Просмотр содержимого документа
«Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»»
Разработала: Эльяшевич
Елена Ильинична
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Г.Клинцы МБОУ_СОШ №6 им. Коновалова В.П.
Урок: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема: Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Формирование УУД:
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Цель урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина «Ребята и утята».
Предметные:прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи:(умение давать характеристику героям с опорой на текст)., поиск необходимой информации с использованием учебника:(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещённые в учебнике).
Коммуникативные УУД:
-развивать умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-строить понятные для партнёров высказывания;
-задавать вопросы, контролировать действия партнёра,
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Личностные УУД:
-формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
1.Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично- поисковый (определение основной мысли текста,).
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя, выставка книг, подборка пословиц.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.Проверка домашнего задания.
-С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?
-Прочитайте его выразительно.
Чтение стихотворения «Кошкин щенок» (3 чел.)
3.Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу « О братьях наших меньших» и познакомимся с интересным рассказом М. Пришвина, но для начала я хочу немного рассказать вам об авторе.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. Прежде, чем стать писателем, он работал агрономом,был сельским учителем, библиотекарем. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. М.М. Пришвин, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.
В своих произведениях М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Вот и мы сегодня станем ещё лучше и добрее.
На слайде и на выставке-книги. Какие-то вы читали, а с какими-то ещё познакомитесь.
4.Подготовительная работа.
-Отгадайте загадку.
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Учитель:
-О ком идёт речь?
-Да, это утёнок.
-Сегодня мы встретим в рассказе утят и уточку чирок-свистунок.
-Посмотрите внимательно. На картинке справа-это самец уточки чирок-свистунок. Его окрас очень яркий, красивый, шейка короткая, а крылышки узкие, заострённые.
Слева на картинке-самочка. У неё пёрышки не такие яркие серо-коричневые ,что помогает ей спрятаться в траве, у неё там гнездо. В кладке утки обычно от 5 до 15 яиц. Как только вылупляются утята, уточка ведёт их поближе к воде, чтобы научить плавать.
5.Изучение нового материала.
И так : М. Пришвин «Ребята и утята»
-Скажите, ребята, можем ли мы по заглавию рассказа догадаться о ком мы будем читать?
- Верно, мы с вами будем читать о том, как ребята встретили утят, будем учиться анализировать рассказ.
Итак, какова цель нашего урока? (Познакомиться с текстом рассказа, учиться его анализировать, находить главную мысль рассказа).
-Проведём словарную работу, поработаем над теми словами,которые были нам не совсем знакомы.
6.Словарная работа.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает в небольших водоёмах.
Верста- старинная русская мера длины, равная 1,06 км.
Паровое поле-поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле-поле, засеянное овсом.
Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшается, стало меньше воды.
Кузница-помещение, где работают кузнецы.
Зашвыряли-закидали.
7. Первичное чтение учителем. (Дети следят по учебнику).
8.Первичная проверка понимания.
- Понравился вам рассказ?
-Какое чувство пробудило у вас это произведение? (Грусти, жалости, гнева и радости).
-Какой это рассказ: познавательный, развлекательный, поучительный?
-Почему вы так считаете?
-Чему он учит? (Учит быть добрым, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
-Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?( Потому что весной озеро далеко разливалось).
-Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?( Потому что, она хотела перевести их поближе к к озеру).
-Почему уточка-мать шла позади утят?( Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду).
-Какие враги были у уток?(Опасность для уток представляли люди, ястребы, лисицы).
-Как стали вести себя мальчики, увидев уток?(Ребята зашвыряли их шапками).
-И зачем они это сделали?(Дети хотели поиграть с утятами).
-Как вы думаете, какое чувство пережили утята? (Утята сильно испугались).
- Им понравилась эта игра? (Нет).
-А как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, чтобы они кричали? (Они бы звали маму).
9.Подготовительная работа.
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать их по слогам, затем целыми словами.
-Как озоглавили эту часть?( Утка повела утят к озеру).
Чтение 2 части.
-Кто увидел утиную семью?
-Как они отнеслись к утятам?
-Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
-Как озоглавили 2 часть?( Ребята ловили утят).
Чтение 3 части.
-Кто подошёл к ребятам?
-Как он отнёсся к поступку ребят?
-Что рассказчик потребовал от них?
-Как озоглавили 3 часть?(Приказ взрослого).
Чтение 4 части.
-Как ребята отнеслись к требованию автора?
-Чем рассказчик рассмешил ребят?
-Каким вы его представили?
-Как назвали эту часть?(Семья продолжает путешествие)
- Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
11.Закрепление изученного.
Работа в группах.
-Составьте картинный план.(Рисунки у вас на партах).
-Соотнесите рисунок с пунктом плана.
1. Утка повела утят к озеру.
2.Ребята ловили утят.
3.Приказ взрослого.
4.Семья продолжает путешествие.
(Взаимопроверка.)
12.Домашнее задание. Перечитать рассказ,подготовить пересказ по плану.
( Пословицы в конвертах).
-А теперь давайте поможем утёнку закончить пословицы.
-Умей ошибиться, умей и…….(исправиться).
-Добрый пример лучше ста……(слов).
-Сначала думай, потом ……(делай).
-Дитя плачет, а у матери сердце …..(болит).
(Работа с листами).
-Соедините стрелочкой персонажа и его качество. (Проверка).
13.Обобщающая беседа.
-Как автор называет уточку с утятами? (Семья)
-А утят? (Дочки и сыновья).
-Как уточка ведёт себя, когда ребята ловят её детей? Какая она мать?
-Почему автор так назвал свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что животные и люди одна семья.
-Чему учит М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? (Не совершать бездумных поступков, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, оказывать им помощь, любить природу, беречь её).
14.Итог урока.
-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
-Кто его написал?
Учитель:
-Главное назначение человека-беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.
15.Рефлексия.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 сердечка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, оранжевый– добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
- Давайте посмотрим, каких сердечек больше. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!
Сегодняшний урок я закончу следующей фразой: «Всё хорошее в человеке - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».