Цель: ознакомить учеников с английской литературной сказкой; учить определять последовательность событий в произведении; расширять словарный запас; развивать творческие способности учащихся; показать на основе сказки гармонию прекрасного и доброго; утверждать мнению, что добро вечно, оно не умирает.
Оборудование: портрет писателя; таблицы для характеристики действующих лиц; карточки для самостоятельной работы; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
Встали все ровненько,
Улыбнулись хорошенько.
Не спать, не лежать,
А читать и размышлять.
II. Мотивация учебной деятельности
Игра «Быстро слово подбери»
Родная, ласковая, самая дорогая (кто?)...
Душистый, белый, вкусный (что?)...
Белый, холодный, рыхлый...
Красное, сладкое, сочное...
Пушистая, рыжая, хитрая...
Желтое, красное, осеннее...
Та, интересная, библиотечная...
Серый, зубастый, голодный...
Прозрачная, родниковая, холодная...
- Точно и быстро подберите существительное.
Мяукает (кот).
каркает ...
чертит ...
лает...
лечит ...
стоит ...
жужжит ...
рисует...
прыгает ...
шипит ...
учит...
летает ...
ревет ...
строит ...
спит...
воет ...
заметает...
бегает ...
- Охарактеризуйте персонажей или вспомните по характеру героев прочитанных книг.
Сильный, добрый...
Умный, осторожный...
Хитрый, осторожный...
Привлекательный, великодушный...
Слабый, храбрый...
Сильный, трусливый...
Красивая, храбрая, добрая, приветливая...
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Викторина «внимательный ли ты читатель?»
- Какие слова и поступки братьев свидетельствуют об их ограниченность, высокомерие и жестокость?
- Какую последнюю службу отслужил Волк Ивану?
- Какие «волшебные предметы» встретились вам в сказке? Как они помогли царевичу?
- Расскажите о том, как Ивану-царевичу удалось победить Кощея Бессмертного.
- Докажите, что сказка имеет фольклорный сюжет.
IV. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на занятии мы познакомимся со сказкой английского писателя Оскара Уайльда, будем учиться характеризовать действующих лиц и их благородные поступки.
V. Изучение нового материала
1. Ознакомление с жизненным и творческим путем Оскара Уайльда
- Оскар Уайльд - английский писатель ирландского происхождения. Родился в Дублине (ныне это столица Ирландии) в семье известного врача. Отец Оскара был отоларингологом и окулистом. Предки писателя переселились в Великобританию из Голландии, а один его дальний родственник был даже королем Ирландии.
Мать писателя поражала всех своей образованностью. Она писала стихи, в которых призывал ирландцев к восстанию против английских колонизаторов. От матери унаследовал Оскар Уайльд литературные способности, перенял ее пренебрежение к напыщенной английской аристократии.
Оскар с детства был очень сострадательным и уязвимым. Еще ребенком он полюбил чтение. Парень отличался богатейшей фантазией и наблюдательностью, он имел нежную душу и ранимую натуру. Ему болело горе всех обездоленных и обиженных. Поэтому писатель был всегда на стороне бедных и обиженных, осуждал немилосердних, безжалостных, напыщенных, пустых болтунов, хвастунов, невежд, коварных и жестоких людей.
Сказки Оскара Уайльда в основном имеют печальные концовки. Счастливого Принца сбрасывают с пьедестала, погибает Ласточка, Соловей отдает свою жизнь, умирает Великан, гибнут также Малый Ганс и Карлик. Но настоящих героев, имеющих сочувственное сердце и призваны честно и преданно служить своему народу, делать ему добро, писатель благословляет именем самого Бога. Такими являются Мальчик-звезда и юный Король.
Итак, писатель не был пессимистом. Его произведения учат любить жизнь, замечать красоту, ценить доброту и благотворительность, ненавидеть зло и неправду.
2. Выразительное чтение сказки учителем
3. Проверка понимания содержания прослушанного
- Какой вид имел Счастливый Принц?
- Как вы думаете, почему Ласточка согласилась выполнять просьбу Принца, а не улетела в Египет?
4. Выразительное чтение учениками отрывка сказки
- Кому Ласточка отнесла рубин? Что она чувствовала после этого?
- Оцените отношение жителей города к Счастливого Принца. Дополните свои рассуждения словами из текста.
- При каком условии, по мнению Принца, его можно назвать счастливым во дворце Беззаботности?
- Понятны ли вам чувства, что их переживал Принц-статуя? Когда вы их проявляли?
5. Работа над характеристикой главного действующего лица
- Найдите в тексте сказки и выпишите слова, с помощью которых описывается характер и внешний вид Принца.
Характер
Внешний вид
Все были в восторге от Принца
Покрыт тоненькими листочками чистого золота
Он у нас прекрасный
Вместо глаз сверкали два сапфира, а на рукав'ї шпаги был большой рубин
- Каким раньше был характер Принца, когда он жил во дворце Беззаботности?
6. Упражнения на развитие скорости чтения
- Посоревнуйтесь, кто быстрее найдет абзац, который содержит такие слова:
• «... Место замечательное и свежего воздуха много...»;
• «... Все придворные называли меня “Счастливым Принцем”...»;
• «... Ласточка шмыгнула в окно и поклеила рубин на стол...».
VI. Обобщение и систематизация знаний
1. Определение последовательности событий сказки
- Внимательно прочитайте цитаты из различных эпизодов сказки. Расположите их в соответствии с хода событий в произведении. Обозначьте цифрами. (Цитаты записаны на карточках.)
[ ] Ласточка вернулась к Счастливого Принца и рассказала ему все.
[ ] А в углу комнаты в кровати лежит ее больной сынок.
[ ] Глаза Счастливого Принца были полны слез.
[ ] - Видимо, я скоро поправлюсь, - и заснул сладким сном.
[ ] И вдруг она увидела статую на высокой горе.
VII. Итог урока
- Почему эта сказка приобрела популярность во всем мире?
- Приходилось ли вам совершать добрые поступки?
- Что самое важное хотел поведать автор читателю?
- Докажите, что это произведение - сказка.
Задача для тех, кто любит читать
Домашняя задание:
- Прочитайте сказку полностью.
- Пофантазируйте! Придумайте свою концовку к сказке «Счастливый Принц».