Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по познанию мира "Кипчаки - мои предки"»
Тема урока: Тюрки и их образ.
Цели обучения: 3.3.2.1 на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков.
Цели урока:учащиеся на основе исследования определяют, как жили и чем занимались кипчаки.
Критерии успеха (предполагаемый результат): учащиеся будут:знать, где жили и чем занимались кипчаки; какой образ жизни они вели; сравнивать образ жизни, занятия, одежду, язык, внеший облик казахов и кипчаков, находить общее и различное; образно представлять жизнь кипчаков .
Критерии оценивания: - описывают образ жизни кипчаков;
- рассказывают о происхождении кипчаков;
- сравнивают образ жизни кипчаков и казахов;
- называют важные особенности образа жизни кипчаков (не менее 3-х).
Языковые цели:
Учащиеся могут: рассказать об образе жизни древних тюрков.
Терминология:
Древние тюрки.
Кипчаки. Кипчакская степь.
Вопросы для обсуждения:
- Как жили древние кипчаки? Чем они занимались? Какие виды скота разводили кипчаки? Почему кипчакские лошади высоко ценились в других странах? Какие культуры выращивали кипчаки? Что можно было приготовить из проса?
Вопросы для письма:
-Кипчаки – тюркское племя.
- Кипчаки – предки казахов.
- Казахский язык возник на основе кипчакского языка.
Привитие ценностей:Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: развитие патриотизма реализуется через понимание для будущего страны важности изучения прошлого древних предков; уважение, сотрудничество, труд и творчество, образование в течение всей жизни.
Междисциплинарные связи: Художественный труд, связь с повседневной жизнью, историей.
Навыки использования ИКТ: ИКТ-просмотр видеоролика, презентация урока.
Предварительные знания: Учащиеся знают об образе жизни древних тюрков.
Ход урока
Запланированные периоды урока
Запланированные действия на уроке
Ресурсы
Начало урока
0-2
4-7
8-9
Круг радости «Если бы я был(а) солнцем...»
Перед началом урока учащиеся встают в круг. По одному выходят на середину группы, держа в руках изображение солнца, и говорят друг-другу пожелания.
Настрой на работу: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами
Чтение отрывка из стихотворения О.Сулейменова «Аргамак»:
Эй, половецкий край,
Ты табунами славен,
Вон вороные бродят
В ливнях сухой травы.
Дай молодого коня,
Жилы во мне играют,
Я проскачу до края,
Город и степь
Накреня....
(половец-кипчак)
Обсуждение (в коллективе)
Обсуждение на основе стихотворения.
Вопросы для обсуждения:
Какая связь между стихотворением Аргамак и нашими древними предками?
Кем были наши древние предки?
Слышал ли ты когда-нибудь слово «кипчак»?
Учитель: Кипчаки в средние века- это многочисленное и сильное тюркское племя. Именем этого народа стала называться вся Великая Степь – Дешти кипчак («Степь кипчаков»). Она простиралась от Алтайских гор до Дуная. На этой территории сейчас проживает множество народов: казахи, татары, башкиры, калмыки, балкары и др. Все они считают своими предками кипчаков.
Целеполагание (в коллективе)
Прочитайте тему урока.
Определите цели урока:
Учащиеся: - Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались.
-Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков.
Работая в парах, вы займетесь исследованием занятий, языка, образа жизни кипчаков.
Стратегия «Читать по стене» (в парах)
Вопрос для обсуждения:
«Чем занимались кипчаки и как жили?»
Дискуссия проводится по стратегии «Ручка в центре».
Критерии оценивания:
- описывают образ жизни кипчаков.
«Просмотр видеоматериала» (в паре, в коллективе)
Демонстрация видео о Дешт-и-Кипчаках, тайных знаках. После просмотра видео проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
О чем видеофильм?
Что такое Дешт-и Кипчакская степь?
Что означают тайные знаки?
Как жили кипчаки?
Критерии оценивания:
рассказывают о происхождении кипчаков;
Динамическая пауза
А теперь сравните образ жизни казахов и кипчаков.
Стратегия «Диаграмма Венна» (в группе)
Оценивание осуществляется путем взаимопроверки работ групп согласно критериям.
Критерии оценивания:
сравнивают образ жизни кипчаков и казахов;
Учитель: Казахский язык возник на основе кипчакского. Сравни слова в таблице и сделай выводы об особенностях кипчакского языка. (В кипчакском языке вместо «с» в словах типа «тас», «бес» произносили «таш», «беш». В начале слова вместо «ж» употребляли «й»).
Стратегия«Гнездо пчелы» (в паре, индивидуально)
Представьте (работа в парах)
Вы находитесь в гостях в Кыпчакской семье. Чем вас угостят хозяева?
О чем вы их спросите? Поймете ли вы речь кипчаков?
Подумай, какие качества были у кипчакской лошади, если за нее платили такую высокую цену.
Какие еще виды скота разводили кипчаки?
Учащиеся в парах отвечают на данные вопросы.
Ты составляешь сценарий фильма о кипчаках. Какие важные моменты из жизни кипчаков вошли бы в сценарий? (индивидуально)
Критерии оценивания:
- называют важные особенности образа жизни кипчаков (не менее 3-х).
Слайд №6,7
Раздаточный текст
Ручка
Тайные знаки Дешт-и-Кипчаков Ссылка:
https://www.youtube.com/watch?v=grE0kMSb5sY
(показать с 1:57-по 4:16-)
Бумаги, маркеры
Стикеры
Бумага, краски
Конец урока
36-40
Рефлексия (индивидуально):
Стратегия «3 момента»
Учащиеся называют или записывают 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока (письменно). По времени – можно озвучить по желанию детей
микрофон
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Соблюдение здоровья и техники безопасности
Более способным учащимся предлагается написать легенду на тему «Мои предки-кипчаки». Менее способные учащиеся должны быть в паре с более спсобными учащимися. (задание «Представьте»)
Стратегия «Ручка в центре» является эффективным методом дифференциации.
Оценивание и обратная связь проводится на протяжении всего урока. Стратегии «Ручка в центре» и «Диаграмма Венна» оцениваются по критериям.
Стратегия «3 момента» позволит учителю оценить качество урока.
Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся во время групповой работы у доски.
Эффективное использование средств ИКТ, чистота в классе.