков понадобилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора? - Шнур длиной 12м разрезали на 3 равные части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать? - У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки? - Ваня разложил камешки на столе на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 1 0 см? - В рабочей тетради выполните задания № 86-87, с. 33 | Решают по вариантам Дети решают самостоятельно с последующей проверкой: 5 • 8 = 40 (см2) - 5. Ответ: 5= 40 см2. - 20 столбиков. - 2 разреза. - 10 груш. - 6 камешков. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | П - осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию поиск необходимой информации; используют знаково- символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; используют математическую терминологию. Р - адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности. К - строят речевое высказывание в устной форме. Л - осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | Устные ответы, записи в тетради |
7. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | - Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? - Вам удалось достичь цели? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П - ориентируются в своей системе знаний. Р — оценивают собственную деятельность на уроке. Л - проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
8. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 26, № 5. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р - принимают и сохраняют учебные задачи | |