Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов "Еще мама".
Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов "Еще мама".
Работа представляет собой открытый урок по литературному чтению в 4 классе по произведению А.А.Платонова "Еще мама". Данное произведение не только научит обучающихся высказывать свои мысли, анализировать текст и делить его на части, но и даст возможность почувствовать глубину чувств героев к матери, учителю и родной земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов "Еще мама".»
Тема: А.А.Платонов «Ещё мама»
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты освоения материала: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Универсальные учебные действия: чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного.
Оборудование: книга А.Платонова «Ещё мама»; портрет А.А.Платонова, аудио или видеозапись текста «Ещё мама», карточки (текст - речевой разминки, задания); музыка Анны Герман «Колыбельная» (альбом «Последняя встреча»),
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, Людмила Владимировна и дорогие гости
1.1 Эмоциональный настрой: (Ребятки, закройте ,пожалуйста, глазки и повторяйте за мной эти прекрасные слова)
-Моё сердце спокойное.
-Моя голова чистая и светлая.
-Я буду активна на уроке. ( откройте глазки и садитесь, пожалуйста)
На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что
"Книга - немойучитель"?
-А чему книга может нас научить? (Ответы детей) (Только хорошему)
- Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (Ответы детей) (Только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)
Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (Ответы детей) (Разговор между двумя или несколькими лицами)
II. Речевая разминка. Давайте проведем речевую разминку ( прочитаем хором сверху - вниз и наоборот)
Ра - ра – ра - идёт в школу детвора.
Рок - рок-рок - начинается урок
Ры – ры- ры- в классе много детворы
Ру – ру- ру – мы затеяли игру.
III. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Цветок на земле)
- Кто автор произведения? (3 слайд) (Андрей Платонович Платонов)
- К какому литературному жанру это произведение относится? (Рассказ)
-Почему? (Действие происходит в реальной жизни)
-О ком этот рассказ? (Он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь даёт силы его душе.)
- Сколько лет внуку по тексту? (Ответы детей)
- Сколько лет деду? - Без трех девяносто это сколько? (Ответы детей)
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
Перед тем как начать разговор по теме урока мне бы хотелось задать вам два вопроса:
Первый – согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?
Второй – родные люди – это… Продолжите фразу. (мама, учитель, родственники…)
Звучит «Колыбельная» в исполнении Анны Герман (альбом «Последняя встреча»)
-Кто может исполнять эту песню? (Мама сыну или дочери перед сном).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, и чему мы будем учиться? (прогнозирование)
Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Как вы помогайте им. Не забывайте, что любить – значит беречь, заботится.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Андрея Платоновича «Ещё мама», которое входит в серию рассказов для детей.
Прочитав эту маленькую книжку, вы испытывайте светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.
Человек будет добрее и лучше, если по- прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
V. Словарная работа.
Перед чтением произведения познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.
Правила работы: а) Открыть на 5 секунд для запоминания.
-Какие слова запомнили?
б) Выслушать ответы обучающихся.
в) Объяснить значение слов. (ДЕТИ)
Трудночитаемые слова: ( слайд)
А-пол-ли-на-рия – Аполлинария
У-чи-тель-ни-ца – учительница
Ог-ля-нул-ся – оглянулся
Ос-та-но-вил-ся – остановился
По-у-чишь-ся - поучишься
VI.Работа по теме урока.
Знакомство с рассказом А.Платонова «Ещё мама».
(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми)
- К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)
- Почему вы так решили? Докажите. ( все события происходят в реальной жизни).
(Работа в группах).Давайте обратимся к словарю. В « Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой сказано: «Рассказ - …повествовательное произведение небольшого размера…».
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
-Почему рассказ называется «Ещё мама»?(Своим рассказом «Ещё мама» Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама или Учительница для Артёма стала ещё одной матерью).
- Кто главный герой в рассказе? (Мама, Артём, учительница).
-Попробуем дать характеристику маме Артёма ( слайд) Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных - её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.
Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. - Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная
-А теперь попробуем дать характеристику учительнице? Выберите из предложенных. ( слайд)
Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Понятливый, упорный, беспокойный, вдумчивый, заботливый, боязливый. ( слайд)
-Прочитайте, как автор описывает учительницу?
-Правильно ли поступила мама, отправив Артёма одного в школу? (Правильно)
-Почему Артём не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)
-Кто из вас побежал бы обратно следом за мамой, (Встали - сели), а кто пошёл бы в школу, как Артём? (Встали – сели).
-С каких слов учительница начала учить Артёма грамоте? (Со слов мама, Родина).
-Вспомните пословицу, в которых есть оба этих слова? (Одна у человека мать, одна у него и Родина).
IX. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
На столах у вас цветы. Соберем букет цветов. ( желтый – очень понравился
зеленый – понравился
красный – не понравился, надо
поработать)
- Это будет ваша оценка нашему уроку.
X. Подведение итогов урока.
Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас ребята: Понравились ли вам рассказы А.А.Платонова?
- Какова тема этого произведения? (Любовь к матери, учителю).
- В наш кузовок мы должны собрать пословицы, которые относятся к данному рассказу
(Работа в парах). Соберите пословицы: ( слайд)
Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по – новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т.е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести. Много трудился, труженик, помогает нам понять людей, жизнь.
Прочитайте плакат:
«От любви к матери рождается всё прекрасное на земле».
XI. Домашнее задание. с.139 – 143 выразительно читать. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ) Не забудьте передать чувства и переживания героев.