Тип урока: комбинированный. Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная. Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок». Задачи: образовательные 1) Формировать умение воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении. 2) Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста. 3) Формирование читательских умений и навыков. развивающие 1) Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение. 2) Развивать внимание, память. 3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста воспитательная 1) Формирование нравственных представлений у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста
воспитательная
1) Формирование нравственных представлений у учащихся.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Уч-ль. В начале урока давайте проведем небольшую литературную викторину. Вспомните названия произведений.
* «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть…
Волк пустил, а белка оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уч-к. Басня «Белка и волк».
* «Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду…»
Уч-к. «Лебеди».
* «Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».
Уч-к. «Зайцы».
* «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками за корм диким зверям».
Уч-к. «Лев и собачка».
* «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями».
Уч-к. Сказка «Два брата».
Уч-ль. Что объединяет все эти произведения?
Уч-к. Эти произведения написал Лев Николаевич Толстой.
Уч-ль. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:
17 18 29 8 16 12
Уч-к. Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок».
Уч-ль. Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
Уч-к. Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.
2. Первичное восприятие.
Чтение произведения.
Уч-ль. Верным ли было наше предположение?
Уч-к. Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок.
Уч-ль. Назовите жанр произведения?
Уч-к. Это рассказ.
Уч-ль. От чьего имени ведется повествование?
Уч-к. Повествование ведется от имени автора.
Уч-ль. Назовите главных героев.
Уч-к. Главные герои – мальчик и обезьяна.
Уч-к. А я думаю, что капитан тоже главный герой.
Вторичное чтение.
Уч-ль. Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события?
Уч-к. События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой.
Уч-ль. Представьте, что вы находитесь среди пассажиров на палубе этого корабля. Какое у вас настроение?
Уч-к. У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.
Уч-к. А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех смешила.
Уч-ль. Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?
Уч-к. Обезьяна шалила еще больше.
Уч-к. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться.
Уч-ль. Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство?
Уч-ль. Давайте озаглавим эту часть и выберем настроение.
Уч-к. На палубе. Радость, весёлое настроение. (Запись на доске.)
Уч-ль. Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?
Уч-ль. Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны.
Уч-ль. Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.
Уч-ль. Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?
Уч-к. Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно.
Уч-ль. Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?
Уч-к. Обезьяньи проказы. Волнение, страх. (Запись на доске).
Уч-к. А мне хотелось остановить мальчика.
Уч-ль. Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.
Уч-ль. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе?
Уч-к. «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.»
Уч-ль. Какой момент самый напряженный в рассказе?
Уч-к. Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына.
Уч-ль. А почему отец решился на такой поступок?
Уч-к. У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь.
Уч-ль. Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?
Уч-к. Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть.
Уч-к. Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт.
Уч-ль. Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.
Уч-ль. Как автор передает напряженность момента?
Уч-к. Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой.
Уч-к. Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех.
Уч-ль. Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик.
Уч-к. Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут.
Уч-ль. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.
Уч-ль. Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?
Уч-к. Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.
Уч-ль. А что вы чувствовали, когда читали эту часть?
Уч-к. Я почувствовал сильное волнение и тревогу.
Уч-к. Я очень переживала.
Уч-ль. Как можно назвать эту часть?
Уч-к. Рискованное решение. Тревога, ожидание. (Запись на доске).
Уч-ль. Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?
Уч-ль. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.
Обобщение.
Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.
На палубе. Радость, весёлое настроение.
Обезьяньи проказы. Волнение, страх.
Рискованное решение. Тревога, ожидание несчастья.
Уч-ль. Почему меняется палитра чувств?
Уч-ль. События в рассказеразворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.
Уч-ль. Подумайте, почему Толстой дал рассказу название «Прыжок»? Можно ли дать ему другое название?
Уч-ль. Какую часть рассказа тебе хочется перечитать?
5. Дом. Задание.
Картинный план. Выразительное чтение. Подобрать пословицу к рассказу.