На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Звучит зачин сказки. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание. Какое задание вызвало трудности? Где и почему задержались? Кто выполнил задание сразу и получил достойную оценку буратино? Назовите положительных героев сказки. Назовите отрицательных героев сказки. Назовите героев-помощников. Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы: определим тип и вид сказки; проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним; ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение; постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? Что несет она нам, современным читателям? (слайд 1,2) | Выполняют задание №1 в ноутбуках парами Называю затруднения. Поднимают руки, кто выполнил задание сразу Дети называют героев. | Личностные: проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке Регулятивные: учиться работать по предложенному плану; оценивать уровень своих первоначальных знаний Познавательные: умение использовать знание о тексте произведения Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. | Ссылка на ОЭР http://cor.edu.27.ru/dlrstore/00000184-1000-4ddd-0142-3300469c9dc9/i03_12_13_05.swf Флеш-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-11daa72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-002-3-24-06/resource/DL_RES_20b1a895-3483-47d5-8157-620ccb3b7b76.zip |
Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит задание. Форма работы: ۞ Задание №1 Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок. Таблица 1. Герои сказок. | 1 | 2 | 3 | Виды сказок | | | | Главный герой | | | | Задание №2. Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках. Таблица 2. События сказок. | 1 | 2 | 3 | Виды сказок | | | | События | | | | Задание №3. Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события. Таблица 3. Завершение сказок. | 1 | 2 | 3 | Виды сказок | | | | Завершение событий | | | | 1, 2, 3 группы, проверьте свои работы по слайду, который вы видите на доске (слайд 3). Задание №4. Назовите известные вам народные сказки. В чём их сходство и авторскими, литературными и в чём отличие? Задание № 5. Назовите известные вам авторские сказки. В чём их сходство с народными и в чём отличие? По типу сказки бывают народные и литературные, проверим выполнение задание 4 группой Подводим итоги. - народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. - народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор. - у народной сказки может быть несколько вариантов, потому, что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов. - объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение. Дайте полную характеристику сказке П.П. Ершова по таблице (слайд 3) Что сближает сказку с народной? Что еще сближает сказку с народной? Кто победил, а кто был наказан? Что еще сближает сказку Ершова с народной? А теперь давайте немного отдохнем. (Физкультурная пауза (слайд 4) События, (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенности построения нашей сказки. Это поможет определить нам идею сказки – то, ради чего написал её автор. (слайд 5) Учитель комментирует слайд, работает с классом. Прочитайте первые 8 строк в учебнике. Связаны ли они с развитием событий? Какую роль играет присказка в сказке? В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения с ними? Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появление какого животного все начинается (завязывается) в сказке? Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана? Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок выносим мы из сказки? Какова основная мысль сказки? | Дети рассаживаются по группам и выполняют полученные задания по карточкам Учащиеся сравнивают свои результаты с образцом. Дети 4-ой группы выступают с выполненным заданием (участники 5-ой группы дополняют ответ) Сказка авторская, волшебная, потому, что в её основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитывают) Повторяющиеся эпизоды (зачитывают) - главный герой с традиционным именем Иван; - Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок; - добро побеждает зло. Высказывают мнение Концовка (зачитывают) Дети выполняют упражнения Нет, это присказка Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. Зачитываю нужную часть С появление кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка» Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе Зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Высказывают мнения | Личностные: проявление интереса к предложенной форме работы; осознание значимости новой роли «исследователя». Регулятивные: умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими: слушать учителя и одноклассников, учитывать мнения других, договариваться о последовательности работы. Предметные: работать с текстом художественного произведения; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям; пользоваться терминами «тип сказки», «вид сказки»; «композиция», «основная мысль», «тема». | |
На интерактивную доску и ноутбуки выводятся вопросы викторины, на которые дети должны ответить. Задание 1. Вставьте пропущенную букву и прочитайте присказку. За г_рами, за л_есами За ш_рокими м_рями, Не на небе - на з_мле Ж_л старик в _дном с_ле. Задание 2. Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка. 68 38 25 *6 - *9 +45 +*8 -23 49 *5 64 23 Задание 3. Подчеркни правильное имя отчество автора. Павел Павлович Петр Петрович Павел Петрович Петр Павлович Задание 4. Укажи цифрой, в какой последовательности оказывал помощь Конёк-горбунок Ивану. ___ догонял братьев-воров ___ловил Жар-птицу ___ездил за кольцом ___остужал воду в котлах ___добывал Царь-девицу | Дети отвечают на вопросы викторины | Личностные: оценка своей работы на уроке Регулятивные: умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. Коммуникативные: умение слушать других, формулировать свои мысли вслух. Предметные: знание автора и текста сказки, умение применять эти знания. | Файл Tbd для интерактивной доски |