Открытый урок по литературному чтению 4 класс Р.Гамзатов "Мама"
Открытый урок по литературному чтению 4 класс Р.Гамзатов "Мама"
Целью данного урока было познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Гамзатова, раскрыть образ матери в поэзии и живописи, развивать творческие способности, речь учащихся,воспитывать любовь к самому близкому человеку - матери.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организационный момент. Психологический настрой. Листы оценивания раздать. В течении урока дети оценивают ответы друг друга.
Уважаемые ученики, коллеги! Так как наш урок проходит накануне Международного женского дня, 8-ое марта. Хочу поздравить вас всех с праздником! Пожелать вам крепкого здоровья и успехов вам в творческой и личной жизни!
Песня в исполнении учеников «Женский праздник».
Эпиграф нашего урока:
«Мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя – мать!»
М. Джалиль
– Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Любовь, семья, мир, Родина, мама.) Конечно же, самое лучше слово на свете – мама.
– Первое слово, которое произносит человек, – «мама». Любовь к матери заложена в нас самой природой. Мы всегда несем ей свою боль и радость. И находим понимание.
– Сейчас, ребята, я буду читать начало строчки, а вы должны закончить, называя самое дорогое для всех людей слово.
Солнца ярче для меня – мама! Мир и счастье для меня – мама! Шум ветвей, цветы полей – мама! Зов летящих журавлей – мама! В родниках чиста вода – мама! В небе яркая звезда – мама!
Опережающее домашнее задание
– Какие произведения о маме вы приготовили? (Стихотворение Людмилы Давыдовой -«Я маму люблю», Олега Бондур «Чем пахнет мама», Виктора Коротаева «Вера матерей»
*Чтение учениками стихотворений (наизусть)
3.Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством дагестанского поэта - Расула Гамзатова и его стихотворением «Мама».
За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века», лауреат премии писателей Азии и Африки и многих др. Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями.
-Выходец из маленького аварского аула Цада, в последнем интервью с поэтом на вопрос корреспондента – кем была для него мама – он ответил – всем!
Прослушивание стихотворения Р Гамзатова «Берегите матерей» (Аудиозапись)- это стихотворение , ребята, вы будете изучать в старших классах, а мы с вами сегодня будем знакомиться с другим стихотворением Р Гамзатова «Мама». Послушайте его тоже внимательно.
Чтение стихотворения учителем «По русски мама…»
Мама
По-русски- «мама», по-грузински- «нана»,
А по- аварски- ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину-
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо родная у меня.
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По - русски-«мама», по –грузински – «нана»
И по-аварски –ласково «баба».
Здесь прозвучало все стихотворение Р Гамзатова «Мама». Мы с вами будем работать только с первыми двумя куплетами. Внимательно прочитайте их про себя. А теперь пожалуйста читаем вслух и выразительно.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Беседа по стихотворению.
1.На каких языках произносил Расул Гамзатов слово мама в стихотворении?
2. А как будет это слово на казахском языке- (ана),
на английском языке – (mase)?
3.Почему другие слова преклоняют колени перед словом мама?
Работа в группе:
Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «Мама» (постер)
В виде солнышка. На лучиках пишут свои слова. (проговаривают и прикрепляют)
Физминутка.
Чтение учениками пословиц (на карточках).
Родина – всем матерям мать. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
- Какое слово в этих пословицах стоит рядом со словом «мать»?
- Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим словом – «Родина». «Родина-мать» – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на Земле.
- Кому из вас знаком этот плакат?
- Плакат «Родина-мать зовёт!» появился на свет в первые дни Великой Отечественной войны. В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с немецкими оккупантами. Позади женщины видны множество штыков, что символизирует мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Множество призывников под впечатлением от такого плаката старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт.
А сколько пережили матери в годы Великой Отечественной войны. Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи. Они самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну.
Образ матери в живописи.
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах
Работа в группе (У группы репродукция картин. Дети по репродукции составляют образ матери.Затем рассказывают созданные образы.)
Репродукции:
Алексея Гавриловича Венецианова “На жатве. Лето”.
Федора Павловича Решетникова «Опять двойка»
Владимира Егоровича Маковского “Свидание”.
Не только в поэзии, живописи говорится о матери, также создано много песен о матери.
Итог урока: Что вы взяли для себяиз этого урока?
Как вы должны относится к матерям?
Напишите свои выводы и пожелания на стикерах и зачитав их прикрепите к дереву пожеланий. (Две звезды, одно пожелание.)
Оценивание: Посчитайте у кого сколько баллов.
Выставление оценок.
Рефлексия:
- Прочитайте высказывания о мамах великих людей, выберите для себя только одно, то, которое запало вам в душу, и прикрепите смайлик под это высказывание. Объясните почему вы выбрали именно его.
*Первый подарок, который дает нам мать, - это жизнь, второй- любовь, и третий- понимание.
Д. Брауэр
* Сердце матери - бездна, на дне которой всегда найдется прощение.