kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Панорамный урок по познанию мира во 2-4 классах в малокомплектной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был составлен специально для классов-комплектов по предмету познанию мира, темы сходны. Цель урока: создание условий для формирования начального понятия о воздушном слое и функциях каждого слоя воздуха, расширение знаний детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека, выделения экологических проблем защиты воздуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок по познанию мира во 2-4 классах в малокомплектной школе»

Урок познания мира в малокомплектной школе во 2, 4 классах


2 класс

4 класс

Тема урока: «Значение воздуха в природе и жизни человека».

Тема урока: «Воздух – щит Земли. Охрана воздуха».

Цель урока: создание условий для формирования начального понятия о воздушном слое и функциях каждого слоя воздуха, расширение знаний детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека, выделения экологических проблем защиты воздуха.

Задачи:

- Формировать начальные понятия о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем воздуха, сушей и деятельностью человека; расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека;

- Учить наблюдать, делать выводы, обобщать, читать схемы, выделить экологические проблемы;

- Развивать внимание, память, мышление, внимание, устную речь;

- Воспитывать бережное отношение к природе, расширить знания об экологии.

Оборудование: иллюстрации с изображением летательных аппаратов, глобус, схемы, карточки, иллюстрации, наглядный материал, тесты, портреты космонавтов.

Ход урока

Этапы 2-й класс 4-й класс


1 этап Общий этап работы с учителем 
2 этап Работа с учителем. Знакомство с новой темой

3 этап Общий этап работы с учителем. Проведение опытов

4 этап Самостоятельная работа. Работа с тестовыми заданиями
5этап Работа с учебником. Практическое задание

6этап Подведение итогов урока. Общий этап работы с учителем

I. Общий этап работы с учителем 

1. Самоопределение учащихся к деятельности.

- Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём
Дружно наш урок начнём.

2. Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы снова будем говорить о воздухе, его свойствах и поговорим о его значении в жизни человека, о том, как человек научился применять эти свойства, о воздушном слое и его функциях.

- Запишите в тетрадях дату и тему урока 2 класс: «Значение воздуха в природе и жизни человека». 4 класс: «Воздух – щит Земли. Охрана воздуха».

3. Проверка домашнего задания: (10-12 минут) Загадки:

Через нос проходит в грудь 

И обратный держит путь  
Он невидимый, и все же 
Без него мы жить не можем
(воздух)

Такой большой

Что занимает весь мир

Такой маленький,

Что пролезет в любую щель.

(воздух)

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (О воздухе)

- А что такое воздух? (Это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета).

Фронтальный опрос

(Начиная беседу с второклассников, учитель даёт возможность четвероклассникам уточнять, дополнять, приводить примеры. В результате у младших, как говорилось ранее, формируется сознание, пример старших естественно стимулирует развитие младших. У старших знания разностороннее, полнее, поэтому появляется уверенность в себе, в своих силах, учебных возможностях.)

- Проверку домашнего задания мы проведем в виде фронтального опроса

1. Какие газы входят в состав воздуха?

2. Что используется при сгорании твердого, жидкого и газообразного топлива?

3. Чем дышат живые организмы?

4. Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе? Сделайте вывод.

  1. Какую часть общего объема воздуха у поверхности земли составляет кислород?

  2. Какой газ в воздухе самый распространенный, какую часть воздуха он составляет?

  3. Чего меньше в воздухе, меньше - углекислого газа или кислорода? И во сколько раз?

  4. Какие еще газы имеются в воздухе?

Работа по карточкам

Состав воздуха. Вычеркните лишнее.

Покажите стрелочками, что загрязняет воздух


II. Работа с учителем.

Постановка учебной задачи.

- Откройте содержание учебника. Найдите тему предыдущего урока. Определите сегодняшнюю тему. («Значение воздуха в природе и жизни человека».)
- Откройте нужную страницу учебника

(стр.26-28) Появились ли новые слова в название темы? (Нет.)Чему будем учиться?

5. Тема урока.

- Сегодня мы поговорим о свойствах воздуха и о том, где люди применяют эти свойства.

- Что нужно сделать, чтобы почувствовать, что воздух вокруг нас?

(Закрыть нос и рот)

(Помахать рукой или предметом)

- Что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться на улице?

(Ветер)

- Действительно, когда воздух начинает быстро двигаться, начинается ветер.

Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?»- думали они. Но прошло ещё много веков,

прежде чем люди научились использовать силу ветра.

- Возьмите ручки и запишите, что изобрели люди, чтобы использовать воздух и силу ветра?

(Чтение ответов)

- Чтобы нам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использовано, и как люди используют это свойство воздуха.

1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз)

-Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство воздуха? (Воздух находится в постоянном движении)

- Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)

Подпрыгивает мяч.

- Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха)

- Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные шины)

3) Надуть два разных по форме шара.

- Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится)

- Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.

4) Шарик положить на воду.

- Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает)

- Где используется это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)

5) Накрыть свечку стаканом.

- Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух поддерживает горение)

- Как использовать это свойство при тушении пожара?

- Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи?

6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство воздуха здесь?

(Воздух плохо проводит тепло)

-Где ещё люди применяют это свойство воздуха? (Двойные и тройные стёкла в оконных рамах)

7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что произошло?

- Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.)

- Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)

- Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.)

8) Я держу руку высоко над свечкой.

- Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх)

А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей.

- Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать и это свойство. В древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках.

-Что изобрёл Крякутной? (Воздушный шар)

- Неизвестно, чем закончились эти попытки. Но гораздо позже в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье

соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.

Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана.

Шар поднялся в воздух и благополучно приземлился. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.

- Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар?

(Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями, и др.)

-Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?

- Ученые мечтали создать летающий аппарат, которым можно управлять.

Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащён рулём и гребным рулём, что позволило менять направление полёта. Но дирижабли были очень огромны, неуклюжи и тихоходны. Поэтому позже их вытеснили самолёты и вертолёты.

-Какое свойство воздуха использовано для создания воздушного шара?


II. Работа с учителем.

- А хотите узнать больше о воздушной оболочке земли? Откройте учебник на странице 63. Сегодня мы переработаем текст особым способом.

Текст на странице 63-65 читаем про себя и пометим прочитанные абзацы простым карандашом. То, что вы уже знаете – галочкой. То, что вы узнали, что оказалось новым + закончили работу.

Давайте обратим внимание на таблицу и посмотрим пометы в тексте и заполним таблицу в тетрадях. Записываем самое главное. На доске в таблице новые понятия


-

+

?


Атмосфера



Звездопад



Безвоздушное пространство



Атмосферное давление



Проверка понимания темы:

- Как называется воздушная оболочка нашей Земли?

- Что создает атмосферное давление воздуха?

- Сколько слоев воздушной оболочки?

- В каком слое воздушной оболочки имеются водяные пары? Что происходит в данном слое? (выпадают осадки)

- Чем замечателен II слой атмосферы?

- Какое явление называется звездопадом?

- А как вы думаете занимается ли человек изучением данных слоев атмосферы?

- О первых таких исследователях расскажут нам ребята. (заранее подготовленные ученики, в руках которых иллюстрации воздушных шаров)

- А еще изучаются слои и дережаблем, самолетом, космическими кораблями, вертолетами. (дополнительная информация дается учениками)

- Чем же знаменита наша казахстанская земля?

- Наша Земля Казахстана знаменита на весь мир своим космодромом Байконур, который находится в Карагандинской области.

- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, показ портрета)

- И мы жители Казахстана должны гордиться своими героями - космонавтами (демонстрация портретов, краткая информация учеников)

1 космонавт - Тохтар Аубакиров в 1991 г., герой советского Союза, удостоен звания Халык Кахарман.

2. 1994, 1998, 2001, -Талгат Мусабаев, Народный герой, герой России.


Коллективная работа.

-Давайте нарисуем рисунки о защите экологии нашего села на тему: «Мы за чистые пруды, озера.реки.родники!»

- А что такое экология?

Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас.

III Общий этап работы с учителем 

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише,

( Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носки.)

Раз, два - выше голова,

(Поднять голову.)

Три, четыре — руки шире,

(Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть,

(Сесть за парту.)

Семь, восемь — тень отбросим.

(Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.

(Лети громко проговаривают эти слова.)

IV. Самостоятельная работа.

    1. Тест по теме

  1. 1.Человек не может прожить несколько минут без …

а) воздуха

б) воды

в) пищи

2. Свойством воздуха не является …

а) текучесть

б) бесцветность

в) упругость

3. Что поддерживает воздух?

