Откуда берутся шоколад, изюм и мед? (конспект урока)
Откуда берутся шоколад, изюм и мед? (конспект урока)
Тема урока: Откуда берутся шоколад, изюм и мед?
Цель:
- Познакомить учащихся с производством известных им сладостей (шоколад, изюм, мед), показать их природное происхождение;
-Активизировать познавательную деятельность школьников, развивать логическое мышление, интерес к изучению окружающего мира;
- Воспитывать привычку бережного отношения к объектам природы, желание заботиться о своем здоровье, доброе отношение друг к другу, аккуратность.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм — благодаря винограду, а мед — благодаря цветкам и пчелам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Откуда берутся шоколад, изюм и мед? (конспект урока)»
Урок по окружающему миру 1 класс
Тема урока: Откуда берутся шоколад, изюм и мед?
Цель:
- Познакомить учащихся с производством известных им сладостей (шоколад, изюм, мед), показать их природное происхождение;
-Активизировать познавательную деятельность школьников, развивать логическое мышление, интерес к изучению окружающего мира;
- Воспитывать привычку бережного отношения к объектам природы, желание заботиться о своем здоровье, доброе отношение друг к другу, аккуратность.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм — благодаря винограду, а мед — благодаря цветкам и пчелам
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
- У Мудрой Черепахи отличное настроение, потому что у нее день рождения. Она ждет Муравьишку в гости. А в гости обычно ходят с поздравлением и подарком. А особенно Черепаха в свой день рождения хочет полакомиться шоколадом.
II. Самоопределение к учебной деятельности
1) Кто из вас любит шоколад?
Многие любят шоколад. А вчера Черепаха рассказала Муравьишке, что шоколад нам дают шоколадные деревья. И вот сегодня Муравьишки что-то долго нет, он опаздывает. Куда это он запропастился? (вывешивается картинка с грустным Муравьем)
Ходил Муравей по лесу, искал шоколадное дерево, чтобы принести Черепахе шоколадку, но не нашел. (СЛАЙД)
- Наверное, Черепаха пошутила: шоколадных деревьев не бывает!
- Кто же прав?
- Бывают на свете шоколадные деревья или нет?
Работа с учебником
− Я приглашаю вас в путешествие по стране Сладкоежек.
СЛАЙД (Страна Сладкоежек)
− Мы заглянем в Шоколадный город, в посёлок Изюминку и в деревню Медовую. Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. (Три перевёрнутые карточки с вопросами закреплены на доске под изображением Муравьишки.) Давайте поможем ему ответить на вопросы.
(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с первым вопросом, читает.)
Откуда берётся шоколад?
− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос? (Шоколадный город)
− Каким вы представляете себе Шоколадный город?
− Если в этом городе всё из шоколада, значит и деревья там шоколадные?
− Бывают ли на самом деле шоколадные деревья? (Предположения детей)
− Оказывается, бывают. Сейчас вы его увидите.
СЛАЙД (фотография дерева какао).
− Что вас удивило? Это самое настоящее шоколадное дерево и называется оно Дерево Какао.
Рассмотрите его внимательно. В чём необычность этого дерева? (Плоды на стволе. Они очень крупные.)
− Давайте поближе познакомимся с этими необычными плодами.
Работа с учебником с. 60
Это дерево вырастает не выше 8 метров, любит тень, влагу. Это растение тропических лесов Амазонки.
- Рассмотрите шоколадное дерево (дерево какао) на рисунке.
- Какие части шоколадного дерева мы видим на первой картинке? (ствол, листья, плоды.)
- Это дерево удивительное! Посмотрите, где распустились его цветки. (Прямо на стволе.)
- Давайте будем передвигать фишку по мере развития.
-Что появляется сначала? (цветы). Поставьте фишку.
- Что образуется на месте цветков? (Плоды. Они растут прямо на стволе) ).(Дети передвигают фишку) Что находится внутри плода? (Семена.) Какого они цвета? (Белые.) Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают и они становятся темными. Затем их измельчают в порошок. (Учитель показывает порошок какао.) Этот порошок поступает на фабрики, где делают шоколадки.
СЛАЙД (с алгоритмом)
Шоколадное дерево
Шоколадные плоды
Какао-бобы
Какао-порошок
Шоколад
− Как вы думаете, каким образом из такого порошка получается вкусная шоколадка?
(Демонстрация шоколадки).
Практическая работа.
На столе: стакан с водой, чайная ложка, порошок какао, обертка от шоколадки
- Покажите какие этикетки у вас есть ?
Почему шоколадки вам нравятся? (вкусные)
Внимание! Наш класс сейчас будет делать исследование. (СЛАЙД)
возьмите чайную ложку;
положите какао в стакан с водой;
размешайте;
попробуйте;
какой вкус?
почему?
− Из такой густой массы с помощью специальных форм на кондитерской фабрике изготавливают различные шоколадные сладости: конфеты, батончики, шоколадные фигурки. Кто желает попробовать?
- Какой вкус? (горький)
- Чего-то не хватает. Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим исследование
О недостающих компонентах поможет узнать обёртка на шоколаде.
Работа в парах (дифференцированная)
1задание для сильной группы:
- Рассмотрите этикетку шоколада, найдите, где указан состав.
- Что еще, помимо порошка какао, есть в составе шоколада? (сахар, молоко).
2 задание для средней группы:
Такое же задание, только помочь детям найти на этикетке, где указан состав.
3 задание для слабой группы:
- Вычеркните букву д и вы узнаете, что добавляют в какао, чтобы получился шоколад.
дСдАдХдАдРд МдОдЛдОдКдО
-Молодцы! Вы настоящие исследователи. Приглашаю вас в шоколадное путешествие.
ВИДЕОРОЛИК по изготовлению шоколада на фабрике.
Работа с учебником (с.60)
- Прочитайте текст (читают хорошо читающие дети, остальные следят по тексту); ответьте на вопрос: как еще можно использовать порошок какао? (изготовить какао-напиток)
Упражнения для глаз.
СЛАЙД
Физкультминутка.
Называю продукт, который можно встретить в шоколаде - вы хлопаете.
Называю продукт, который никогда не встретить в шоколаде- вы приседаете.
- Представь, что ты художник на кондитерской фабрике.
- Придумайте название для нового сорта шоколада. Какую бы ты нарисовал обертку для него? (ответы детей.)
- Завтра мы организуем выставку из ваших работ.
Беседа. Можно ли в неограниченном количестве кушать шоколад ? (нет)
Считают, что шоколад очень полезен, но кушать его можно, как десерт после еды. После того, как вы съели шоколад надо почистить зубы, потому что сахар разрушает зубы.
Демонстрация
различных сортов шоколада (с изюмом, с орехами, пористый и т. д.).
- Мы обязательно попробуем шоколад немного попозже, на дне рождения Черепахи.
Переходя к следующему этапу урока, учитель говорит: «Многим ребятам нравится шоколад с изюмом. Муравьишка задает нам следующий вопрос.
(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку со вторым вопросом, читает.)
Откуда берётся изюм?
СЛАЙД с изображением страны сладкоежек.
− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос?
(отправимся в поселок Изюминка).
- Откуда берётся изюм? (Предположения детей)
− В посёлке Изюминка вырос сладкий и сочный виноград. Вот такой. (Демонстрация кисти винограда)
СЛАЙД (с виноградом)
− Его собрали, … а потом прошло некоторое время, и он стал вот такой. (Демонстрация изюма на тарелочке)
СЛАЙД (с изображением изюма)
− Что изменилось? (Форма, размер, цвет.)
− Что же произошло с виноградом? (Его высушили на солнце.)
− Как теперь называется наш высушенный виноград? (Изюм.)
Демонстрация разных видов изюма и винограда.
Закрепление. Работа по учебнику с.61
- Прочитайте текст . Задание для слабочитающих детей: рассмотреть иллюстрации.
- В гости к Мудрой Черепахе спешит сладкоежка Карлсон.
СЛАЙД
- Выполните задание Карлсона: Расскажи как люди используют изюм (для компотов, для тортов, пирожков, шоколадок, кексов, батонов).
Беседа о здоровье.
Изюм очень полезен. Укрепляет сердце людей, сосуды. А также в нем много витаминов, полезных для людей. С давних пор это лакомство у нас на столе.
Можно ли его много кушать?
В нем есть фруктоза, которая в больших количествах тоже разрушает зубы.
В гости к Мудрой Черепахе спешит Винни- Пух. Давайте его встретим и поможем поскорее до нас добраться.
Физкультминутка, (фонограмма) Песенка:
«Лучший подарок, по-моему, мед,
Это и ослик сразу поймет.
Даже немножечко,
Чайная ложечка -
Это уже хорошо!
Ну, а тем более - полный горшок !»
- Откуда появился мед в горшке у Винни-Пуха ? (Мед подарили пчелы).
СЛАЙД
- А у нашего Муравьишки возник еще один вопрос.
(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с третьим вопросом, читает.)
Откуда берётся мёд?
СЛАЙД с изображение страны Сладкоежек.
− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос? (в деревню Медовую)
− Посмотрите только, какие цветущие луга в деревне Медовой!
СЛАЙД
− Да в этой деревне много цветущих растений.
Работа в группах
Чтение названий растений
- Сначала прочитайте про себя по рядам (1 ряд читает1 столбик, и т.д.).
- Прочитайте вслух.
сирень черёмуха липа
клевер малина гречиха
- Что вы прочитали? (названия растений.)
− Цветущие растения притягивают к себе насекомых.
- Гимнастика для глаз (Поищите глазами по классу, где находятся бабочки)
СЛАЙД (с изображениями стрекозы, бабочки, пчелы и божьей коровки)
− Назовите, каких насекомых вы узнали? Но не все они будут лакомиться цветочным нектаром. Кто лишний? (Стрекоза, божья коровка, бабочка).
− Кто же из оставшихся насекомых использует цветочный нектар, чтобы получить мёд? (пчела)
СЛАЙД (с изображением пчелы на цветке)
− Конечно же, это пчела. Давайте узнаем, как же это происходит. Пчела садится на цветок. Хоботком тянет вкусный цветочный нектар. Когда пчела уже достаточно набрала нектара, она возвращается в свой домик-улей, который располагается в особом месте – на пасеке.
СЛАЙД (с изображением пасеки с ульями)
− В улье пчела откладывает собранный нектар в восковые ячейки-соты.
СЛАЙД (с сотами)
− Через некоторое время в этих сотах образуется мёд.
СЛАЙД (с изображением пчеловода)
− Пчеловод осторожно забирает соты из улья. А затем из этих сот достаёт мёд, который разливает по банкам.
СЛАЙД (с изображением меда)
Показ разных сортов меда (разный вкус и цвет).
Отчего зависит то, что мед разный? (Зависит от того, с каких растений собран нектар)
− Внимание: вопрос от Винни-Пуха.
СЛАЙД:
− Для чего нужен людям мед? (это очень полезный продукт, часто его используют в лечебных целях).
Закрепление. Работа по учебнику с. 61 (рисунки)
- Люди очень давно узнали о том, что пчелы умеют готовить мед, и стали разводить их.
Загадка:
На лугу полно домов,
В тех домах по сто котлов.
Что это за дома? (ульи) Что это за котлы? (ячейки сот)
Работа в группах
Соедините карточки, что из чего получается. (Одновременно один ребенок работает у магнитной доски.)
Шоколад какао - бобы
Мед нектар
Изюм виноград
Проверка выполненной работы. При необходимости - помощь отстающим группам.
Рефлеексия.
− Сегодня на урок Муравьишка принёс три вопроса. Напомните, пожалуйста, какими были эти вопросы.
− Как вы думаете, сумели мы на них ответить? Давайте проверим, насколько хорошо вы смогли запомнить то, о чём узнали на уроке.