Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. | СЛАЙД 2-3 - Ребята, вы все, конечно, знаете и любите знаменитую сказку Л.Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Я тоже очень люблю эту сказку и поэтому придумала её продолжение: о том, как Алиса снова отправилась в необычное путешествие. Приготовились слушать? Начинаю рассказывать. (К доске прикрепляется портрет Алисы.) …Однажды в жаркий воскресный полдень Алиса сидела дома за своим столом и пыталась учить уроки. Перед ней лежали учебник русского языка и раскрытая тетрадь с заданием, решённым только наполовину. Алиса грустно размышляла: “И зачем мне всё это надо? Ну вот выучила я все падежи, научилась находить главные члены предложения, так и хватит, пожалуй. Вряд ли мне пригодится всё то, что написано в этом толстом учебнике…” Алиса откровенно скучала, её клонило в сон. Вдруг Алисина любимица, кошка Динка, громко мяукнула, а потом капризно сказала: “Хватит выполнять свои задания, лучше пойдём, погуляем!” и прыгнула с подоконника в сад. Алиса немедленно оставила учебник и отправилась вслед за кошкой. Оказавшись в саду, Алиса сразу же почувствовала что-то необычное. “Ого! Кажется, меня ждут приключения! – обрадовалась Алиса. – Надо скорее бежать им навстречу! Вот только сначала найду мою кошку” Пробежав по дорожке сотню метров, Алиса остановилась, осмотрелась по сторонам и вдруг поняла, что находится в совершенно другом саду – в саду котором ни разу не была! - Ребята сейчас вы должны помочь Алисе узнать, в саду какой страны она оказалась. -Эта страна связана с одной из частей речи. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. У вас на партах лежит та самая анкета, прочитайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью (раздатка) – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре нас употребляли. - Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Почему? - Алиса попала в страну «Глаголия». СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 Неожиданно за спиной кто-то негромко сказал: “Здравствуйте, сударыня! Чудесная погода, не правда ли?” Алиса оглянулась: перед ней стоял симпатичный незнакомый Дракон. Один глаз у него был закрыт, зато другой был ярко-голубого цвета и глядел на Алису вполне дружелюбно. “Добрый день, мистер Дракон!” – ответила Алиса. Она не знала, как поддержать разговор, и решила сделать комплимент: “О! Я и не подозревала, что в этой чудесной стране живут голубоглазые драконы!” Дракон сразу ответил: “Представьте, сударыня, так оно и есть! Я? единственный дракон в Стране Глаголии, и у меня только один глаз голубой. Другой – зеленый! (Но он сейчас спит.) Голубушка, примите мой совет: если вы собрались путешествовать по нашей стране, в которой много чудес и всякой путаницы, то Вам необходимо внимательно слушать и правильно выполнять задания”. - После этих слов Алиса попрощалась с драконом и быстро побежала по тропинке в глубь сада, чтобы узнать, какие задания для нее подготовили жители этой страны. - Вскоре Алиса увидела пропускной пункт, на котором стояла сторожевая овчарка комондор по кличке Тодд. - Тодд просто так не может пропустить Алису, поэтому попросил помочь ему выполнить задание, которое он получил от своего руководства, но его листы с предложениями разлетелись по всей полянке. (раздатка предложений по кабинету развешана) Дети играют в хоккей. Дети играют в хоккей? Дети, играйте в хоккей! - Какие они по цели высказывания, какая грамматическая основа, что общего и чем отличаются - Встречалась ли нам раньше такие виды предложений? Давайте подумаем, что выражает эта форма глагола? - В каких предложениях по цели высказывания мы употребляем такую форму глагола? Может быть, кто-нибудь знает, как называется эта форма глагола? Вы догадались, почему эта форма так называется? Какие еще у нас есть предложения по цели высказывания? СЛАЙД 6 Подумаем, Что же будет являться предметом нашего исследования на уроке? Тема: Повелительная форма глагола. К какому лицу относятся приказы и просьбы? Значит, к какому лицу относятся глаголы повелительной формы? Зачем изучать глаголы в повелительной форме? Цели нашего урока: - Уметь распознавать повелительные формы глагола; - Уметь образовывать повелительные формы глаголы ед. и мн. числа и разбирать глаголы по составу. | Слушают сказку Отвечают на вопросы учителя - Глагол - Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ - В побудительном предложении подлежащего нет - Совет, просьбу - Повелевать – приказывать в старину - Повествовательные, вопросительные Определяют тему, ставят цели урока |
Изучение нового. | СЛАЙД 7-8 - Алиса помогла Тодду и отправилась дальше по тропинке, вскоре она вышла к красивому дому. На полянке рядом с домиком сидели расстроенные брат с сестрой. Они что-то обсуждали и спорили между собой. Любопытная Алиса, конечно же, подошла поближе и поинтересовалась, в чём дело. Ребята рассказали Алисе, что в школе им задали задание, и мама сказала, что пока они его не выполнят пойти и поиграть они не могут. Алиса решила помочь брату и сестре. На доске записаны слова: Быть, есть, везти, возить, резать, жарить, плакать, стричь, мочь, хотеть, видеть, сдавать, читать, сдать. Предлагаю от этих глаголов образовать повелительную форму глагола в форме ед. и мн. ч. Быть - будь, будьте есть - ешь, ешьте везти - вези, везите возить - вози, возите резать - режь, режьте жарить - жарь, жарьте плакать - плачь, плачьте стричь - стриги, стригите мочь, хотеть, видеть, сдавать - сдавай, сдавайте читать - читай, читайте сдать - сдай, сдайте - От всех ли глаголов можно образовать форму повелительного наклонения? - Алиса смогла помочь ребятам выполнить задания, и они предлагают немного отдохнуть. На доске предложения с глаголами подарить, уходить Вы уже уходите? - Не уходите! Вы подарите мне эту открытку? Подарите, пожалуйста. - Что меняется в глаголах? - Какие же суффиксы участвуют в образовании повелительной формы глагола ед.ч.? Как образуется повелительная форма глагола мн.ч.? | Выполняют задания - Ударение -и-, -й-, нулевой суффикс - Добавляется окончание –те |
Закрепление изученного материала. | СЛАЙД 9 - Куда же все-таки исчезла моя кошечка Диночка? Я так за нее волнуюсь! Ну хоть кто-нибудь, помогите! – громко крикнула Алиса. И в ту же секунду в воздухе нарисовалось странное явление: прямо перед ней возникла чья-то довольно знакомая улыбка. Но кроме улыбки ничего больше не было! Алиса безуспешно пыталась вспомнить, кому же принадлежит эта улыбка. Тут откуда-то сверху прямо в руки Алисе упал листок. На нем были какие-то слова и послание: “Узнай, кто я! Тогда подскажу, где искать твою Динку”. Алиса сразу же принялась за работу. К счастью, у нее в кармане нашелся карандашик. Давайте и мы вместе с Алисой разгадаем загадку. СЛАЙД 10 На доске предложения. Предлагаю прочитать и исправить ошибки, употребляя нужную форму глаголов. 1. Работу закончь вовремя. (заКончи) 2. Не ехайте по этой дороге. (не ездиТе) 3. Едь по этой дороге. (пОезжай) 4. Света, не ложи локти на стол. (не клади) 5. Поклади игрушки на место. (положи) Алиса быстренько все выполнила. – Странное слово получилось – “КТО”! Так кто же этот “КТО”? Ой, вспомнила!.. А вы, ребята, догадались? Ну конечно же, КОТ! Чеширский кот, который умеет улыбаться! Домашнее задание: упр.201 | Продолжают слушать сказку и выполняют задания |