Просмотр содержимого документа
«Открытый урок трудового обучения на тему «Сведения об истории казахской национальной одежды»»
Учитель начальных классов Исмагамбетова Наталья Петровна
КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» село Фёдоровка Фёдоровский район Костанайская область
Открытый урок по трудовому обучению во 2 «В» классе с зпр
Тема Сведения об истории казахской национальной одежды.
Цель: Дать представление о казахской национальной одежде .
Задача развития:
Развивать правильное представление о казахской национальной одежде .
Задача обучения:
Научить выполнять элементы казахской национальной одежды.
Задача воспитания:
Продолжить формирование эстетического вкуса в одежде.
Воспитывать дисциплинированность и добросовестность в труде
Ход урока:
Орг. Момент. Приветствие.
Учитель Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей !
Дети здороваются на трёх языках !
Дети Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
-Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего урока. Пусть у нас сегодня всё получится.
2. Сообщение темы урока.
-Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадки.
-Итак, слушаем внимательно и отгадываем загадки.
-И в мороз, и в холода она спасёт тебя всегда
Чтоб не было здоровье шатким, надень на голову ты … (шапку).
-От холода и снега согреет, где б ты ни был !
Пусть в ней похож ты на мишутку, зимой наденешь что ты ? …(шубку).
-У меня они все разные: ситцевые и атласные,
И для дома, и для сада, для театра, и парада,
Для зимы есть и для лета так во что же я одета? … (платье).
-Рукава длинней чем руки, значит, вы надели … (брюки).
(вывешиваю на доску висят картинки с отгадками)
-Как называются эти отгадки одним словом? (одежда)
-Правильно. Одежда. Как будет слово одежда на казахском языке ? ( киим), а на английском ? ( клозес).
(Вывешиваю слова на доску) –Повторите.
-Значит о чём мы сегодня будем говорить? (об одежде).
-Правильно, мы сегодня будем говорить об одежде.
-Правильно, ребята. А что относится к одежде? (составление кластера «7 стрел») ( обувь, головные уборы, школьная форма, летняя одежда, осенняя одежда, зимняя одежда, весенняя одежда).
- А теперь ответьте мне пожалуйста на такие вопросы
- Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.
-У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда.
-Итак, с чем мы сегодня познакомимся ? (с казахской национальной одеждой)
3. Знакомство с новой темой.
-Я предлагаю вам отправится в путешествие в казахский аул и посетить три юрты. Первая юрта называется «историческая». Как вы думаете почему она так называется?
-Как вы думаете что мы узнаем в этой юрте ? (узнаем виды национальной одежды, узнаем как выглядела национальная одежда раньше, то есть окунёмся в её историю).
-Ребята приготовили нам сведения об истории казахской национальной одежды. Пожалуйста.
Читает первый ученик.
-К верхней мужской одежде казахов относится чапан. Он отличается оригинальной вышивкой, украшением, фасоном. Одежда вышивается люрексом, украшается орнаментом, изделиями из металла и ценных камней.
Люрекс это нить покрытая фольгой или металлом.
Головные уборы мужчин – это тюбетейка, борик и тымак.
Тымак и борик изготавливали из меха диких животных, чаще всего лисы, корсака и подбивают бархатом. Тымак незаменим для жителей Северного Казахстана, для чабанов и табунщиков, так как он хорошо зашищает от морозов и ветра. Головные уборы не только согревали, но и указывали на возраст и социальный статус мужчин (бедный или богатый). Богатые люди шили себе одежду из дорогих тканей, меха, украшений, а бедные люди из недорогого, то есть самого дешёвого.
-Давайте рассмотрим мужскую одежду. (рассматриваем и повторяем названия одежды)
Читает второй ученик.
-Женский костюм состоит из камзола, платья, головного убора. Наиболее оригинальным, не встречающимся ни у одного народа был свадебный головной убор саукеле. Высота его доходила до 70 см, шапка в виде усеченного конуса. На плотной основе, богато украшенная изделиями из золота, жемчуга, монетками. Наряд готовили в течении года, а стоимость его доходила до 2-3х тысяч серебром.
Желек – головной убор женщины.
Кимешек – одежда пожилой женщины. Такия – украшена бусами, кораллами. На макушку крепили султанчик из перьев филина. Для чего это делали? (оберег). От сглаза. Раньше казахи носили национальную одежду и в повседневной жизни, только на каждый день у них была одна, а по праздникам другая. Сейчас в наше время национальныю одежду одевают только на праздники, например 1 мая, Наурыз,
-Давайте теперь рассмотрим женскую одежду.(рассматриваем и повторяем слова)
-3 ученик читает о приметах головного убора.
-С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда - нибудь свою - равносильно отказа от личного счастья и удачи.
Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.
Также, нельзя было дарить собственные головные уборы. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.
-Очень хорошо, я думаю, что мы узнали много нового и интересного.
-Посмотрите на одежду казахского народа.
-Что общего вы видите на рисунках? (Вся одежда украшена орнаментом.)
-Национальные орнаменты различны, они отражают жизнь народа, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
-Основным элементом являются рогообразные силуэты, как отражение жизни казахов – животноводов, охотников, земледельцев.
-Посмотрите на орнаменты.
-Понравилось вам в исторической юрте?
-А теперь отправимся дальше в путешествие, но сначала выполним физминутку.
4. -Физминутка.
Мы проснулись! Всем пора одеваться, детвора!
Майки, кофты, брюки, юбки- одеваться вам не шутки!
Десять пуговичек в ряд, вот почти готов наряд.
Надев ботинки ловко, закончив со шнуровкой,
Шапочку- на голову, одеваться здорово!
-Молодцы! А теперь отправимся дальше в следующую юрту, которая называется Юрта- творческая мастерская, а что это означает? Кто такие мастера?(люди, которые что-то создают, придумывают, вяжут, шьют, одним словом что-то мастерят)
-Я сегодня предлагаю вам побыть модельерами.
- А кто такой модельер? (специалист по изготовлению моделей одежды) А кто может быть модельером? (и мужчина и женщина, женщина может создавать как женскую одежду, так и мужскую, также и мужчина)
-Но прежде, чем приступить к работе, я хочу у вас спросить, вот мы сегодня много с вами рассмотрели разные виды одежды, она какая? (яркая, красивая, богатая, расшитая дорогими украшениями, мехами).
-А какая одежда ещё должна быть?(аккуратная, опрятная, чистая, поглаженная)
-А чтобы одежда такой была, как к ней нужно относиться? (бережно, не пачкать, не мять, после школы переодеваться, чтобы школьную форму не испачкать дома). Также сейчас, когда будете создавать свои модели, как их нужно выполнить? (аккуратно)
-Итак, представьте себе, что вы модельеры. Вы должны создать свои модели казахского национального костюма можете и женский и мужской, и украсить их уже на свою фантазию.
5. Творческая работа.
6. Выставка работ. (вывешивают на доску)
-Молодцы! Какие у вас получились красивые модели! Может даже уже кто-то из вас захотел стать модельером?
-А теперь ребята я предлагаю отправиться в третью юрту, которая , называется Юрта- Той. А как переводится с казахского языка слово той? (праздник) Правильно, праздник. А какой приближается праздник ? (Наурыз)
-Ну что пойдём на праздник? А чтобы пойти на праздник что мы должны сделать? (Одеть казахскую национальную одежду).
-Тогда одеваемся и идём на праздник! (дети одевают национальные костюмы).
-А на празднике, что делают? (поют, танцуют, играют в национальные игры)
-Давайте мы тоже с вами встретим праздник Наурыз песней. (дети исполняют песню).
-Молодцы! Садитесь на свои места.
7. Итог урока.
-О чём мы сегодня говорили?
-Что узнали нового? Интересного?
--Как нужно относиться к национальной одежде? (с уважением, уважать культуру обычаи, традиции, язык национальную одежду).
8. –Домашнее задание для вас будет таким, я приготовила для вас раскраски разных национальностей, вы дома их раскрасите и познакомитесь с национальными костюмами других национальностей.