16.03.2017 Литературное чтение
Тема: В.А.Осеева «Почему?»
Цель: научить детей отыскивать в произведении глубокий смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения; выразительно, осознано читать.
Задачи:
Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные:
-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; подбирать пословицы к тексту из предложенных и объяснять их смысл; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа.
Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. А. Осеевой, карточки ,потрет В.Осеевой, оценочный лист, словарь Ожегова.
Ход урока
I .Организационный этап.
Речевая разминка.
Произнесите чистоговорки.
А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Б) Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух.
В) Сорока с вороной спорила:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Научимся определять главную мысль произведения,
Задачи:
Продолжим знакомство с творчеством В.А. Осеевой;
Развивать умение анализировать текст и делать выводы;
Воспитывать честность и ответственность за свои проступки.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Работа в парах. Восстановите последовательность событий в рассказе В. Осеевой « Почему?».
План неправильный.
Бум наказан.
Мальчик с собачкой
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё «почему?»
Это … Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке.
Бум один на крыльце.
План правильный.
Мальчик с собакой.
Чашка разбилась.
Это … Бум!
Он будет жить в будке.
Бум наказан.
Бум один на крыльце.
Ночью.
Расстроенный лай.
Сын признался.
Все дома!
У каждого своё « Почему?».
Слайд №
Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки.
Молодцы!
IV. Первичное закрепление.
1.Чтение по цепочке первой части рассказа.
2. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
Читают по ролям .
-Как вы думаете, он обманывал раньше? ( нет).
Как он выглядел в этот момент?
Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели.
-Почему мальчик не признался маме сразу?
( Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
3.Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте в рассказе:
« Ты очень испугался? Если ты нечаянно…».
-Боялся ли мальчик наказания?
-Как сильно переживал Бум?
-Почему мальчик решил признаться?
4 .Жужжащее чтение абзаца!
Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести. Как об этом пишет автор прочитайте абзац,
начало « Время шло..»,
« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине» ,
« вина становилась больше», « кусал ногти»,
« не мог ни на что решиться»,
« утыкался лицом в подушку».
5. Хоровое чтение.
-Ждала ли мама признания сына?
.Физкультминутка
6.Игра «Догонялки». ( Чтение последнего абзаца)
7. Работа с деформированным текстом
Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
Гимнастика для глаз
8. Блиц – турнир.
( если человек должен это делать вы хлопайте в ладошки, если нет, то топайте).
1). Быть воспитанным, сдержанным.
2). Обманывать, хвастаться.
3). Признавать свои ошибки.
4). Хорошо учиться, много читать.
5). Кричать, когда кто – то отдыхает.
6). Говорить правду.
9. Работа в парах по карточкам.
-Выбери верный ответ и обоснуй его. Найди подтверждение в тексте.
А) Почему разбилась чашка? (Мальчик сильно качнулся на стуле. Мальчик сильно качнулся на табуретке.)
Б) Как звали собаку? (Собаку звали Бум. Собаку звали Бим)
В) Почему так переживала мама, когда разбилась чашка? (Из этой чашки папа всегда пил чай. Потому что чашка была очень красивой.)
Г) Как вёл себя Бум, когда его выгнали на улицу?(Бум сильно переживал. Бум веселился и прыгал.)
Д)Как вели себя герои, когда мальчик признался в своём поступке?( У каждого из троих было своё почему. Все быстро заснули.)
V . Творческое применение и добывание знаний.
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют.
-Какие краски вы использовали: темные или светлые?
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся опять к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Что мучило мальчика?
Дайте, объяснение значения слова совесть.
( Даю микрофон).
« Мозговая атака»
Что такое совесть ?
Нужна ли совесть человеку?
Что значит поступать по совести?
(честно, откровенно, чистосердечно).
Когда совесть чиста?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла. ( читает ученик из словаря )
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце.
Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать.
Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.
Выбери ответ, который ты считаешь правильным.
Слайд
-Мальчик признался в своём поступке, потому что его мучила совесть.
-Мальчик боялся наказания.
-Мальчику было жаль Бума.
-Мальчик жалел маму.
VI . Итог урока
-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»
- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?
- Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)
VII .Рефлексия (светофор)
«Я понял, что…»
«Мне надо…»
Домашнее задание
1уровень – пересказ текста
2 уровень прочитать выразительно отрывок, который больше всего понравился.