- обобщение знаний об основных питательных веществах и их роли в жизнедеятельности организма; закрепление навыков правильного питания;
- воспитывать разумное отношение к правильному питанию.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение пройденного материала. (на доске плакат ,,Органы пищеварения”.)
- На прошлом уроке мы изучали пищеварительную систему, вспомните, какие органы относятся к ней? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.)
- Что происходит с пищей в ротовой полости? (пища перемалывается, смачивается слюной.)
- Для чего нужна слюна? (Смоченная пища расщепляется в желудке быстрее.)
- Что происходит с пищей в кишечнике? (Обрабатывается кишечным соком.)
- Верно, здесь и поджидают её кровеносные сосуды капилляры. Они впитывают питательные вещества, а кровь уносит их ко всем клеткам организма.
- Какую огромную работу проделывает пищеварительная система! А зачем всё это? Зачем человек ест? (Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями.)
- А вы знаете, сколько съедает каждый человек за всю свою жизнь? Приблизительно 50 тонн – целый товарный вагон. (рисунок)
Сообщение темы урока.
- Что же есть такого в еде , что без неё невозможно жить?
Этот вопрос вы задали в конце прошлого урока. Вот сегодня мы и должны это выяснить, решить проблему. (круг - проблема)
Тема урока: ,,Питательные вещества, их значение для роста и развития организма”.
Постановка целей урока.
(4 группы детей, лежат конверты со словами.)
- На столах у вас лежат слова-карточки, обозначающие название продуктов питания. Разделите слова на группы, как считаете верно.
По какому признаку и на какие группы смогли разделить эти продукты?
1 способ:
Продукты растительного животного происхождения смешанного
происхождения: типа
картофель мясо торт
гречка яйцо
морковь творог
яблоко молоко
растит.масло слив.масло
хлеб рыба
сметана
2 способ:
Продукты, которые каждый день, но не нужно есть в ограничен-
можно есть каждый переедая ных количествах
день или как можно
чаще.
морковь хлеб торт
яблоко картофель
мясо
раст.масло
слив.масло
яйцо
сметана
гречка
рыба
молоко
творог
- А сегодня мы сможем разделить эти продукты питания на группы более грамотно. Узнаем третий способ. Отодвиньте пока слова в сторону, они нам ещё пригодятся.
5. Знакомство с новым материалом.
- Работу по решению нашей проблемы начнём с опыта.
Вчера вечером в тёплом месте мы оставили стакан молока. Вот он. Что вы видите?
(простоквашу)
- Откуда она взялась? (молоко скисло.)
- Что покрывает молоко сверху? (жирные сливки)
- Так что же содержит молоко? (жир)
Отобразим наши результаты в таблицу.
Опыт 2.
- Точно такой же стакан с молоком я оставила дома и сегодня утром прогрела на водяной бане. Что произошло с простоквашей, т.е. с кислым молоком? (получилась зеленоватая сыворотка и белые хлопья.)
- Отделим, процедив через марлю, белые хлопья. Что получили? (творог и сыворотку.)
- Какого цвета творог? (белого)
- Подумайте, как же называется вещество? (белок)
- Значит, что содержит молоко? (белок и молочную сыворотку.)
Зафиксируем результаты наших опытов.
- Если я возьму сыворотку и буду выпаривать из неё воду, то останется вещество – молочный сахар, или углеводы. Какой вывод можно сделать?
(Сыворотка состоит из воды и углеводов.)
Добавим запись в нашу таблицу:
- Вот мы и проследили на примере молока, что продукты питания состоят из питательных веществ. Какие вещества вы можете назвать? (Белки, жиры, углеводы.)
Практическая работа.
- В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Так, в молоке больше белка – значит, оно относится к белковой пище. Так же можно разделить все продукты.
Положите перед собой название питательных веществ и слова- названия продуктов, с которыми вы работали в начале урока. Попробуйте теперь разделить их на группы более грамотно.
