Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме:"Личные местоимения"»
МОУ Юрцовская СОШ
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
Тема: «Личные местоимения»
Учитель: Круглова И.Г.
2019 г.
Педагогические цели:
создать условия для определения местоимения как части речи;
формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .
Планируемые результаты:
предметные:
распознавать местоимения среди других частей речи;
определять лицо и число местоимений
метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
выделять группы слов по определённым признакам;
делать выводы из наблюдений;
обобщать сведения по изучаемой теме
оценивать результаты своей деятельности
личностные:
проявлять интерес к изучению русского языка
понимать, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.
Задачи по формированию УУД:
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
познавательные (умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»2012г.
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» .Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако»2013г.
ПК ,мультимедийный проектор ,презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
- Мотивация к учебной деятельности:
– Солнце раненько встаёт - И спешит скорей в обход. – Как, ребятушки, живете? – Как здоровье, как животик? – Одолела вас дремота? – Шевельнуться неохота? – Всем командую: “Подъём!”
– Мы урок наш проведём.
- А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее солнышко.
Улыбнемся солнышку, Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу! (Слайд 2)
2. Орфографическая минутка
- На улице весна, я думаю, сегодня у вас будет хорошее, бодрое настроение, как у нашего солнца.
- На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснив их правописание, распределить эти по группам.(слайд 3)
Пришла, журчат, яркое, люблю, весёлые, выглянуло, солнце, ручьи, весна, я.
- Работа учащихся в тетради.
- Попробуемсоставить текст.
Пришла весна. Выглянуло яркое солнце. Журчат веселые ручьи. Я радуюсь весне.
- Какие слова вы отнесли в 1 группу и почему?
- Почему слово Я вы отнесли в отдельную группу?
3. Самоопределение к деятельности.
- Итак, в задании по распределению слов по частям речи, вы сказали, что «я» это местоимение.
Хорошо ли мы знаем эту часть речи?
Что вы можете сказать о ней? (дети затрудняются ответить).
- Кто попробует сформулировать тему урока.
- Значит какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
—Мы должны узнать что-то новое о местоимении.
—Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.
—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.
—Когда в речи мы употребляем местоимения - это тоже важно знать.
4. Работа по теме урока.
1)Ролевая игра.
У.—Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.
(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)
—Алло! Это 3 класс? Здравствуй, Полина. Это я – Лера. Ты хорошо меня слышишь?
—Привет, Лера.
—Мне нужна Сона. Скажи, пожалуйста, она в классе?
—Нет, она ушла на кружок рисования.
—А Максим? Где он?
—Максим ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут в класс?–
—Не знаю.
Учитель:
—Удалось ли девочкам построить телефонный разговор без местоимений?
- Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?
(она, я, ты, он,они)
2) Заполнение таблицы личных местоимений.( Таблица у каждого ученика на столе)(слайд 4,5)
Учитель:
— Скажите, как назвала себя Лера, начиная разговор? (я)
Учитель:
—Это 1 лицо, участвующее в разговоре . А если бы Лера назвала себя и Полину одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы)
Учитель:
—Как Лера обратилась к Полине, ко 2-му участнику диалога? (ты)
Учитель:
— Это 2 лицо.
Учитель:
— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (вы)
Учитель:
—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они.)
Учитель:
— Это 3 лицо.
Учитель:
— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?
(Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— иначе будут повторы.)
Учитель:
- А что еще очень важное вы заметили?
( местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица бывают ед. и мн. числа)
Учитель:
— Назовите местоимения ед. ч.: (я, ты, он, она)
Учитель:
— Назовите местоимения мн.ч.: (мы, вы, они.)
3. Работа с правилом в учебнике. Первичное закрепление.
- Откройте учебник на стр.92 упр.156 и прочитайте.
- Что такое местоимение?
- Какие местоимения называют личными местоимениями?
- На что они указывают?
- Самостоятельное выполнение упр.157 ср.93 (Проверка)(слайд 6)
( Предложения по цели высказывания:-повествовательные,- вопросительные, - побудительные.
Предложения по интонации: - восклицательные,- невосклицательные)
ФИЗМИНУТКА (слайд7)
Ручки поднимаем. (Дети поднимают и опускают руки.) Поднимаем ручки, Разгоняем тучки. Ярче, солнышко, свети, Хмурый дождик запрети. (Дети машут руками.) Вот окончен дальний путь. Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся.)
4. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
1). Работа в парах.(слайд 8)
У - Что такое местоимение мы с вами разобрались .
Как вы думаете, какую задачу мы ещё должны решить с вами?
( Мы должны научиться правильно использовать местоимения в речи.)
- Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями?
КАРТОЧКА: Наступила весна. …. принесла тепло и радость. По земле побежали ручьи. …. переливались серебристыми дорожками. Проснулся муравей. …. спешит построить свой дом.
- Во втором предложении какое слово вы заменили местоимением?
- А дальше?
- Проверка выполнения работы. Оцените свою работу.(Смайлик)
2. Веселая страничка. Местоимения в загадках. Работа у доски.