kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе «В. И. Даль «Война грибов с ягодами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предложен проведенный мной открытый урок по литературному чтению на тему «В. И. Даль «Война грибов с ягодами».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 4 классе «В. И. Даль «Война грибов с ягодами»»

Предмет – «Литературное чтение» (УМК «Школа 2100»)

Класс - 4

Тема - «В. И. Даль «Война грибов с ягодами»

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: в анализе художественных достоинств сказки В. Даля и лексической игре «Кузовок» формировать развитие чутья к слову, чувство рифмы, образность речи.

Задачи:

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);

  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);

  • в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.


Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Дидактические средства: раздаточный материал к групповой работе, рабочая тетрадь, презентация к уроку.

Используемая методическая литература:  Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «В океане света», Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс; методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Уроки чтения по книге "В океане света"» 4 класс.







Этапы урока


Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Организационный момент.








2. Актуализация знаний.


- Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворный урок:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.


  1. Беседа с учащимися.


На доске портреты

- Назовите фамилии этих людей. Кто они?

- Что объединяет этих русских писателей? (Они жили в одно время, дружили, сочиняли сказки, участники поэтического состязания)

- В чем суть поэтического состязания? (Они спорили чья сказка будет лучшей, судить их было поручено Н.В. Гоголю.)

- Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию? (Сказка о царе Салтане, Спящая царевна)

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин?

– В.И.Даля

– О чем вам говорят эти опорные слова? Казак Луганский Псевдоним Луганск Сказки Толковый словарь

– Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля.


Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)


- Прочитайте внимательно данные о В.И. Дале и расскажите, что вы о нём узнали:(ответы детей).

Выполнение задания I.1на с.48 в «Тетради по литературному чтению»: учащиеся знакомятся с этапами жизни В.И. Даля и определяют на основе наблюдений, что главным делом в жизни В.И. Даля было мирное собирание русского фольклора и составление словаря.


Видео «Словарь Даля»


Чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: он собирал слова. Он колесил по России, менял профессии, изучал ремёсла – и всё время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался, он узнавал множество прекрасных слов, которые прежде не были ему известны.  
Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом.

Какие сказки В.И.Даля вы читали?

– Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? (читать еще одну сказку Даля)

Сегодня на уроке познакомимся с русской сказкой в обработке В.И.Даля «Война грибов с ягодами», работать над формированием навыков выразительного чтения.

– Что такое обработка народной сказки писателем? (Сказки писались давно, со временем язык меняется, сказки становятся не понятными для детей)

- Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею.



Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.


Работа с текстом сказки.














































Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей)

– Прочитайте название сказки. Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?

– А как вы думаете, состоится ли война?

- Из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

– Давайте проверим свои догадки при чтении.

Во время чтения отметьте непонятные слова.


Работа с текстом сказки во время чтения.

  1. Самостоятельное чтение сказки учащимися.

Наблюдения над языком сказки.


1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова…) Запиши их в рабочую тетрадь с.49 №2

2) Найдите просторечные слова. (Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалился).

- Значение некоторых слов прочитаем. Предлагаю вам попробовать объяснить их значение

Работа в парах. (работа на карточках)


СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

ВИШЬ - видишь

В ЧЕСТИ - в почёте

НЫНЕ - сейчас

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - гордая ягода

ПЯТА - пятка

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

ВЗДЫМАЕТСЯ - поднимается

СПОДРЯТ - подряд

БУРАЧКИ – свёкла

Как вы думаете, почему Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Наверное, потому, что они ему нравились, потому что он хотел сохранить народный колорит(характерную особенность этого времени) русской сказки, очень любил русское простое народное слово)


Работа с текстом после чтения.

-Чем оказалось богато лето? (ягодами и грибами)

-К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

-Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод)

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)

-Какие грибы он призвал на помощь? Кто откликнулся на призыв гриба-боровика?

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

– Кто помешал замыслу грибов?

– Варвара.

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес?(ей нужны были грибы)

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну? (К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)


ФИЗМИНУТКА

Идут зверюшки по опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки поскакали,
Рыжики посрывали.
Лисичка побежала,
Лисички собирала.
Поскакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети идут

Скачут вприсядку,
срывают воображаемые грибы.
Бегут ,
собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, 
срывая воображаемые грибы.
Идут вразвалку,
затем топают правой ногой.


- Опишем само войско. Для этого работаем в группах.

Выборочное чтение.

1 ряд: Опишите внешний вид волнушек и сморчков. (Найдите рифму.) Почему они отказались идти на войну.

2 ряд: Опишите внешний вид опят и груздей. (Найдите рифму.) Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?

3 ряд: Найдите, что и кто помешал войне грибов с ягодами (Найдите рифму)

- Какие необычные сравнения даются персонажам? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым): волнушки – старушки ,опенки – ноги тонки, сморчки –старички).


Работаем в раб. Тетради с.49 №3 (рисуем героев сказки)

- Почувствовали ли вы близость речи сказки к стихотворной?

– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором (по карточкам – задание №2).

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

- Что могло привлечь В. И. Даля в этой русской сказке? Что необычно в этой сказке? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках). (я думаю что его привлекло любовь к своему народу и к стране) В. И. Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Даля в народных сказках привлекали слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь.


Чтение сказки по ролям. Выразительное чтение сказки.

– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один человек или её читают по ролям?

Выбор вида чтения.

– Правда, ребята, интересней звучит сказка при чтении по ролям?

– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования, но мы прочитали её по ролям, а инсценировать вы сможете на следующем уроке. Это будет одно из домашних заданий. И кто выберет для себя данный вид работы, те ребята подойдут ко мне, и мы вместе распределим роли.

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу по - доброму…)

– Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки.

– Ребята, давайте закончим разговор о сказки пословицами о дружбе.

Работа в парах. (по карточкам).

– Ребята, давайте соединим начало и концовку пословиц. (группа у доски)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Какой тематике они посвящены?


А вы любите играть? В какие игры?

Игра “Кузовок”.
  1. Подготовка к игре.

- Вот так выглядит русский кузовок

-А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.)

– И не только грибы и ягоды. Посмотрите, что в нашем кузовке…(Сказки, пословицы, загадки, слова)

- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.

- Прочитаем, как он описывает её.

Чтение описания игры «Кузовок».

– Что вы заметили? (Слова рифмуются, любой текст в обработке В.И. Даля начинал «играть»)

По рядам игра в слова

Я положу в кузовок ... (слова на -ок)

Я достану из кузовка... (слова на -ка)

Я поднесу к кузовку... (слова на -ку)

– В эти игры вы можете поиграть, когда собираетесь вместе.




Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.











Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.












Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



ΙΙΙ. Итог. Рефлексия.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали? (Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах).

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Я знал, узнал, горжусь…

Особенно понравилось…

Кому сегодня поставим отметку 5? Кому 4?


IV. Домашнее задание.


– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий.

1. Подготовиться к инсценированию сказки.

2. Найти пословицы, поговорки, загадки В.И. Даля к следующему уроку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе «В. И. Даль «Война грибов с ягодами»

Автор: Андреева Наталья Викторовна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства