II. Актуализация знаний (7 мин.) 1) Презентация III. Введение в тему урока (1 мин.) IV. Первичное чтение текста (6 мин.) V. Вопрос эмоционально-оценочного характера (1 мин.) VI. Словарная работа . VII. Физкультминутка VIII. Вторичное чтение стихотворения учащимися. IX. Анализ текста. Выборочное чтение Составление синквейна. Сундучок размышлений Итог урока Домашнее задание | Ребята, наш урок я хочу начать с эпиграфа. Атмосфера любви в твоем доме является основой всей твоей жизни. - Как вы понимаете смысл этого эпиграфа? Как вы думаете , почему я использовала этот эпиграф? Учитель читает стихотворение: Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа… - С творчеством какого поэта мы сегодня продолжим знакомиться? Вы уже многое знаете о С.А. Есенине, можете рассказать о его жизни. Никишова Юля подготовила мини-проект «Биография Сергея Александровича Есенина». - Я предлагаю оценить работу Юли. Ваши комментарии. - Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением Сергея Есенина. Отгадав ребус , вы прочтите его название. Какова тема урока? Что бы вы хотели узнать и чему научиться ?
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде). В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи. - Слушаем аудиозапись. Смотрим презентацию. -Какие чувства вы испытали, слушая произведение Сергея Есенина? Автор использует слова: лебёдушка, лебежатушки. Как вы думаете, какие чувства он испытывает к этим героям? А сейчас мы проведем словарную работу. Каждому из вас я раздам по 3 – 4 пары разрезанных фигурок лебедей. Чтобы узнать значение слов или словосочетаний, надо соединить две части лебедей так, чтобы они совпали. Если вдруг останутся слова, значения которых для вас непонятны, мы обязательно уделим им внимание. Группа № 1: покрывала златотканые, гладь зеркальная, тихая заводь, молчаливый затон. Группа № 2: трава шелковая, тихозвонные ручейки, росинки серебристые, цветы лазоревые, волны пряные. Группа № 3: дозорила, хоронились, не чуяла, ватага. Физкультминутка Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнём. Лебеди летят, Крыльями машут. (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой, (наклоны вперед, прогнувшись) Качают головой. (наклоны головы вправо – влево) Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся. (садятся на стулья) - Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Кто из вас помнит, что такое олицетворение? - Читаем стихотворение по цепочке по 2 строфы. Постарайтесь во время чтения с помощью интонации передать ваше отношение к прочитанному. Во время чтения отметьте в стихотворении олицетворения. Проверка задания. Как вы думаете, на сколько частей можно разделить стихотворение? - О чём будет говориться в первой части? - О чём будет вторая часть?
- О чём третья часть? Сейчас каждый из вас ответит на вопросы по содержанию текста, а потом его прокомментирует. - Прочитайте отрывок, где надвигается беда. - Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. - Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. - Могла ли она спастись от смерти? - Почему она этого не сделала?
- О чём говорит поступок матери – лебеди? - Какие два образа противопоставлены в этом произведении? Сейчас мы поработаем группой и составим синквейны лебедушки и орла. Памятки по составлению синквейнов лежат у вас на столе.
Так какую главную мысль хотел передать нам автор? На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. - Такой поступок называется самопожертвованием. - Как вы думаете, почему С. Есенин не придумал счастливый конец этой истории? - Чему учит это стихотворение?
Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? ( музыкальные композиции) -Давайте вернемся к эпиграфу. - Объясните , как вы понимаете теперь слова … Наш урок подходит к концу. Смогли мы достичь поставленных целей? Докажите? Чему вы научились? д/з 1. Выписать из текста все цветовые эпитеты. Проследить, как они меняются от начала произведения к концу. 2. Выписать из текста все звуковые эпитеты, проследить их проявление от начала произведения к окончанию. 3. Найти сравнения и записать их в тетрадь. 4. Подготовить выразительное чтение стихотворения. - Закончить урок мне хочется словами из стихотворения. Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так, Как любят эти птицы! Ведь если взять вселенную, Ни с чем... Любовь такая не сравнится. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду! - Всех благодарю за работу на уроке. | С. А. Есенина я заинтересовалась творчеством Сергея Александровича. Для этого обратилась в библиотеку и воспользовалась Интернет- ресурсами. Предлагаю вашему вниманию результат моего исследования. - Я думаю, что Юле можно поставить «5», так как она нашла интересный материал, представила его в форме презентации. « Лебедушка» С.А. Есенин « Лебедушка» 1. Познакомиться с произведением Есенина. 2. Совершенствовать технику чтения, умение работать с текстом. 3. Увидеть средства художественной выразительности. 4.Почувствовать важное значение матери для каждого. 5. Понять, что добро не погибает. ПО: чувства грусти, печали, так как лебедь погибла и дети остались сиротами. Он их любит, относится к ним с нежностью, с лаской. Ребята в группах соединяют подбирают части лебедей и узнают значения слов и сл/сочетаний. Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. Зорюшка рассыпала, сосны наряжали, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались. - На три части. - Описывается картина раннего утра. - Лебедь позвала своих лебежатушек гулять, а сама за ними присматривает. - О гибели лебёдушки. Строфы 20 – 21 Строфы 23, 25 Строфа 27 Да Ради спасения своих детей, ради любви к ним.) Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Лебедь, орел. Любовь матери к своим детям. Учит любить Родину, природу, все живое, учит видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать. Версии детей. Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать: - Для меня было открытием, что лебеди способны плакать… Мы научились жалеть, сопереживать, быть добрее, чувствительнее, милосерднее… 1. Дети получают закладки с домашним заданием. 2. Организованное окончание урока. | Обеспечивает высокий уровень вовлечённости обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств. УУД (познавательные, регулятивные, личностные): - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - выбор оснований для классификации; - самостоятельное формирование познавательной цели данного этапа урока; - анализировать работу одноклассников. Разграничение области знания и незнания по данной теме. УУД (познавательные, регулятивные, личностные): - формирование умения рациональной работы с текстом; - формирование самооценки, уровня собственных знаний; - осуществление контроля; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Определение темы произведений. УУД (личностные, регулятивные, познавательные): - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - самостоятельно формулировать тему; - устанавливать причинно-следственные связи. УУД (коммуникативные, познавательные): - высказывать свою точку зрения; - умение извлекать информацию. Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции УУД (личностные, познавательные, ком-муникативные): - чувствовать красоту природы, бережно относиться ко всему живому); - пользоваться разными видами чтения; - оформлять свои мысли в устной форме. Определение психо- эмоционального состояния обучающихся к концу урока. УУД (коммуникативные, личностные): - формулировать собственное мнение; - выявление учебно-познавательного интереса; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |