18
Урок-проект «Рифма»
Цель: активизировать познавательный интерес учащихся; увлечь предметом с помощью занимательных заданий по русскому языку. Научить находить и подбирать рифмы к словам. Осознать, что рифма помогает в правописании слов (в изучении орфограмм). Совершенствовать орфографическую зоркость. Развивать аналитические навыки, коммуникативную и социальную компетентности. Воспитывать интерес к языковым явлениям.
Планируемые результаты:
Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу и цель, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательной задачи, проявлять активность в коллективной деятельности и внимание к суждениям товарищей, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследования, обосновывать выбор.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Оборудование: лэп-бук, презентация; карточки для игры в буриме; таблички для зрительного диктанта; таблички-названия групп, виды рифм; листы самоконтроля.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика, окружающий мир.
Тип урока: закрепление знаний
Ход урока
I. Актуализация знаний
Организация детей.
Поприветствуем гостей,
Улыбнёмся все скорей.
Сядем ровно и начнём.
Трудности нам нипочём!
Чтение стихотворения
Рифма по рядочкам,
По стихотворным строчкам
Быстро походила,
Мудрость сочинила.
Где же рифмочка живет,
Что умеет, с кем поет?
Мы ее отыщем
И стихи напишем.
- Правда, ребята, стихотворения звучат удивительно, красиво, как волшебная музыка? А что такого есть в стихотворении, чего нет в прозе?
- А что такое рифма? (прерывает Винни-Пух)
Появляется Винни-Пух
В.: Там-парам-пурум в затылке!
Пум-пурум-карам вопилки!
Пум пу-пум пум...
Учитель: Здравствуй, Винни, что ты делаешь?
В.: Добрый день! Я пытаюсь понять, почему на меня обиделся мой лучший друг Пятачок. Я ему написал такое стихотворение, а он теперь со мной даже не здоровается.
У: Давай, мы тебе поможем. Может ты его обидел? А ну-ка, прочитай нам его…
В.: Пятачок, друг ты мой лучший,
Поздравляю, есть для этого повод.
Буду всем с тобой делиться
И веселиться с удовольствием.
У.: Ребята, скажите, как вы думаете почему, Пятачку не понравилось стихотворение на Винни-Пуха?
Класс: В стихотворении нет рифмы и оно звучит нескладно.
II. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У.: Правильно, молодцы! Ты, Винни-Пух, вовремя к нам зашел. Какой теме посвятим наш урок? «рифма».
Многое о рифме уже мы узнали.
Колыбельные, загадки давно составляем
И в книжки-малышки их оформляем.
Уроки рифмой мы часто начинаем
И правила в копилочку нашу собираем.
Рифмы-задачки с удовольствием решаем
И в волшебный портфель это всё доставляем.
Сегодня пополним мы чудо-портфель
И Винни предложим. С ним он станет мудрей.
- Винни-Пух, будешь пользоваться содержимым портфеля, если не сможешь подобрать рифму в своих песнях и поздравлениях. Хорошо?
В.: Конечно, я согласен!
ІІІ. Работа по теме урока
У.: Запишем число, месяц и место нашей встречи.
В.: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь.
С удовольствием учусь!
28 ноября
Классная работа
Рр Ии Фф Мм Аа (каллиграфическая минутка)
Рифма
(Дети пишут, учитель читает) Встретились мы все не зря.
В окончании ноября.
Винни-Пуху мы поможем
И себе, конечно, тоже.
У.: Итак, мы уже с вами постигли некоторые секреты рифмы. Давайте вспомним что такое рифма?
К.: Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
У.: Хорошо, а какие бывают виды рифм?
К.: Перекрёстная рифма…, парная рифма…, опоясывающая рифма...
В.: Ничего не понял. Ой! Как всё сложно! Но я же медвежонок небольшого ума! Как понять парные, круглые и какие там еще?
У.: Нет, Винни. Никакие не круглые… Вот давай ребята в группах разберут стихотворения и покажут тебе всё.
1. Исследовательская работа. Виды рифм (работа в группах).
1 группа Слышен тихий свист метели,
И снежинки полетели.
В белых шапочках дома.
Здравствуй, русская зима! (парная)
2 группа Снова приоделись ели
В шубы с белой бахромой,
И метут, метут метели.
Ох, как холодно зимой! (перекрестная)
3 группа Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички. (парная)
4 группа …Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой… (опоясывающая)
5 группа … Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (опоясывающая)
В.: Ребята, я начинаю понимать, о чем идет речь. Рифмы такие интересные и удивительные.
1.1. Письмо по памяти.
У.: Это еще что, приготовься работать и запоминать дальше Винни. Давайте проверим вашу память, я диктую 3 слова, а вы дописываете рифму. Но чтобы не допустить ошибки вспомним правила написания безударных гласных.
Гласных звуков ровно 6,
Их не трудно перечесть:
[а, о, у, э, ы, и]- звуки гласные мои!
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно.
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте!