Жиры белки углеводы
раст.масло мясо хлеб
слив.масло рыба морковь
торт яйцо картофель
сметана молоко яблоко
творог гречка
- Проверьте свою работу с доской. Так ли у вас получилось?
7. Знакомство с новым материалом.
- Итак, все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры и углеводы.
Послушайте, зачем они нужны.
(Знаки – круги – на доску.)
Белок – это строительный материал для клеток. Нужно, чтобы они росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины. Это основной источник энергии для подвижных игр, бега и умственной работы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Жиры – продовольственные и топливные склады. Это строительный материал для мозга и нервной системы.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
8. Физминутка.
Чтобы сильным стать и ловким,
Начинаем с тренировки.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
- Но для нормального развития организма необходимы ещё и минеральные вещества: фосфор, железо, магний, кальций, вода. В организме её – до 60%. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить всего 3 -5 дней.
- Каждой клеточке организма необходимы ещё и витамины. (Рисунок.)
А чем ценны витамины для организма, в каких продуктах питания они находятся, вы сами нам об этом сообщите.
9. Самостоятельная работа.
- Сейчас вы будете работать в группах. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, учебники (с. 25-26). Вам необходимо составить рассказ о питательных веществах, пользуясь предложенным планом.
1 группа – составляет рассказ о белках;
2 группа – о жирах;
3 группа – об углеводах;
4 группа – о витаминах.
Выслушиваются все группы.
Вывод: Что же такое питание?
Питание – это процесс, благодаря которому организм усваивает нужные вещества: белки, жиры и углеводы.
- Определите, какие вещества содержатся в продуктах питания на странице в ТПО
С.8, задание№ 16.
- Какое питательное вещество важнее для организма? (все важные.)
- Какой вывод мы сделаем?
(Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразной пищей, предпочтение нужно отдать овощам, фруктам, зелени, кисломолочным продуктам.)
- А, что значит разнообразная пища?
(Пища, содержащая белки, жиры, углеводы и витамины.)
- Как быть, если в доме кончилось молоко? (надо заменить другим белковым продуктом, например, молоко- яйцом, сыр – творогом, гречку – овсянкой.)
- Попробуйте в группе заполнить крестовицу названиями молочных продуктов.
ТПО с.8, задание № 17.
(проверка внутри группы)
- Итак, питание должно быть разнообразным. Вид питания, о котором мы говорили, называется СБАЛАНСИРОВАННЫМ. Но есть другой вид питания, который имеет оздоравливающий характер. Но сначала угадайте, о ком я говорю.
В нашем классе учится замечательный человек, с огромной силой воли, с постоянным стремлением к оздоровлению. Она несколько лет назад узнала, что больна такой коварной болезнью, как аллергия. Вы хорошо знаете этого человека. Кто это? (Маша.)
- Маша, я знаю, как тебе трудно бывает в период обострения болезни. Какой выход на пути к оздоровлению вы с мамой и папой нашли? (раздельное питание)
- Расскажи нам ,пожалуйста, об этом…
- Спасибо, Маша. Я верю, что ты вырастишь не только здоровой, но и достойной уважения. Ибо человек, у которого такая сила воли, непременно добьётся хороших результатов.
10. Итог урока.
- А теперь вернёмся к проблеме, над которой мы работали весь урок. Прочитайте её. Нашли ли мы ответ на наш вопрос?
Что же такого есть в еде, что без неё невозможно жить? (белки, жиры, углеводы, витамины.)
11. Домашнее задание.
- Дома вы познакомитесь с тем, как питались наши предки с. 29-31(чит.) и попробуете составить меню обычного обеда и обеда наших предков ТПО с.8, задание № 18. Также задание по желанию: узнайте у родителей, какие старинные национальные блюда сохранились в вашей семье.
12. Самооценка.
- А теперь оцените свою работу в группе. Подпишите листочки.
- Что помогало и что мешало вам договориться в группе?
А сейчас попробуем составить рифмованные предложения, использовав для этого слова: ЕДА и ВСЕГДА.