kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок прошёл успешно, на протяжении всего урока происходит формирование УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»»

Разработала: Эльяшевич

Елена Ильинична

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Г.Клинцы
МБОУ_СОШ №6 им. Коновалова В.П.

Урок: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Формирование УУД:

Планируемые результаты обучения,  в том числе формирование УУД:

Цель урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Предметные: прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;


Метапредметные:

Познавательные УУД:

-развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи:(умение давать характеристику героям с опорой на текст)., поиск необходимой информации с использованием учебника:(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещённые в учебнике).

Коммуникативные УУД:

-развивать умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-строить понятные для партнёров высказывания;

-задавать вопросы, контролировать действия партнёра,

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Личностные УУД:

-формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

1.Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.


Методы: репродуктивный, проблемный, частично- поисковый (определение основной мысли текста,).


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя, выставка книг, подборка пословиц.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.Проверка домашнего задания.

-С каким стихотворение познакомились на прошлом уроке?

-Прочитайте его выразительно.

Чтение стихотворения «Кошкин щенок» (3 чел.)

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу « О братьях наших меньших» и познакомимся с интересным рассказом М. Пришвина, но для начала я хочу немного рассказать вам об авторе.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. Прежде, чем стать писателем, он работал агрономом,был сельским учителем, библиотекарем. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. М.М. Пришвин, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

В своих произведениях М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Вот и мы сегодня станем ещё лучше и добрее.

На слайде и на выставке-книги. Какие-то вы читали, а с какими-то ещё познакомитесь.

4.Подготовительная работа.

-Отгадайте загадку.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Учитель:

-О ком идёт речь?

-Да, это утёнок.

-Сегодня мы встретим в рассказе утят и уточку чирок-свистунок.

-Посмотрите внимательно. На картинке справа-это самец уточки чирок-свистунок. Его окрас очень яркий, красивый, шейка короткая, а крылышки узкие, заострённые.

Слева на картинке-самочка. У неё пёрышки не такие яркие серо-коричневые ,что помогает ей спрятаться в траве, у неё там гнездо. В кладке утки обычно от 5 до 15 яиц. Как только вылупляются утята, уточка ведёт их поближе к воде, чтобы научить плавать.

5.Изучение нового материала.

И так : М. Пришвин «Ребята и утята»

-Скажите, ребята, можем ли мы по заглавию рассказа догадаться о ком мы будем читать?

- Верно, мы с вами будем читать о том, как ребята встретили утят, будем учиться анализировать рассказ.

Итак, какова цель нашего урока? (Познакомиться с текстом рассказа, учиться его анализировать, находить главную мысль рассказа).

-Проведём словарную работу, поработаем над теми словами,которые были нам не совсем знакомы.



6.Словарная работа.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает в небольших водоёмах.

Верста- старинная русская мера длины, равная 1,06 км.

Паровое поле-поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле-поле, засеянное овсом.

Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшается, стало меньше воды.

Кузница-помещение, где работают кузнецы.

Зашвыряли-закидали.

7. Первичное чтение учителем. (Дети следят по учебнику).

8.Первичная проверка понимания.

- Понравился вам рассказ?

-Какое чувство пробудило у вас это произведение? (Грусти, жалости, гнева и радости).

-Какой это рассказ: познавательный, развлекательный, поучительный?

-Почему вы так считаете?

-Чему он учит? (Учит быть добрым, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).

-Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?( Потому что весной озеро далеко разливалось).

-Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?( Потому что, она хотела перевести их поближе к к озеру).

-Почему уточка-мать шла позади утят?( Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду).

-Какие враги были у уток?(Опасность для уток представляли люди, ястребы, лисицы).

-Как стали вести себя мальчики, увидев уток?(Ребята зашвыряли их шапками).

-И зачем они это сделали?(Дети хотели поиграть с утятами).

-Как вы думаете, какое чувство пережили утята? (Утята сильно испугались).

- Им понравилась эта игра? (Нет).

-А как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, чтобы они кричали? (Они бы звали маму).

9.Подготовительная работа.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать их по слогам, затем целыми словами.

раз-ли-ва-лось- разливалось

заш-вы-ря-ли- зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла- перелётывала

ве-ли-чай-шем- величайшем

дейст-ви-тель-но-действительно

об-ра-до-ва-лись- обрадовались

про-дол-жа-ла- продолжала

пу-те-шест-ви-е путешествие

за-пы-лён-ны-е –запылённые

радостно- непроизносимая буква т

Физминутка

Вышли уточки на луг

-Кря-кря-кря(Шагаем).

Пролетел зелёный жук

Ж-ж-ж!( Машем руками-крыльями).

Утки шеи выгибают.(Круговые вращения шеей).

Клювом перья расправляют.(Повороты туловища влево-вправо).

Зашумел в пруду камыш.(Наклоны туловища).

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели).

10. Чтение текста.по частям. Озоглавливание.

Сейчас мы будем читать текст по частям.

Чтение 1 части.

-Куда решила перевести уточка своих утят?

-Какой был путь к озеру? Почему?

-Как озоглавили эту часть?( Утка повела утят к озеру).

Чтение 2 части.

-Кто увидел утиную семью?

-Как они отнеслись к утятам?

-Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?

-Как озоглавили 2 часть?( Ребята ловили утят).

Чтение 3 части.

-Кто подошёл к ребятам?

-Как он отнёсся к поступку ребят?

-Что рассказчик потребовал от них?

-Как озоглавили 3 часть?(Приказ взрослого).

Чтение 4 части.

-Как ребята отнеслись к требованию автора?

-Чем рассказчик рассмешил ребят?

-Каким вы его представили?

-Как назвали эту часть?(Семья продолжает путешествие)

- Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.

11.Закрепление изученного.

Работа в группах.

-Составьте картинный план.(Рисунки у вас на партах).

-Соотнесите рисунок с пунктом плана.

1. Утка повела утят к озеру.

2.Ребята ловили утят.

3.Приказ взрослого.

4.Семья продолжает путешествие.

(Взаимопроверка.)

12.Домашнее задание. Перечитать рассказ, подготовить пересказ по плану.

( Пословицы в конвертах).

-А теперь давайте поможем утёнку закончить пословицы.

-Умей ошибиться, умей и…….(исправиться).

-Добрый пример лучше ста……(слов).

-Сначала думай, потом ……(делай).

-Дитя плачет, а у матери сердце …..(болит).

(Работа с листами).

-Соедините стрелочкой персонажа и его качество. (Проверка).

13.Обобщающая беседа.

-Как автор называет уточку с утятами? (Семья)

-А утят? (Дочки и сыновья).

-Как уточка ведёт себя, когда ребята ловят её детей? Какая она мать?

-Почему автор так назвал свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что животные и люди одна семья.

-Чему учит М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? (Не совершать бездумных поступков, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, оказывать им помощь, любить природу, беречь её).

14.Итог урока.

-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

-Кто его написал?

Учитель:

-Главное назначение человека-беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

15.Рефлексия.

- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?

У каждого из вас на парте 3 сердечка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, оранжевый– добрые поступки.

- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?

- Давайте посмотрим, каких сердечек больше. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).

- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

Сегодняшний урок я закончу следующей фразой: «Всё хорошее в человеке - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Эльяшевич Елена Ильинична

Дата: 23.11.2023

Номер свидетельства: 640539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства