Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»»
ТЕМА УРОКА. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
ЦЕЛИ УРОКА:
— познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;
— закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;
— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками;
— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.
— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Прозвенел урок
Начинаем наш урок.
II.Проверка домашнего задания.
-К нам на урок приехал журналист. Дайте, пожалуйста, ответы на его вопросы.( План текста.)
III. Подготовка к восприятию текста.
1.Литературная разминка.
-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.
-А этот текст? (слайд) (Рассказ)
-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)
2.Актуализация знаний.
-Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд)
-Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)
-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)
3.Составление модели жанра басни.
-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.
-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)
-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)
-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).
-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)
-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)
-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).
Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)
IV.Работа над новой темой.
-Ребята вы уже догадались, что мы будем читать басню.
А вот как она называется, ответите сами. (Слайд)
-Давайте, поиграем в игру «Доскажите словечко».
1.Игра «Доскажите словечко»
1. Без работы, хоть убей,
Жить не может …(муравей)
2. Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают … (стрекозы)
-Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)
-А вот они и сами пришли к нам на урок.
2.Рассказы уч-ся о жизни насекомых.)
(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)
Стрекоза
Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!
Муравей
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.
V.Первичное восприятие текста.
1. Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».
VI.Проверка первичного восприятия текста.
1.Беседа с уч-ся.
-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)
-Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)
-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)
2.Словарная работа.
_Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.
Катит-наступает
Помертвело-опустело
Боле-больше
Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь
Удручена-сильно огорчена
Вешние дни-весенние дни
Мурава-молодая трава.
3.Физминутка.(Музыкальная.)
6.Самостоятельное чтение.
( После читает один ученик.)
VII.Чтение и анализ произведения.
1.Концептуальная беседа по прочитанному тексту.
-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)
-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?
-Почему именно с ней произошло несчастье?
-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?
-О чём она пошла просить Муравья?
Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?
-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)
-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.
-Каким вы представляете Муравья? (трудолюбивый, серьёзный)
-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.
-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)
VIII.Перечитывание произведения с новой читательской целью.
1.Подготовка к чтению по ролям.
-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы. Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайте послушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику.
2.Прослушание аудиобасни.
3.Физкультминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
1,2,3,4,5 — начинаем приседать.
4.Чтение по ролям.
-А сейчас вы попробуйте. Кто хочет?
IX.Творческая работа учащихся по следам прочитанного.
1.Работа с пословицами.
-Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Прочитайте, пожалуйста.
- Я тоже подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.
Лето пролежишь-… и рыбку из пруда.
Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.
Труд человека кормит, тот не ест.
Пчёлка маленькая, потехе час.
Кто не работает, а лень портит.
Делу время- да и та работает.
«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?» (слайд)
2.Составление конца басни.
Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?
Придумай другое окончание басни.
X.Подведение итогов.
-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)
-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)
-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
XI.Рефлексия - «Дерево творчества».
-За что ты можешь себя похвалить? -За что ты можешь похвалить одноклассников? -За что ты можешь похвалить учителя? -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком. - Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?
XII. Домашнее задание.
Выучить наизусть басню.
Проиллюстрировать произведение.
XIII. Работа с выставкой книг.
Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.