Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по литературному чтению. Влияние авторского слова на чувства читателя на основе рассказа Виталия Бианки «Роковой зверь».»
Педагогическая мастерская по литературному чтению
4 класс
Учитель Клипа Елена Леонидовна
Тема: Влияние авторского слова на чувства читателя на основе рассказа Виталия Бианки «Роковой зверь».
Цель: - погружаясь в творческую лабораторию писателя, учить разгадывать, как автору удалось удерживать внимание читателей в напряжении;
- развитие воображения, речи, реактивного мышления.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, а мастерская.
- Чему мы учимся на этих уроках?
-Погружаясь в творческую лабораторию писателя, мы сегодня попытаемся разгадать, как автору удалось держать наше напряжение. Мы познакомимся с рассказом писателя Виталия Валентиновича Бианки. (слайд 1)
-Что вы знаете об этом авторе? (ответы детей)
-Этого человека называют охотник, следопыт, писатель. Более 35 лет с ружьем, биноклем и записной книжкой ходил он по родным просторам. Много рассказов написал об охоте и охотниках. Мы познакомимся с одним из таких рассказов. (слайд 2)
- Прочитайте его название. Какие чувства оно у вас вызывает?
- Какого зверя можно назвать роковым? (Который может принести неудачу, несчастье.)
- Как вы думаете, что такое «рок»?
-В словаре Ожегова слово «рок» объясняется как судьба, стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека.
- Какие у вас предчувствия возникли перед чтением этого рассказа? (на доске появляются слова на основе ответов детей: смерть страх, ужас, неизбежность и др.)
Послушайте начало этого рассказа. (Читает учитель до слов «За спиной у Киприяна был большой мешок с убитым козлом.»)
-Напишите отдельными словами в таблице в первом столбике, что вы узнали о Киприяне. (инд. работа в таблицах)
Киприян
Да. Почему?
Нет. Почему?
Таблица 1.
- Обсудите в группе, дополните свои ответы, подготовьте коллективный ответ. (Коллективная работа)
При проверке возникает слайд 3.
- Почему Киприян перестал охотиться на медведей? (суеверный)
- Что значит «суеверный»
- Как Киприян хотел обмануть судьбу? (стал охотиться на козлов)
- Хотите узнать, что было дальше? (Читает ученик до слов «И роковой сороковой медведь «обошелся»)
- Напишите в таблице, как вы думаете, это конец рассказа или нет, и объясните почему? (Если дети ответили «да», задать вопрос «Роковой зверь»?)
- Оправдались ли ваши предчувствия (вернуться к колонке слов на доске)? (нет)
Вывод: Итак, мы пришли к выводу, что так рассказ закончиться не может – медведь не стал роковым, наши предчувствия не оправдались. – Давайте прочитаем дальше. (Читает учитель до слов «Шагнув за поворот, он очутился лицом к лицу с медведем»)
- А теперь что вы думаете о событиях рассказа? (Предчувствия сбываются)
- Что вас удивило в этой части? (Охотник опытный, промазать не мог, а медведь остается живой)
- Давайте понаблюдаем за действиями охотника и за своими чувствами. Положите перед собой таблицы, перечитайте 2 и 3 части, заполните таблицу.(слайд4)
Действия Киприяна
Мои чувства
Первый выстрел
Второй выстрел
Третий выстрел
Таблица 2
(сначала каждый работает индивидуально, затем обсуждают в группах и подготавливают коллективный ответ)
- Что вы можете сказать о действиях Киприяна?(слайд 5)
- Можете ли вы что-то дополнить о Киприяне (дополняется столби в первой таблице: смелый ,находчивый, упрный и др.)(слайд 6)
- Давайте понаблюдаем, как меняются ваши чувства? (Заполняется другая часть таблицы 2)
(при проверке слайд 7)
- Что вы можете сказать о силе чувств? (Сила нарастает)
- Как автору удалось добиться нарастания напряженности? (безысходность, повторы, нереальность событий)
- А теперь представьте себя авторами этого рассказа и напишите его окончание. (индивидуальная работа)
Проверка – зачитывание.
- Послушайте, что же произошло на самом деле. (Читает учитель).
(со слов «И тут произошло такое, чего Киприян никак не ожидал:…» до «…потому что сзади на него больше уже никто не напилрал».)
- Какие чувства вы испытали?
- Оказался ли медведь роковым? (нет)
- Что спасло охотника? (обратиться к характеристике Киприяна, составленной в течение урока)
Итог
-Спасибо вам большое за работу на уроке Мне кажется, наша совместная работа удалась. Мы смогли разгадать, как авторское слов влияет на чувства читателей.