Метели – (полетели), дома – (зима), у Маринки – (снежинки).
У.: Проверяем!
В.: Не пора ли нам подкрепиться! (достает горшочек)
У.: Подожди, Винни, на уроках не едят, это некультурно и некрасиво, на занятиях нужно внимательно работать. Так у тебя еще и пустой горшочек.
В.: Как пустой!? Точно! Ну да, я пару раз перекусывал по дороге к вам, но не думал, что съел все.
1.2. Проверка домашнего задания.
У.: Ну не расстраивайся. Чтобы твой горшочек не был пуст, мы наполним его рифмами. Итак, группы, вы дома составили рифмы к словам.
1 группа – Винни-Пух
2 группа – мёд
3 группа – шарик
4 группа – Пятачок
5 группа – гости
В.: Молодцы! Вы насобирали целый горшочек рифм для меня.
2. Игра «Буриме» (работа в парах).
У.: Это еще не все, Винни! Ребята еще любят и умеют играть в буриме. И они тебе сейчас это докажут. Винни, попробуй с ребятами сочинить по две строчки на данные рифмы, которые у тебя в горшочке
Рифмочки – цветочки
Уселись нам на строчки. (работа пар).
…………………………………………………….. Винни-Пух …………………………………………………….. друг |
…………………………………………………….. мёд …………………………………………………….. лёд |
…………………………………………………….. шарик …………………………………………………….. фонарик |
…………………………………………………….. Пятачок …………………………………………………….. сундучок |
…………………………………………………….. гости …………………………………………………….. кости |
…………………………………………………….. Винни-Пух …………………………………………………….. круг |
…………………………………………………….. мёд …………………………………………………….. даёт |
…………………………………………………….. шарик …………………………………………………….. смешарик |
…………………………………………………….. Пятачок …………………………………………………….. рюкзачок |
…………………………………………………….. гости …………………………………………………….. грозди |
…………………………………………………….. Винни-Пух …………………………………………………….. вокруг |
………………………………………………………мёд …………………………………………………...… поёт |
……………………………………………………....шарик ………………………………………………………комарик |
………………………………………………………Пятачок ………………………………………………………значок |
У.: Отличная работа! В любой работе нужен перерыв, чтобы набраться новых сил.
В.: Давайте я вам помогу. Повторяйте за мной!
(физминутка)
Если б Мишки были пчелами,
То они бы нипочем
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом. (3 раза с увеличением темпа)
3. Словарная работа
У.: Винни, у тебя уже получается составлять рифмы.
В.: Составлять получается, а вот правильно писать не совсем. У меня правильнописание хромает. Оно хорошее. Но почему-то хромает.
У.: Что?! Правильнописание?! Нет такого слова. Правописание. Но и в этом мы тебе поможем. Вот посмотри на эти слова:
Изв_ните, сп_сибо, ин_й, м_тель, п_суда, д_алог.
У.: Ребята быстро запоминают их правописание, а в этом им помогают рифмы. Правда, ребята? Давайте вспомним узелки к каждому словарному слову, которые мы сочиняем с первого класса.
Винни – сказочный герой –
Шёл по улице домой:
«Извините, подскажите,
Домой дорогу укажите!»
Спас Бог мужчину
И услышал он «Спасибо!»
Ей так нравится иней.
Снегом на ель
Метет метель.
После полудня Полина
Всю посуду перемыла.
Дима с Тимой диалог учили,
Выступили в классе
И всех удивили!
У.: Запишите слова в тетради. (словарная работа)
IV. Закрепление знаний.
В.: Интересная штука рифма. Она может даже подсказать и помочь запомнить трудные слова.
У.: Сейчас вы поработаете в группах и сами составите стихотворение.
1. Игра «Переставлялочка» (работа в группах)
У.: Переставьте строчки
И получатся стишочки.
Рифма очень помогает,
Слова с нами изучает.
Играет, шутит, повторяет,
Интерес к работе вызывает.
У.: Давайте определим с вами главные члены предложения.
Да! Сказуемое знает,
Чем занят его дружок.
О подлежащем все расскажет,
Ведь, сказывать его конёк.
(что?) Рифма – (что делает?) изучает, играет, шутит, повторяет, вызывает.
У.: Вот что еще может делать рифма!
2. Проект «Рифма» (отчет групп)
У.: Изучали, повторяли, но не шутили и не играли. А ведь наши группы готовились и предлагают тебе, Винни, и ребятам загадки, путаницы и даже новые рецепты, ведь скоро Новый год.
1 группа «Загадайкино»
Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.
1. С «О» - я ветвистый зверь,
А без неё, всегда мне … (олень-лень)
2. С буквой «Б» - я ёмкость для солений,
С буквой «Т» - в конце я предложений. (бочка-точка)
3. С буквой «К» - фигура без углов,
С буквой «Д» - дружить с тобой готов. (круг-друг)
4. С «В» - у птиц найдёшь,
С «Ч» - замок им отопрёшь. (клюв-ключ)
5. С «Р» - он в облаках парит,
С «С» - упрямством знаменит. (орёл-осёл)
6. С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» - от вас я не таю –
В каждом классе я стою. (карта-парта)
2 группа «Сочинители»
1. В школе нам звенит звонок,
За окном лежит снежок.
Вот последний наш урок,
А потом все на каток.
2. Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинается урок.
На вопросы отвечаем,
Быстро рифмы сочиняем.
3. Мы смеялись на перемене,
Вдруг, увидели снежок.
Но учитель громко-громко:
- Возвращайтесь на урок!
4. За окошком снег-снежок,
А у нас открытый урок.
В гости всех мы приглашаем,
Удивить вас обещаем.
5. В школе начался урок,
Все сидят и слушают.
За окном кружит снежок,
С первой зимней стужею.
3 группа «Составители»
Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.
1. Рядом строчки все стоят.
Ими можно удивлять,
Форматировать немного,
Можно смысла придавать,
А в конце поставить знак!
2. Рифма разная бывает,
И в куплетах, и в стихах,
Фантазёры и поэты,
Могут рифму составлять,
А актеры исполнять.
3. Руки наши не для скуки,
Ими можно помогать.
Фантазировать, учиться,
Можно рифму составлять.
А потом её читать.
4. Ребёнку будет интересно
Играя слово загадать
Фантазию свою проверить
Мозгам свободу действий дать,
А мама будет помогать!
5. Ребята решили
Игру начинать,
Фразы, слова в стихи собирать.
Много узнали –
Акростих написали.
6. Разумеется не каждый
Искромётно и отважно
Фирменно и хорошо
Может написать стишок,
А вот я могу, дружок!
4 группа «Хитрецы»
Хитрецами нас зовут,
Будь внимателен, наш друг!
1. За обедом не зевают,
И с едою не играют.
И запомнить ведь не сложно
За столом вертеться ….
2. К нам спешила поскорей,
Принесла нам снегирей.
Всюду снег, мороз несносен,
Принесла нам это ….
3. Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ….
4. Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две - всего ...
5. Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось ...
6. Белым снегом всё одето -
Значит, наступает ...
5 группа «Веселые повара»
Осень запасиха,
В корзину прибериха.
Овощи да фрукты,
На зиму продукты!
1. Борщ по правилам готовь:
Вслед за свёклою-морковь,
Друг за другом строго в ряд
Лук, картофель и томат.
А потом капуста – чтобы было густо.
Перец, соль, лаврушка
Вот и всё, подружка! (Крынина)
2. Пьёт из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют весёлые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылёк
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу:
- Вот вам два стаканчика,
Сок из одуванчика. (Кошелюк)
3. Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать нам пироги! (Кошелюк)
4. Фёдор был отличный малый
Помогал во всём он маме!
И на праздник Новый Год
Взялся печь он вкусный торт.
Положил муку и сахар,
Шоколад, желток, белок.
Угощал он всех господ:
Близких и любимых!
Назывался этот торт, просто «Арлекино»! (Пономаренко)
5. Рассказать хочу, друзья
Как салат готовлю я:
Мариную лук сначала,
Грудку рву я, как мочало,
Яйца мелко покрошу
И в салатик положу.
Огурец шинкую тонко,
Режу яблоко соломкой,
Перец, соль и чесночок
Добавляю на глазок.
Тонко зелень нарезаю,
И сметанкой заправляю.
Горкой выложу салат,
Украшенье – виноград! (Величко)
У.: Винни-Пух, мы сегодня тебе так много рассказали о рифме. Сможешь ли ты теперь составить стихотворение для своего друга Пятачка?
В.: Конечно! Вот послушайте!
Друг мой, милый Пятачок,
У меня есть сундучок –
Рифмой называется
Много в нем вмещается.
Я готов с тобой делиться!
Чтобы вместе веселиться!
У.: Молодец, Винни-Пух! А чтобы ты ничего не забыл о рифме мы тебе дарим наш волшебный портфель, который всегда будет помогать тебе придумывать новые стихи и песни, а также поздравления для друзей!
В.: Спасибо, ребята! Мне пора бежать домой! До скорых встреч! (Винни уходит)
V. Домашнее задание.
- Расскажите дома родителям, какие задания вы сегодня выполняли в течении всего урока. Научите составлять родителей рифмы со словами «семья-друзья», самые лучшие рифмы мы оформим в следующую нашу книжку-малышку.
VI. Рефлексия. Итог урока.
У.: Вы уверены, друзья, что трудились мы не зря? Ребята, так что же такое рифма? (ассоциативный куст)
- Какая бывает рифма?
- Где встречается?
- Что умеет рифма?
- Трудно ли сочинять стихотворения?
- Нужна ли она в жизни?
- Где-то пригодится?
- Пользуемся ли мы ею?
У.: Ну, если вы так много знаете о рифме, то вам не составит труда дополнить эти строки
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает. (Р.Сеф)