а) запах

б) вкус

в) горение

4. Горячая свеча, накрытая банкой, погаснет, потому что …

а) будет темно

б) не будет воздуха

в) будет прохладно

5. Резиновый мяч долго прыгает, благодаря свойству воздуха …

а) бесцветности

б) упругости

в) без запаха

6. Воздух чище …

а) в лесу

б) в городе

в) в помещении

7. Допиши, кому необходим воздух

Растениям, животным, _____________________

8. Грязный воздух может быть …

а) полезным

б) ядовитым

в) прохладным

9. На трубах заводов и фабрик устанавливаются фильтры для …

а) защиты воздуха от загрязнения

б) красоты

в) перегревания

10. Закон о защите воздуха от загрязнения…

а) «О защите прав человека»

б) « О защите растений»

в) « О защите окружающей среды»

2. Ответьте на вопросы:

- Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз)

- Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)

- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?


IV. Самостоятельная работа.

  1. Работа по карточкам.

  1. 1. Почему давление воздуха на вершине горы меньше, чем у её подножия? (С увеличением высоты содержание газов уменьшается и он становится разряженным.)

  2. Как человек исследует слои атмосферы? (Воздушные шары, самолёты, спутники Земли, космические корабли.)

  3. Что означает звездопад в ночном небе? (Это обломки воздушных тел, сгоревших в воздушном слое атмосферы.)

  4. Что такое климат? (Ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.)

  5. От чего зависит климат? (От взаимного влияния атмосферы и Земли.)

  6. Какой климат в Казахстане? (Континентальный.)

  7. Почему в Казахстане выпадает малое количество осадков? (Потому что Казахстан находится далеко от океана, в центре континента Евразия.)

  8. Назови причины загрязнения воздуха. (Извержение вулканов, лесные пожары, разложение животных и растений, деятельность человека, добыча полезных ископаемых, производство черной и цветной металлургии, выхлопные газы.)

  9. Назови меры по охране воздуха. (Фильтры на заводах и фабриках, использование жидкого топлива вместо каменного угля, озеленение.)

  10. Перечислите свойства воздуха. (Газообразный, без цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

Закрепление материала. (работа в парах)

- А любите ли вы голубое небо, безоблачное?

- (Да голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами, музыкантами).

- Подумайте, поразмышляйте может ли такая красота повлиять на общее состояние жизни на земле?

- Озоновый слой защищает от ультрафиолетовых лучей, но и сам нуждается в защите. (Экологическая проблема).

- Как вы думаете от чего это происходит.

(Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей).

- Дети представляют свои рисунки, которые призывают к защите экологической проблемы (вывешиваются на стенде)

V. Работа по учебнику

V. Работа по учебнику

Практическое задание.

- Подумайте, как люди могут позаботиться о чистоте воздуха. Стр.28

Практическое задание стр.42

Ответить на вопросы:

  1. Где находится воздушная оболочка?

  2. Какую роль она играет для охраны Земли?

  3. Что загрязняет воздух?

  4. Что предпринимают люди для охраны и очистки воздуха?

. Составьте правила здоровья

Правила здоровья:

  1. 1. Старайся меньше находиться

вблизи дороги, а если это необходимо, старайся не дышать глубоко, дыши только носом.

2. Лучше гулять в парках подальше от дорог.

3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.

4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда водители прогревают моторы .

Блиц-опрос по теме "Воздушная оболочка"

1. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется... (АТМОСФЕРОЙ)

2. Газы, входящие в состав воздуха, создают...(АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ)

3. Атмосфера состоит из... (3-х СЛОЕВ)

4. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ... (ОБЛАКА)

5. В следующих слоях атмосферы не образуются облака, потому что нет... (ВОДЯНЫХ ПАРОВ)

6. За слоями атмосферы находится ...(ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО)

7. Воздушный слой земли предохраняет планету от ...(ПЕРЕГРЕВА, ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ, УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ, МЕТЕОРИТОВ).

VІ. Подведение итогов урока.

Общий этап работы с учителем

Обобщение материала

Для обобщения пройденного материала, составляется кластер по теме "Воздух" (коллективная работа)

Итог урока. 

Выставление оценок.

- О чем новом вы услышали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Панорамный урок по познанию мира во 2-4 классах в малокомплектной школе

Автор: Макарушкина Евгения Ивановна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства