Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
МОТИВАЦИЯ | Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Психологический настрой на урок. Демонстрация. | (1 слайд- приветствие) Приветствует учащихся. Настраивает на урок: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Итак, друзья , внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнем сейчас урок. | Приветствуют учителя. | Ф | Интерактивная доска. Презентация. | _ |
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ | Создание проблемной ситуации, фиксирование новой учебной задачи. | Проблемная ситуация. Демонстрация. Беседа. | - Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? - Любите ли вы читать сказки? Почему? (2 слайд- высказывание) - Ребята, посмотрите на экран, прочитайте :«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?Скажите, как вы понимаете смысл этого выражения?(сказка – это неправда, в жизни этого не бывает.Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми). (3 слайд- загадка) - Я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь? Скачет лошадь непростая, Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок- Удивительный конёк. - О ком идёт речь? (о коньке горбунке) - Из какого произведения герой? (конек-горбунок) | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Ф | Интерактивная доска. Презентация. | Контроль. |
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ | Выявление места и причины затруднения. | Целеполагание. Беседа. Демонстрация. | - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить с вами на уроке? (4 слайд- тема) - Верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Волшебная сказка П. П. Ершова «Конек- Горбунок» | Отвечают на вопросы | Ф | Интерактивная доска. Презентация. | – |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | Поиск решения учебной задачи. | Иллюстрация. Объяснение. Демонстрация. Сравнение. | - Откройте учебник на странице 38. - Скажите, как вы думаете, с каким автором мы с вами сегодня познакомимся? -Ребята, вы знаетечто - нибудь об авторе? (5 слайд- Петр Павлович Ершов) -Прежде чем приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя. - Посмотрите на его портрет. Что вы можете о нем сказать? Как он выглядит? Какие у него черты лица? - Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе БезруковоИшимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. Однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление, ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес. Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки. В1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила. - Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого? - Где родился автор?(в селе БезруковоИшимского уезда Тобольской губернии) -Благодаря творчеству какого писателя была написана сказка «Конек-Горбунок»? (А.С.Пушкин) | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы | Ф | План работы. Интерактивная доска. Презентация. Учебник. | Контроль. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА | Построение нового способа действия и формирование умения его применять. | Объяснение. Беседа. Демонстрация. Анализ. | - Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок». - К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки) - А какая это сказка авторская или народная?(авторская) | Отвечают на вопросы учителя, работают | Ф | | Взаимоконтроль. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | | - Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной. Раз, два, три, четыре, пять, Хлопаем руками. Раз, два, три, четыре, пять, Топаем ногами. Наклониться - три, четыре. И на месте пошагать, Раз, два, три, четыре, пять. - Вот мы немного размялись, пора за работу. | Выполняют физкультминутку. | Ф | | |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ | Усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | Беседа. Демонстрация. | - Давайте теперь с вами знакомиться со сказкой. Откройте учебник на странице 39, начнем читать. - Как начинается сказка? (жили-были). Докажите мне, что так начинаются многие русские сказки. - Сколько у старика было сыновей? (3 сына, старший, средний, младший) - Чем занимался старик со своими сыновьями? (сеяли и продавали пшеницу). - Почему старший брат не поймал вора? Какую отмазку он придумал? Найдите подтверждению в тексте? - Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Кто сможет поймать вора?. - Как вы думаете, сможет ли средний брат поймать вора? Это мы с вами и узнаем. - Почему средний брат не поймал вора? (он замерз)Найдите подтверждение в тексте. (дам гороху и бобов…) - Как вы думаете, пойдет ли младший сын в поле на дозор?. (наконец она устала…) - Кто все таки воровал пшеницу? (кобылица) - Каким образомИван поймал кобылицу? Найдите подтверждение в тексте. - Что кобылица сказала Ивану? (не бывало и в помине) - Как описывается конек горбунок? Найдите в тексте. | Отвечают на вопросы | Ф | Интерактивная доска. Презентация. Учебник. | Взаимоконтроль. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕФЛЕКСИЯ. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Беседа. Приём «Неоконченное предложение». Демонстрация. | - Вот и подходит наш урок к концу. Скажите, чем вы занимались на уроке? - Что нового узнали? - С какой сказкой мы начали знакомиться? - О каком авторе мы с вами сегодня поговорили? (6 слайд- рефлексия) - Домашнее задание дочитать сказку. | Подводят итоги. Отвечают на вопросы | Ф | Использование интерактивной доски. Презентация. | |