kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отправляю урок повторно - свидетельство пришло недействительное. Это что обман? урок ИЗО 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель данного урока дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника. 

На уроке учащиеся познакомятся с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства,  с принципами росписи платков (симметричная, асиммитричная), видами орнаментов. Учащиеся получат представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой  природы, влияния ее красоты на творчество художника. Учитель расширит знания учащихся  о ритме, композиции в квадрате, равновесии главного и деталей.

     Знакомясь с историей создания платка, у учащихся формируется художественный вкус, чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний. Развивается  самостоятельность, творческие способности, изобразительные навыки, умение работать в парах.

  На уроке используются  игровые и  поисковые технологии.

 Проверяется сформированность УУД:                                                      

  -самообразование, смыслообразование (личностные УУД);                     

  -постановка и решение проблемы, анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД);                                                                                              -  целеполагание, планирование, оценка, волевая регуляция (регулятивные УУД);                                                                                                             -  планирование, сотрудничество (коммуникативные УУД).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ок по изобразительному искусству в 3»

Урок по изобразительному искусству

3 класс

Тема: «Мамин платок»

Подтема урока: создание узора в квадрате для платка с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.

Цель: Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника.

Задачи урока:

1. Ознакомить с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асиммитричная), видами орнаментов

2. Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника.

3. Учить детей рисовать и творить.

  1. Дать сведения о ритме, композиции в квадрате, равновесии главного и деталей.

  2. Прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре.

  3. Воспитывать художественный вкус, чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний.

  4. Развивать самостоятельность, творческие способности, изобразительные навыки.

  5. Формировать умение работать в парах.

Использовать на уроке игровые и поисковые технологии.

Задание: создание эскиза узора в квадрате с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.

Применяемые технологии: ИКТ, проектные и игровые технологии.

Оборудование для учителя: Зрительный ряд: платки с растительным орнаментом, сочинения учащихся по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, изображение бабочки, иллюстрации с изображением павлопосадских платков, несколько платков с узорами, и павлопосадская шаль. Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина «Узоры всей земли». Музыкальный ряд: русская народная музыка (в качестве фона)

Оборудование для учащихся: Цветной картон квадратной формы, клеенка, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, деревянные ложки для мальчиков, платки с узорами для девочек.

Предварительная работа. 1. Домашнее сочинение «Любимый платок моей мамы». 2. Принести любимый платок мамы (по возможности фотографию мамы или бабушки в платке)

Проверяется сформированность УУД: - самообразование, смыслообразование (личностные УУД); - постановка и решение проблемы, анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД); - целеполагание, планирование, оценка, волевая регуляция (регулятивные УУД); - планирование, сотрудничество (коммуникативные УУД).























План урока.

Этапы урока

Деятельность учащихся (Универсальные учебные действия)

1

Организационный момент

Настрой на творческую работу; управление поведением соседа по парте (коммуникативные УУД)

2

Вводная беседа. Введение в тему.

Поиск информации – мини-сочинение на тему «Платок моей мамы» (познавательные УУД, коммуникативные УДД). Получение новой информации (познавательные УУД)

3

Анализ изделий

Анализируют форму платка, цветовую гамму, композицию (познавательные УДД, регулятивные УУД)

4

Практическая работа у доски (2-4 ученика)

Выполнение схемы на доске, проверка правильности выполнения задания на доске учащимися, продумывание композиции (познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД)

5

Практическая работа учащихся (карандаш)

Составление плана работы в малых группах (коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД) Составление учащимися общего плана самостоятельной работы (коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД) Самостоятельная работа учащихся: составление эскиза «маминого платка», соблюдая все каноны рисования узора в квадрате (симметрия) (познавательные УУД, предметные УУД, регулятивные УУД)

6

Анализ эскизов в парах

Исправление недочётов у соседа (коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД) Коллективный анализ наиболее типичных ошибок и рекомендации по исправлению недочётов (коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД)

7

Практическая работа учащихся (гуашь)  

Самостоятельная творческая работа (коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД)

8

Коллективная оценка творческих работ детей.

Анализ готовых изделий. Объяснение выбора названия платку (коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД) Объяснение выбора названия платку


9

Рефлексия

Передача танцевальными движениями настроение от урока (коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД)

10

Итог урока

Выставка рисунков - платков. Дети благодарят мать-природу за ее подсказку, богатство природных форм, цветовых сочетаний(коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД

11

Домашнее задание

Наблюдение за тем, что ещё расписано в доме художниками (познавательные УУД, коммуникативные УУД)

















Сценарий урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы прикоснёмся к красоте окружающего мира. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов на этом уроке.

  1. Вводная беседа. Введение в тему.

- Ребята, разгадав загадку, вы легко сумеете определить тему нашего урока. Слайд 1. «Он бывает простой, шерстяной, шёлковый и пуховый»

(если дети сомневаются, то продолжение – подсказка: «Головной убор женщины»)

- Верно, речь пойдёт о платке. И не о простом платке, а о платке самого любимого человека – платке мамы. Вам было дано задание: написать мини-сочинение на тему: «Любимый платок моей мамы». Заслушаем ваши сообщения.

(Дети зачитывают сообщения и украшают доску мамиными платками. Учитель дополняет доску разными видами платков

Слайд 2.

  - Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

Мода на шали пришла в Россию почти 200 лет назад. Сначала их привозили из Индии, Турции, позднее – из стран Европы. А сейчас образ русской женщины неотрывно связан с красочным, нарядным платком. Образ татарской женщины также связан с платком. Но расцветки татарских платков в основном светлых тонов и имеют небольшое количество растительных узоров или национальных элементов- узоров.
– Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?
–  Какой бы платок из этой коллекции выбрали бы ваша бабушка, мама, вы сами и почему?
В итоге приходим к заключению, что платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте.
Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Слайд 3.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные…
– Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.).
– Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).
– Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный).
– Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.  
– Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике).

Сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки (историческая справка о возникновении промысла). Используется географическая карта. Зачитываю только самые важные моменты, остальное - пересказываю на «понятном» детям языке. (Приложение «Возникновение промысла)

3. Анализ изделий. - А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных, комментарии учащихся о композиции платка).
– Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема) (На доске)
– Понятна ли вам закономерность? 

4.Практическая работа. Задание для 2-4 учеников (выполняется у доски): - Сделайте, пожалуйста, схемы к платкам. Учащиеся класса проверяют правильность выполненного задания, анализируют.
– Художник, прежде чем начнёт изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.
– Где же он берет узоры? (узоры ему показывает мать-природа).   

Слайд 4. Рассмотреть рисунок красивой бабочки (затейливый узор, симметричность расположения одних и тех же элементов на крыльях, каемки  по краю крыльев) и цветка (от центра отходящие в стороны лепестки).

На шелка легли узоры всей земли:
Небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом, и каймой
Ткань соперничает с летом и зимой.
И равнины из сатина напоказ,
Пламя клена и рябины манит глаз.
Если мы платок расстелем на поля,
То еще красивей станет вся земля.

  1. Практическая работа учащихся (карандаш) - С чего начнётся ваша работа? - Необходимо наметить план работы. Составление учащимися плана самостоятельной работы в малых группах. - Верно. (Заслушиваем примерные варианты плана детей)

Составление учащимися общего плана самостоятельной работы (запись на доске) (Слайд 5)

1. Анализ готовых изделий. 2. Придумывание собственной композиции. 3. Выполнение схематичного рисунка. 4. Выполнение растительных узоров. 5. Цветовое решение рисунка.

Самостоятельная работа учащихся: составление эскиза «маминого платка», соблюдая все каноны рисования узора в квадрате (симметрия) (музыкальное сопровождение: тихая спокойная музыка)

6.Анализ эскизов в парах. Исправление недочётов у соседа. – Что посоветуете друг другу, чтобы правильно выполнить задание? Коллективный анализ наиболее типичных ошибок и рекомендации по исправлению недочётов.

7.Практическая работа учащихся (гуашь)  – А теперь, подключив свою фантазию и старание, приступим к росписи платка в цвете.
– Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры. Придумайте название своему изделию. Желаю вам творческой удачи! (Музыкальный фон)

8. Коллективная оценка творческих работ детей. Анализ готовых изделий. Дети объясняют выбранное название своему платку.

9. Рефлексия. Возьмите мамины платки и передайте движениями ваше настроение от урока.
Звучит народная мелодия, девочки выходят в хоровод с платками, а мальчики играют на деревянных ложках.

10. Итог урока. Устроить выставку рисунков платков. Отметить их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость. Восхититься любовью ребят к бабушкам, мамам, сестренкам. Поблагодарить ребят за работу. Дети благодарят мать-природу за ее подсказку, богатство природных форм, цветовых сочетаний.
Урок закончить словами:

(Слайд 6)

«Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля».

11. Домашнее задание:

- Посмотреть, что ещё в доме расписано художниками.











МОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»







Разработка урока по изобразительному искусству в 3 классе

Тема: «Мамин платок»

Подтема урока: создание узора в квадрате для платка с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.



Применяемые технологии: ИКТ, проектные и игровые технологии







Автор работы:

Бикбаева Людмила Фарсановна

учитель начальных классов,

высшая категория







2011год

Результативность уроков с применением данных технологий.

На каждом уроке изобразительного искусства необходимо развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, прививать навыки сотрудничества и умения собирать информацию из разных источников. Этому способствуют использование на уроках инновационных технологий. Метод проектов и игровые технологии не являются принципиально новыми в моей педагогической деятельности. Данные технологии используются значительно чаще, чем информационно-коммуникационные. Первый опыт знакомства с проектным методом начинаю на уроках технологии. Именно на уроках технологии этот метод легче применить и легче объяснить. Например, при выполнении коллективной поделки – новогодней гирлянды – дети учатся элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. И лишь потом использую этот метод на других уроках, в том числе очень активно на уроках изобразительного искусства. Навыки игровых технологий ребёнок уже получает с раннего детства. А вот использование информационно-коммуникационных технологий требует от учителя большой предварительной подготовки. Но если урок проведён с использованием ИКТ, считайте - успех достигнут. Современные ученики более восприимчивы к этой технологии – им это интересно. Заинтересованность учащихся на уроке даёт позитивный настрой на творческую работу вне школы. Мои ученики с интересом занимаются в кружке по изобразительному искусству в Высокогорском Доме Творчества. Многие ребята младшего и среднего звена участвуют в районных конкурсах по ИЗО и получают призовые места. А ученица 6 класса Абдуллина Ляйсан заняла 2 место в районной олимпиаде по изобразительному искусству в средней возрастной группе.















Приложение

Возникновение промысла

(материал для учителя) Художественная роспись тканей — это нанесение на ткань или изделие рисунка с помощью специаль­ных красок.
Художественная роспись тканей занимает большое место в декоративно-прикладном искусстве. История ее возникновения свя­зана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (поло­тенцами). Сведения об этом сохранились в письменных памят­никах начиная с XIIв.
В некоторых местах России обычай покрывать голову убрусами сохранился и в XIXв. Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани — платами (платками). И убрусы, и платы обычно повязывали поверх голов­ного убора. В XIXв. платками начинают покрывать головы прямо на волосы.
Ткали платки на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами.
С XVIIIв. в Москве, а затем и в ее пригородах — Богородском и Коломенском — начинают вырабатывать шелковые платки. Во второй половине XVIII в. началось производство хлопчатобумажных платков, которое в XIXв. бурно развивается, особенно в Петер­бурге, Москве, Владимире. В XIXи начале XXв. в Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Саратовской и Московской губерниях развивается также производство шерстяных шалей и платков, ко­торые набивались вручную.
Наиболее крупными и известными центрами производства на­бивных платков и шалей в течение XIXв. были Москва и Павловский Посад. Павловопосадские платки занимают особое место в истории русской набойки со второй воловины XIXв.
В середине 30-х годов XXв. художники начинают изучать старинные образцы народного текстиля (набойку, ткачество, вышивку). Проводится большая работа над орнаментами и изучение лучших образцов декоративно-прикладного искусства, композиционных принципов решения декоративного искусства, а также других принципов решения декоративных произведений: ритмического строя, силуэтности, основ колористического оформления.
Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке. Сначала он применялся в нашей стране для украшения головных платков из штапельной ткани. Первыми поставщиками головных платков, декорированных фотопечатью, были рижские артели. Затем фотопечать получает распространение в Ленинграде, Москве, Киеве, Львове, Иркутске и многих других городах СССР. Первоначально рисунки головных платков создавались по мотивам русских набивных платков второй половины XIXв. Много платков выпущено в подражание павловским с пышными букетами цветов. Москва и Московская область занимают наиболее значительное место и в изготовлении изделий с художественной росписью тканей. В Москве выпуском этих изделий зани­маются фабрики: Московская художественной росписи , Бабушкин­ская трикотажно-галантерейная, Люблинская имени Советской Армии, Мытищинская художественной росписи.
Московская фабрика художественной росписи — одно из ведущих предприятий по художественной росписи тканей в Москве. Здесь сохранилось замечательное искусство ручной росписи платков. И с каждым годом на фабрике увеличивают производство нарядных шелковых платков, украшающих женщин не только нашей страны, но и многих стран мира. Так, если в 1965 г. выпускали всего 80 платков за смену, то сейчас их выпускают в 5 раз больше.
Цветовая гамма фона платков многообразна: красный, черный, синий, белый, горчично-красный, желтоватый, оливковый, ярко-бирюзовый, зеленый разных тонов. Цветы выполняют в мали­новых розовых, синих, фиолетовых, красных, желтых, оранжевых тонах, листья — в светло- и темно-зеленых, оранжевых, коричневых, золотистых, зеленых с голубым оттенком и пр. Цветы располагают и по середине платка, и по углам, они могут обрамлять гирляндами весь платок или его угол, могут быть разбросаны по всему полю платка (крупные или мелкие, либо сочетание их, например, крупные розы в окружении мелких цветков, а иногда к ним добавляют рисунки турецких огурцов).
Павлопосадские платки.
Московское производственное платочное объединение — ведущее предприятие художественной росписи тканей. Оно создано в 1963 г. в г. Павловский Посад Московской области на базе фабрики имени X годовщины Красной Армии, Городковской фабрики и Мининского цеха (Ногинский район Московской обл.).
Первая фабрика по художественной росписи тканей была основана- в 1812 г. крестьянином С. Лабзиным в селе Павлово (Вохма), в дальнейшем Павловский Пасад. В 1880 г. здесь начинается массовое производство чистошерстяных и полушерстяных платков и шалей, а к концу XIX в. фабрика становится одним из основных поставщиков шерстяных набивных платков на внутренний рынок страны. После Великой Октябрьской социалистической революции Лабзинская фабрика национализируется (она называется Старопавловской фабрикой) и переходит на выпуск хлопчатобумажных тканей.
В 1922 г. при ней открылась школа фабрично-заводского ученичества, в которой 50 учеников обучались ткацкому ремеслу. Однако из-за недостатка шерстяного сырья в 1924—1925 гг. фабрика стала вырабатывать хлопчатобумажные платки — гладкоокрашенные, печатные, вышитые, набивные. Из шерстяных тканей изготовляли бежевые платки. Чисто-шерстяные набивные делали эпизодически по специальным заказам на экспорт, для выставок. В конце 20-х годов обновилась энергетическая и технологическая база, и фабрика вместе с Ленской фабрикой была переименована в Павловский платочный комбинат, а затем — в фабрику имени X годовщины Красной Армии.
В 20—30-е годы в декоре набивных платков преобладал традиционный цветочный орнамент, состоящий из цветов с листьями, чаще из васильков, маков, ромашек и других полевых цветов. Иногда цветы и листья сочетались с фруктами и ягодами. В сере­дине 20-х годов возникает геометрический орнамент. С 1928 г. вводятся рисунки, пропагандирующие достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Постепенно появляются изящные рисунки, полные гармонии, движения. Мастера великолепно знали форму цветка, владели традиционной павловской компоновкой.
Великая Отечественная война прервала работу фабрики. Массовое производство набивных хлопчатобумажных платков на этом предприятии возобновилось в 1945 г. Еще через пять лет начался выпуск набивных чистошерстяных платков. Постепенно все разнообразнее становились рисунки, ярче и сочнее цветовая гамма.
В 50-е годы с возобновлением набойки чистошерстяных тканей на фабрике сложился творческий коллектив художников.
В 1956 г. фабрика приступила к выпуску платков из уплотненной ткани с шелковой бахромой. Платки — вышитые, тамбурные, пестротканые и бежевые — изготовляли на печатных машинах и способом ручной набойки. К концу 50-х годов началось техническое обновление фабрики. Техническая модернизация предприятия продолжалась и в 60-е годы. Созданное Московское производственное платочное объединение (МППО) открыло новую главу в истории старейшего платочного предприятия. Оно специализировалось на выпуске разнообразных платков.
Современный ассортимент изделий Московского производственного платочного объединения представлен в основном набив­ными печатными, вышитыми платками и в небольшом количестве набивными шерстяными тканями, покрывалами, скатертями. Но славу павловопосадской набойке принесли платки ручной работы, которые привлекают яркостью красок, изяществом и красотой узоров. Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья. Наиболее типичный рисунок — красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны. Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Часто исполняется рисунок и другого рода — концентрические круги, составленные из цветочных пирамид. Довольно широко распространены рисунки восточного типа, так называемые турецкие огурцы. Выпускают платки и с тематическим орнаментом.
Многие платки имеют названия: «Русская красавица», «Золушка», «Ярославна», «Лебедушка», «Концертный», «Летний вечер», «Майские сумерки».
Выпускаемые павловопосадскими художниками выставочные и уникальные шали также носят названия: «Боярышня», «Золотые россыпи», «Времена года», «Голубые лилии», «Аккорд», «Изумрудная», «Мелодия», «Русь». 

Просмотр содержимого презентации
«Он бывает простой, шерстяной, шёлковый и»

Он бывает простой, шерстяной, шёлковый и пуховый

Он бывает простой, шерстяной, шёлковый и пуховый

.   На шелка легли узоры всей земли:  Небеса, поля и горы зацвели.  Яркой выдумкой и цветом, и каймой  Ткань соперничает с летом и зимой.

.

На шелка легли узоры всей земли: Небеса, поля и горы зацвели. Яркой выдумкой и цветом, и каймой Ткань соперничает с летом и зимой.

План работы.  1. Анализ готовых изделий.  2. Придумывание собственной композиции.  3. Выполнение схематичного рисунка.  4. Выполнение эскиза растительных узоров.  5. Цветовое решение рисунка.

План работы. 1. Анализ готовых изделий. 2. Придумывание собственной композиции. 3. Выполнение схематичного рисунка. 4. Выполнение эскиза растительных узоров. 5. Цветовое решение рисунка.

«Если мы платки расстелем на поля,  то еще красивей станет вся земля».

«Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля».

Спасибо за прекрасный урок,  ребята!
  • Спасибо за прекрасный урок,
  • ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бикбаева Людмила Фарсановна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства