"Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов"
"Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов"
На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с данной орфограммой. Дети учатся умению договариваться, работая в парах. Задания, которые предложены учащимя в течении урока направлены на развитие логического мышления, зрительной памяти и устной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов"»
Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.
Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел Яша погулять.
Тут ему навстречу буквы
И давай ему читать:
«Ты уж, Яша, не спеши,
Нас ты, Яша, заучи,
И тогда ты уже точно
Знания усвоишь прочно»
Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли к Яше вы хотите узнать?
Дети: Да.
Учитель: Тогда отправляемся в путь
Актуализация знаний.
Цели:повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.
Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что оних вы можете сказать. (Слайд 2)
Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.
Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.
(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш разложены на парты до начала урока. )
Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый светофор.
(За выполнение задания дети получают смайлики.)
Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.
Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду - буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки. Минутка чистописания.
Учитель: А теперь я закрою ленту букв, а вы выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные. Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.
( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)
Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом. Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.
(Учащиеся получают смайлики)
Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.
(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук разложены на парты до начала урока.)
Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)
( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)
Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?
Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.
Учитель: Где они стоят?
Дети: Они стоят в начале слова.
Учитель: Что же еще вы заметили?
Дети: Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.
Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?
Дети: Да.
Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)
Цели:Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.
Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.
Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)
Дети: Нет.
IV.Открытие новых знаний.
Цель:составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.
Учитель: Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?
Дети: Нет.
Учитель: Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один». (Слайд 5)
Учитель: Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?
Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].
Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?
Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»
Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?
Дети: Много лука. Получили слово «лука».
Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?
Дети: Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лукнужно писать букву к.
Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.
Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?
Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?
Дети: Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.
Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?
Дети: Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.
Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.
(Дети читают текст про себя, затем вслух) (Слайд 6)
Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?
Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг
Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?
Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга
Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)
V.Первичное закрепление.
Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.
Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.
- Прочитайте пары слов.
- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)
- Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)
- Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)
- Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)
- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)
Учитель: Переходим к упражнению 9.
- Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.
- Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)
- В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)
- А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)
- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)
- Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.
(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)
Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)
Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?
Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.
VI. Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я бегал, прыгал
И немножко танцевал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
VII. Самостоятельная работа.
Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.
Учитель: Вы немного отдохнули и вспомнили дни недели. (Слайд 8)
Учитель: В каких названиях дней недели встречается наше правило.
Дети: Понедельник, вторник, четверг.
Учитель: А кто из вас может подобрать проверочные слова к этим словам?
(Дети говорят несколько вариантов слов, каждый вариант проговаривается, например: понедельники, понедельника, понедельников и т.д.)
Учитель: А в каких случаях мы можем сказать слово «понедельники», «понедельника», «понедельников»?
Дети: Много понедельников прошло после каникул. После понедельника идет вторник. В понедельники трудно вставать в школу.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Что каждое из этих слов может быть проверочным, потому что в них после парного согласного стоит гласный.
Учитель: Давайте запишем эти слова вместе с проверочными словами.
(Задание учитель проверяет и дает ребенку смайлик.)
Учитель: мы работаем с учебниками на странице 98, упражнение 10. Прочитайте задание про себя. Читаем вслух.
- Прочитайте слова.
- Разделите слова на две группы.
- Назовите проверочные слова.
- Назовите проверяемые слова.
- Написание каких букв надо проверить в этих словах?
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
(Учащиеся, после проверки задания, получают смайлик.)
Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.
Учитель: Давайте проверим, что же у вас получилось?
(Учащиеся читают группы слов и объясняют, почему именно так они подели на группы данные слова.)
Учитель: А посмотрите, как наш знакомый Яша записал эти слова (Слайд 9)
Как вы думаете, а он, по какому признаку разделил эти слова?
Дети: В первом столбике словарные слова, во втором слова с безударной гласной в корне, в третьем – слова с парными звонкими и глухими согласными.
Учитель: А как вы думаете, есть ли слова, в которых мы можем встретить сразу два правила?
Дети: Да
Учитель: Назовите хотя бы одно такое слово.
(Если дети внимательны, то они назовут слово тетрадь.)
Учитель: Таких слов много. И я предлагаю сейчас вам записать три слова и вставить буквы, а вот какие вам надо подумать.
(Слова: ленив, старик, лежит.) Учащиеся работают самостоятельно, а затем проверяют слова. Для проверки учащимся раздаются листочки со словами.
Учитель: Эти слова отвечают на разные вопросы, обозначают и предмет, и действие, и признак, а правила имеют одинаковые.
IX. Рефлексия
Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.
Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?
Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Учитель: Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?
Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Учитель: Про наше правило есть стихотворение.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Учитель: Какие слова называются проверяемыми?
Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.
Учитель: Какие слова называются проверяемыми?
Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.
Учитель: Какие слова называются проверочными?
Дети: Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.
Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и оцените свою работу.
( Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)
Учитель: Яша просит вас помочь ему выполнить домашнее задание
С данными словами составить три предложения, но так чтобы в одном предложении было по три слова. Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы.