Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране. – Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей) – Прочитайте название сказки. Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки? – А как вы думаете, состоится ли война? - Из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами? – Давайте проверим свои догадки при чтении. Во время чтения отметьте непонятные слова. Работа с текстом сказки во время чтения. Самостоятельное чтение сказки учащимися. Наблюдения над языком сказки. 1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова…) Запиши их в рабочую тетрадь с.49 №2 2) Найдите просторечные слова. (Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалился). - Значение некоторых слов прочитаем. Предлагаю вам попробовать объяснить их значение Работа в парах. (работа на карточках) СИДЮЧИ - сидя, восседая ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать. ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится ВИШЬ - видишь В ЧЕСТИ - в почёте НЫНЕ - сейчас ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший ГЛЯДЮЧИ - смотря ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - на помощь звать НЕ ПОВИННЫ - не виноваты КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - гордая ягода ПЯТА - пятка ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско ВЗДЫМАЕТСЯ - поднимается СПОДРЯТ - подряд БУРАЧКИ – свёкла Как вы думаете, почему Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Наверное, потому, что они ему нравились, потому что он хотел сохранить народный колорит(характерную особенность этого времени) русской сказки, очень любил русское простое народное слово) Работа с текстом после чтения. -Чем оказалось богато лето? (ягодами и грибами) -К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая) - Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди). -Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой) -Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод) – С вашей точки зрения, воевать это хорошо?(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.) – Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…) -Какие грибы он призвал на помощь? Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? – Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва. – Кто помешал замыслу грибов? – Варвара. – На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес?(ей нужны были грибы) – Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.) – Стоило ли из-за этого начинать войну? (К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.) ФИЗМИНУТКА Идут зверюшки по опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки поскакали, Рыжики посрывали. Лисичка побежала, Лисички собирала. Поскакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. | Дети идут
Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут , собирают воображаемые грибы. Скачут стоя, срывая воображаемые грибы. Идут вразвалку, затем топают правой ногой. | - Опишем само войско. Для этого работаем в группах. Выборочное чтение. 1 ряд: Опишите внешний вид волнушек и сморчков. (Найдите рифму.) Почему они отказались идти на войну. 2 ряд: Опишите внешний вид опят и груздей. (Найдите рифму.) Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились? 3 ряд: Найдите, что и кто помешал войне грибов с ягодами (Найдите рифму) - Какие необычные сравнения даются персонажам? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым): волнушки – старушки ,опенки – ноги тонки, сморчки –старички). Работаем в раб. Тетради с.49 №3 (рисуем героев сказки) - Почувствовали ли вы близость речи сказки к стихотворной? – Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы. – Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором (по карточкам – задание №2). волнушки – в кадушки опёнки – в бочонки сморчки – в бурачки груздки – в кузовки - Что могло привлечь В. И. Даля в этой русской сказке? Что необычно в этой сказке? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках). (я думаю что его привлекло любовь к своему народу и к стране) В. И. Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Даля в народных сказках привлекали слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь. Чтение сказки по ролям. Выразительное чтение сказки. – В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один человек или её читают по ролям? Выбор вида чтения. – Правда, ребята, интересней звучит сказка при чтении по ролям? – Ребята, эта сказка удачна для инсценирования, но мы прочитали её по ролям, а инсценировать вы сможете на следующем уроке. Это будет одно из домашних заданий. И кто выберет для себя данный вид работы, те ребята подойдут ко мне, и мы вместе распределим роли. – Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу по - доброму…) – Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки. – Ребята, давайте закончим разговор о сказки пословицами о дружбе. Работа в парах. (по карточкам). – Ребята, давайте соединим начало и концовку пословиц. (группа у доски) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг, лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Нет друга – ищи, а нашел – береги. - Какой тематике они посвящены? А вы любите играть? В какие игры? Игра “Кузовок”. Подготовка к игре. - Вот так выглядит русский кузовок -А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.) – И не только грибы и ягоды. Посмотрите, что в нашем кузовке…(Сказки, пословицы, загадки, слова) - С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне. - Прочитаем, как он описывает её. Чтение описания игры «Кузовок». – Что вы заметили? (Слова рифмуются, любой текст в обработке В.И. Даля начинал «играть») По рядам игра в слова Я положу в кузовок ... (слова на -ок) Я достану из кузовка... (слова на -ка) Я поднесу к кузовку... (слова на -ку) – В эти игры вы можете поиграть, когда собираетесь вместе.
|