kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»»


ТЕМА УРОКА. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

ЦЕЛИ УРОКА:

— познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

— закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.


ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.


Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Прозвенел урок

Начинаем наш урок.


II.Проверка домашнего задания.

-К нам на урок приехал журналист. Дайте, пожалуйста, ответы на его вопросы.( План текста.)


III. Подготовка к восприятию текста.

1.Литературная разминка.

-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.

-А этот текст? (слайд) (Рассказ)

-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)


2.Актуализация знаний.

-Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд)

-Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)

-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)


3.Составление модели жанра басни.

-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.

-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)

-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)

-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).

Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)


IV.Работа над новой темой.

-Ребята вы уже догадались, что мы будем читать басню.

А вот как она называется, ответите сами. (Слайд)

-Давайте, поиграем в игру «Доскажите словечко».


1.Игра «Доскажите словечко»

1. Без работы, хоть убей,

Жить не может …(муравей)

2. Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают … (стрекозы)

-Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)

-А вот они и сами пришли к нам на урок.


2.Рассказы уч-ся о жизни насекомых.)

(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)

Стрекоза

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!


Муравей

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.


V.Первичное восприятие текста.

1. Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».


VI.Проверка первичного восприятия текста.

1.Беседа с уч-ся.

-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

-Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)


2.Словарная работа.

_Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.

Катит-наступает

Помертвело-опустело

Боле-больше

Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь

Удручена-сильно огорчена

Вешние дни-весенние дни

Мурава-молодая трава.

3.Физминутка.(Музыкальная.)


6.Самостоятельное чтение.

( После читает один ученик.)


VII.Чтение и анализ произведения.

1.Концептуальная беседа по прочитанному тексту.

-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)

-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

-Почему именно с ней произошло несчастье?

-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

-О чём она пошла просить Муравья?

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.

-Каким вы представляете Муравья? (трудолюбивый, серьёзный)

-Какой представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная)


2.Характеристика героев басни.

-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.

-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.


VIII.Перечитывание произведения с новой читательской целью.

1.Подготовка к чтению по ролям.

-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы. Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайте послушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику.


2.Прослушание аудиобасни.

3.Физкультминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

  • Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 — начинаем приседать.


4.Чтение по ролям.

-А сейчас вы попробуйте. Кто хочет?


IX.Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

1.Работа с пословицами.

-Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Прочитайте, пожалуйста.

- Я тоже подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.

Лето пролежишь-… и рыбку из пруда.

Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.

Труд человека кормит, тот не ест.

Пчёлка маленькая, потехе час.

Кто не работает, а лень портит.

Делу время- да и та работает.

«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?» (слайд)


2.Составление конца басни.

  • Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

  • Придумай другое окончание басни.

X.Подведение итогов.

-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)

-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)

-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XI.Рефлексия - «Дерево творчества».

-За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.
- Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

XII. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть басню.

  2. Проиллюстрировать произведение.


XIII. Работа с выставкой книг.


    • Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературному чтению И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Автор: Пышная Людмила Павловна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства