Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Сообщество водоема"»
Открытый урок
по окружающему миру
в 4 классе
Тема «Сообщество водоема»
Учитель:Крестниковская Н.А.
2013-2014 уч.г.
Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.
I. Организационный момент
Прозвенел веселый звонок -
Мы начинаем наш урок.
-Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания,
полученные ранее.
11 .Актуализация опорных знаний
Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - лишь небосвод.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
В природе всё взаимосвязано.
Какие условия необходимы растениям и животным для жизни? (тепло.воздух,свет солнца,вода,пища)
Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах.
-Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей)
Природное сообщество –сообщество, в котором совместно обитают разнообразные живые существа, которые связаны между собой.
3. Сообщение темы и постановка целей урока.
-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами. Рассмотрите на доске слова -названия растений и животных.
Какое задание вы бы предложили выполнить с ними? Составление цепей питания.
Д:Ряска-карась-окунь-выдра
Остатки растений-дождевой червь-трясогузка
Мятлик-мыши-совы
Где возникли затруднения?
Учитель: Ребята, а к какому сообществу принадлежат оставшиеся слова-названия растений и животных?
Дети: к сообществу водоёма.
-Какие бывают водоемы?
II.Формулирование темы и целей урока
Сформулируйте тему урока
- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом?
природное сообщество?
Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о водоёме, чтобы представить его как природное сообщество? Растительный мир,животный мир,экология
Цели. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества, рассмотрим связи, которые существуют в нём.
Для изучения этой темы мы решили провести исследование и разработать информационный проект «Жизнь пресного водоема». Для этого..
.1. Учащиеся разделились на группы.
1 rpynna- ботаники:
2 группа -зоологи
З группа -экологи
4 группа -художники
2. Собирали материал, работая с разными источниками:текстом в учебнике, в энциклопедии;дополнительной литературой, Интернет
Изучали, перерабатывали, готовили сообщения в творческой форме.
защита своего проекта.
И теперь каждая группа готова представить результаты своей работы
- Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями. Работа в паре.
По ходу отчётов руководителей каждой группы заполняйте их.
Информационная карта. 1.Ботаника.
Плавают на поверхности
Прикрепляются ко дну
Плавают в толще воды или на поверхности
Роль:
2. Зоология.
Животные водоёмов
Моллюски
Земноводные
Насекомые
Грызуны
Рыбы
Ракообразные
Роль:
3. Экология.Слайд
Загрязняют водоёмы
Охрана водоёмов
В Красной книге
Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.
Учитель: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.
IV.Работа по теме урока
Выступление руководителя группы ботаников и помощник
Ученик: Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения,, методом сбора информации из детских энциклопедий "Я познаю мир", "Всё обо всём" и атласа - определителя "От земли до неба.
Задание:
Разделить растения на группы в зависимости от положения в воде.
Отгадайте растения.
Растения имеют длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 1 м,
- У прибрежной части низкого заболоченного берега можно найти тростник, рогоз, камыш.
Чем похожи и отличаются эти растения?.
Рогоз, камыш, тростник, прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия - метёлки, а у рогоза - коричневый "палец".
2)Отгадайте загадку:
Кувшины и блюдца
Не тонут и не бьются, (кувшинки и кубышки)
Кувшинку называют в народе белой водяной лилией, она нуждается в охране.(У кувшинки цветок - часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. )
Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки КубЫШКИ.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую
июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности водоема. По наличию кубышек и кувшинок в водоёме можно определить глубину водоёма: кувшинке доступна глубина - до 2 м, а кубышке - до 3,5 м.
Ряска - крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Она ко дну совсем не прикрепляется. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём.
А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
В толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
Это интересно.
Какое значение имеют растения?
Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.
Обобщение по Информационной карте
Разделить растения на группы в зависимости от положения в воде
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Отчёт зоологов. Животные водоёмов.
Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие.
Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом.
Выступление 2 группы Зоологов
-Назовите животных водоема.
1.конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка);рисунок
2.обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец);
3.обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма (рыбы: щука, карась, окунь и др.);
4.голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка - головастик, питаются комарами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки);
5.плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.);
6.мягкое тело, защищенное раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные -фильтраторы (моллюски беззубка, прудовик);
7.обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют +
а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище - хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр);
б) жилище - нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра);
Прудовик обыкновенный - крупная водная улитка (до 6 см). Встречается в спокойных, стоячих водоёмах на РАСТЕНИЯХ, КОТОРЫМИ И ПИТАЕТСЯ. Разные виды катушек тоже живут в водоёмах. Их раковины закручены в виде колесика. У катушки роговой диаметр раковины около 3 см.
на дне обитают крупные двустворчатые моллюски - беззубка и перловица. у беззубки раковина с тонкими стенками, у перловицы - с толстыми.
Двустворчатых моллюсков называют «живыми фильтрами». Они пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. Если в озере мало двустворчатых моллюсков, вода мутнеет. А в мутную воду проникает меньше света. Значит,
трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Станет трудно дышать рыбам. Поэтому ракушки надо оберегать.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Какое значение имеют животные водоемов? корм, очищают воду.
Слово экологам.
-Раньше выдр уничтожали .думая что она уничтожает много рыбы.
- Справились ли вы с заданием?
Отчёт экологов.
Экологическое состояние водоёмов, сценка
Учитель: Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово.
Ученик: Первое впечатление о состоянии наших водоёмов сложилось, когда мы читали статьи в газете "Десница": "А стоки так и текут", "Где купаться хочется -там нельзя...".
И мы решили узнать: Какая вода в реках Брянского края? Мы нашли ответы:
По данным Госэкологии области качество воды в пунктах наблюдения на основных реках области умеренно
загрязнённые
Основной причиной такой ситуации является, во-первых, отсутствие очистных сооружений ливневой
канализации городов; во-вторых, высокий процент износа действующих очистных сооружений.Это очень
вредит животному и растительному миру. Но вот другой пример.
однажды к нам обратились рыбаки/. Они заметили, что в их улове стало больше попадаться больной рыбы.
Как вы думаете ,почему заболела рыба?
(В реке выловили всех раков.А ведь раки уничтожают остатки погибших животных, являются санитарами.И когда раков не стало ,от погибших рыб заражались и здоровые.
Недавно нас пригласили на одно озеро. Раньше вода в нем была прозрачной .В последнее время вода в нем становилась все мутнее и мутнее.
Как вы думаете, почему это стало происходить?
Итак .давайте подумаем, как мы можем помочь растениям и животным водоема.
Мы представляем вашему вниманию некоторые экологические знаки. Попробуйте их расшифровать..
l.He рви кубышку и кувшинку.
2.Не разрушай жилища ондатр, бобров,выдр.
З.Не лови раков и двухстворчатых моллюсков. 4.Береги лягушек и их головастиков.
5.3имой делай в воде лунки,чтобы в воду поступал кислород.(Но только вместе со взрослыми) 6.Весной принимай участие в спасении молоди рыб.
А теперь давайте прочитаем в учебнике, какое объяснение дали авторы учебника этим экологическим знакам. Мы были правы?
- Молодцы! Думаю, что вы так и будете поступать.
Ученик: Мы предлагаем:
Выпустить листовку-обращение к жителям микрорайона с просьбой объединить усилия для решения
актуальной экологической проблемы.
Уважаемые жители нашего города!
Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки.
Убедительно просим вас: "Не загрязняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию". Всё в ваших руках и в ваших силах!
Ученики 4 "Б" класса МОУ СОШ №61
3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.
Памятка.
l.He рви кубышку и кувшинку.
2.Не разрушай жилища ондатр, бобров,выдр.
З.Не лови раков и двухстворчатых моллюсков.
4.Береги лягушек и их головастиков.
5.3имой делай в воде лунки,чтобы в воду поступал кислород.(Но только вместе со взрослыми)
6.Весной принимай участие в спасении молоди рыб.
V. Закреплениеизученного.
В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что он связаны между собой. Составьте цепи питания.
Как живут все обитатели водоема?
- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом? Растения и животные связаны между собой .
3 задание. Работа в паре .Используя карточки, лежащиеу вас на парте Составить цепи питания, сложившиеся в водоёме или вблизи от него.
Комары-лягушки-цапли
Личинки комаров-жук-плавунец-карась
Рогоз-карась-щука
ряска—карась—выдра
водоросли—мальки—цапля
Ряска - карась - окунь;
Ряска - карась - щука;
ряска - карась - цапля;
Ряска-карась-щука- выдра.
Проверка.
Как живут все обитатели водоема?
Какой вывод можно сделать?
Что надо делать ,чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
Итог урока.
Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы:
Какое значение имеют растения водоемов ?
Какое значение имеют животные водоемов?
-Какие обитатели водоемов нуждаются в особой охране?
Продуктом вашей проектной деятельности станет книга "Водоёмы нашего края" .Составлена она по
материалам научных групп, имеет несколько частей, куда будут включены тексты, рисунки, фотографии,
таблицы, памятки, листовки, загадки.
• Каково её назначение?
1. Информировать учащихся и родителей о жизни водоёмов нашего края.
VI.Домашнее задание.
Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края.