II. Работа с учителем. Постановка учебной задачи. - Откройте содержание учебника. Найдите тему предыдущего урока. Определите сегодняшнюю тему. («Значение воздуха в природе и жизни человека».) - Откройте нужную страницу учебника (стр.26-28) Появились ли новые слова в название темы? (Нет.)Чему будем учиться? 5. Тема урока. - Сегодня мы поговорим о свойствах воздуха и о том, где люди применяют эти свойства. - Что нужно сделать, чтобы почувствовать, что воздух вокруг нас? (Закрыть нос и рот) (Помахать рукой или предметом) - Что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться на улице? (Ветер) - Действительно, когда воздух начинает быстро двигаться, начинается ветер. Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?»- думали они. Но прошло ещё много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. - Возьмите ручки и запишите, что изобрели люди, чтобы использовать воздух и силу ветра? (Чтение ответов) - Чтобы нам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использовано, и как люди используют это свойство воздуха. 1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз) -Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство воздуха? (Воздух находится в постоянном движении) - Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха) Подпрыгивает мяч. - Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха) - Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные шины) 3) Надуть два разных по форме шара. - Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится) - Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара. 4) Шарик положить на воду. - Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает) - Где используется это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост) 5) Накрыть свечку стаканом. - Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух поддерживает горение) - Как использовать это свойство при тушении пожара? - Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи? 6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство воздуха здесь? (Воздух плохо проводит тепло) -Где ещё люди применяют это свойство воздуха? (Двойные и тройные стёкла в оконных рамах) 7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что произошло? - Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.) - Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные мельницы) - Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.) 8) Я держу руку высоко над свечкой. - Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх) А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей. - Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать и это свойство. В древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках. -Что изобрёл Крякутной? (Воздушный шар) - Неизвестно, чем закончились эти попытки. Но гораздо позже в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся в воздух и благополучно приземлился. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания. - Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями, и др.) -Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя? - Ученые мечтали создать летающий аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащён рулём и гребным рулём, что позволило менять направление полёта. Но дирижабли были очень огромны, неуклюжи и тихоходны. Поэтому позже их вытеснили самолёты и вертолёты. -Какое свойство воздуха использовано для создания воздушного шара? | II. Работа с учителем. - А хотите узнать больше о воздушной оболочке земли? Откройте учебник на странице 63. Сегодня мы переработаем текст особым способом. Текст на странице 63-65 читаем про себя и пометим прочитанные абзацы простым карандашом. То, что вы уже знаете – галочкой. То, что вы узнали, что оказалось новым + закончили работу. Давайте обратим внимание на таблицу и посмотрим пометы в тексте и заполним таблицу в тетрадях. Записываем самое главное. На доске в таблице новые понятия - | + | ? | | Атмосфера | | | Звездопад | | | Безвоздушное пространство | | | Атмосферное давление | | Проверка понимания темы: - Как называется воздушная оболочка нашей Земли? - Что создает атмосферное давление воздуха? - Сколько слоев воздушной оболочки? - В каком слое воздушной оболочки имеются водяные пары? Что происходит в данном слое? (выпадают осадки) - Чем замечателен II слой атмосферы? - Какое явление называется звездопадом? - А как вы думаете занимается ли человек изучением данных слоев атмосферы? - О первых таких исследователях расскажут нам ребята. (заранее подготовленные ученики, в руках которых иллюстрации воздушных шаров) - А еще изучаются слои и дережаблем, самолетом, космическими кораблями, вертолетами. (дополнительная информация дается учениками) - Чем же знаменита наша казахстанская земля? - Наша Земля Казахстана знаменита на весь мир своим космодромом Байконур, который находится в Карагандинской области. - Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, показ портрета) - И мы жители Казахстана должны гордиться своими героями - космонавтами (демонстрация портретов, краткая информация учеников) 1 космонавт - Тохтар Аубакиров в 1991 г., герой советского Союза, удостоен звания Халык Кахарман. 2. 1994, 1998, 2001, -Талгат Мусабаев, Народный герой, герой России. Коллективная работа. -Давайте нарисуем рисунки о защите экологии нашего села на тему: «Мы за чистые пруды, озера.реки.родники!» - А что такое экология? Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. |
IV. Самостоятельная работа. 1.Человек не может прожить несколько минут без … а) воздуха б) воды в) пищи 2. Свойством воздуха не является … а) текучесть б) бесцветность в) упругость 3. Что поддерживает воздух? а) запах б) вкус в) горение 4. Горячая свеча, накрытая банкой, погаснет, потому что … а) будет темно б) не будет воздуха в) будет прохладно 5. Резиновый мяч долго прыгает, благодаря свойству воздуха … а) бесцветности б) упругости в) без запаха 6. Воздух чище … а) в лесу б) в городе в) в помещении 7. Допиши, кому необходим воздух Растениям, животным, _____________________ 8. Грязный воздух может быть … а) полезным б) ядовитым в) прохладным 9. На трубах заводов и фабрик устанавливаются фильтры для … а) защиты воздуха от загрязнения б) красоты в) перегревания 10. Закон о защите воздуха от загрязнения… а) «О защите прав человека» б) « О защите растений» в) « О защите окружающей среды» 2. Ответьте на вопросы: - Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз) - Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.) - Как защитить воздух в помещении: дома, в классе? | IV. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. 1. Почему давление воздуха на вершине горы меньше, чем у её подножия? (С увеличением высоты содержание газов уменьшается и он становится разряженным.) Как человек исследует слои атмосферы? (Воздушные шары, самолёты, спутники Земли, космические корабли.) Что означает звездопад в ночном небе? (Это обломки воздушных тел, сгоревших в воздушном слое атмосферы.) Что такое климат? (Ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.) От чего зависит климат? (От взаимного влияния атмосферы и Земли.) Какой климат в Казахстане? (Континентальный.) Почему в Казахстане выпадает малое количество осадков? (Потому что Казахстан находится далеко от океана, в центре континента Евразия.) Назови причины загрязнения воздуха. (Извержение вулканов, лесные пожары, разложение животных и растений, деятельность человека, добыча полезных ископаемых, производство черной и цветной металлургии, выхлопные газы.) Назови меры по охране воздуха. (Фильтры на заводах и фабриках, использование жидкого топлива вместо каменного угля, озеленение.) Перечислите свойства воздуха. (Газообразный, без цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.) Закрепление материала. (работа в парах) - А любите ли вы голубое небо, безоблачное? - (Да голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами, музыкантами). - Подумайте, поразмышляйте может ли такая красота повлиять на общее состояние жизни на земле? - Озоновый слой защищает от ультрафиолетовых лучей, но и сам нуждается в защите. (Экологическая проблема). - Как вы думаете от чего это происходит. (Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей). - Дети представляют свои рисунки, которые призывают к защите экологической проблемы (вывешиваются на стенде) |
. Составьте правила здоровья Правила здоровья: 1. Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо, старайся не дышать глубоко, дыши только носом. 2. Лучше гулять в парках подальше от дорог. 3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате. 4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда водители прогревают моторы . | Блиц-опрос по теме "Воздушная оболочка" 1. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется... (АТМОСФЕРОЙ) 2. Газы, входящие в состав воздуха, создают...(АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ) 3. Атмосфера состоит из... (3-х СЛОЕВ) 4. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ... (ОБЛАКА) 5. В следующих слоях атмосферы не образуются облака, потому что нет... (ВОДЯНЫХ ПАРОВ) 6. За слоями атмосферы находится ...(ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО) 7. Воздушный слой земли предохраняет планету от ...(ПЕРЕГРЕВА, ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ, УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ, МЕТЕОРИТОВ). |