kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме «Ф.И. Тютчев. Весенние воды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева; познакомиться со стихотворением «Весенние воды»; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное; воспитывать любовь к природе и русской поэзии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме «Ф.И. Тютчев. Весенние воды»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

имени В.С. Архипова с. Семёновка г. Йошкар-Олы»

424918, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, с. Семеновка,

ул. Советская д. 9

тел. (8362) 72–82–60







Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме «Ф.И. Тютчев. Весенние воды»



















Выполнила: учитель начальных классов

Михайлова Т.В. 1 категории.

















Апрель 2018 г.









Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева; познакомиться со стихотворением «Весенние воды»; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное; воспитывать любовь к природе и русской поэзии.

 

Планируемые результаты:

предметные: познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева, со стихотворением «Весенние воды»; отрабатывать навыки выразительно читать, передавая настроение с помощью интонации.

        

личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием,  знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.

 

Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий – Литературное чтение 2 кл. 2 ч., учебная презентация, аудиозапись «Звуки весны»

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий – Литературное чтение 2 кл. 2 ч., учебная презентация, аудиозапись «Звуки весны»

Тип урока: урок открытия нового знания



Цель: овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, сопоставление и сравнение их;

развитие творческого воображения;

формирование умения видеть и чувствовать красоту природы через

восприятие художественного произведения;

воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (составители: М. И. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. И. Климанова);

словарик настроений и чувств;

аудиозаписи пьесы П. И. Чайковского «Апрель», шума ручья, романса С. Рахманинова «Весенние воды»;

репродукции картин И. И. Левитана «Март», «Весна – большая вода».

Ход урока.

1. Оргмомент. Создание настроения.

(Звучит лирическая музыка « Веснянка».)



Учитель.Настал новый день.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните…

Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту родной природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.



2. Сообщение темы урока

1.Учитель:-Русская природа…эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины.

Стройные сосновые леса и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, свободно и могуче несущие воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.



3.Чтение стихотворения « Взгляд на природу» Юрия Шмидта

Дикой ягоды вкус,

Соловьиные, звонкие трели,

Запах спелых садов,

Родника ледяной перелив.

Снега первого хруст,

Первоцветы в начале апреля,

Желтых листьев покров

И дождя незнакомый мотив.

И в любую пору:

Поздней осенью, ранней весною,

Злой, ершистой зимой,

Или в солнечный теплый июнь.

Сердцу милая Русь!

Я любуюсь твоей красотою.

2.Учитель: Восстановите четверостишие.

Какое лучшее время для года?

Ну, конечно же, …

Радость видеть, что природа

Пробуждается от …



Какое лучшее время для года?

Ну конечно же, весна.

Радость видеть, что природа

Пробуждается от сна.



3.Учитель: Какую картину вы себе представили?

Почему именно весна вызывает чувство радости, бодрости?

Учитель: В природе все просыпается, оживает.

4.Учитель: Поэты в своих стихах прославляют прелесть весны.

( Дети зачитывают и комментируют.)

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

(Ф.И.Тютчев)

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает.

(И.С.Никитин)

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

(М.И.Исаковский)

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает;

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей…

(А.С.Дрожжин)

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

(А.С.Дрожжин)

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!

(Е.А.Баратынский)

5. Подготовительная беседа.

5.Учитель: Весна – красивое время года. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал цикл произведений «Времена года». Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми.

Прослушав, дайте словесное описание картины природы, которую вы себе представили.

( Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского» Подснежник».)

6. Звучит стихотворение «Призыв реки разносит в каждый дом».

Призыв реки разносит в каждый дом 

Счастливое дыханье ветерка. 

Он оживляет всё своим теплом 

И даже душу старого пенька. 

Ту лодочку, что к берегу приткнулась, 

Пригрела лаской солнечных лучей- 

 Ведь солнышко ей с неба улыбнулось 

И манит в путь по речке поскорей

Чтобы распела всем о нашем счастье,

 Что, наконец, природа пробудилась, 

Что всё кругом в прекрасной, чудной власти

 В симфонии весенней закружилось!

7.Работа с картиной И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

– Какое явление природы изобразил художник? (Половодье).

– Что вам больше всего нравиться в картине? (Разлившаяся из берегов река, белоствольные берёзки и сказочные кружева ветвей, много голубого цвета, берёзки как будто купаются).

– Могла бы эта картина стать иллюстрацией к стихотворению? (На картине всё наполнено светом, солнцем, теплом, радостным весенним настроением, как и это стихотворение).



8.Учитель:И.И.Левитан родился в 1860 году в Литве. Семья его была большой и бедной. В надежде на лучшую жизнь семья переехала в Москву. Но здесь их жизнь не улучшилась.

В 13 лет И. Левитан поступил в Московское училище живописи.

Неожиданно умерла его мать, потом и отец. Будущий художник часто голодал, ночевал в неотопленных классах училища, но продолжал упорно учиться

И.И.Левитан написал около тысячи картин. Многие из них хранятся в самых лучших музеях: « Весна.Большая вода», «Март»,» Золотая осень», «Берёзовая роща» и другие.)

9.Учитель: Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о Тютчеве.


10. Проверка домашнего задания

Проводится в форме блиц опроса:

1. Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)

2. Годы жизни (1803-1873)

3. Где родился поэт? (В Орловской губернии, в семье помещика.)

4.Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время он жил за границей.)

5. Какова основная тема его лирики? (Русская природа.)

6. А что мы называем лирикой? (Лирика – род художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в стихотворной форме.

Что характерно для стихотворния? Что такое рифма?)

11. Первичное знакомство с произведением

Вы хорошо помните биографию поэта. И правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.

А весна – самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.

Послушайте стихотворение "Весенние воды".

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

12.Учитель читает стихотворение.

13. Работа с текстом

А) Восприятие поэтического текста

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)

Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)

Б) Словарная работа

1. Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.

Брег - берег

Гласят – говорят, кричат, возвещают

Гонцы – те, кто несет весть, новость.

2. Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

3. Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)

Учитель читает стихотворение, подчеркивая интонацию.

В) Физкульт.минутка

Давайте попробуем с вами изобразить вешние воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой.

Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут, гласят.

Г) Визит в поэтическую мастерскую

А) Работа по развитию творческого воображения

1. Прочитайте стихотворения про себя. Какие картины вы себе представили?

2. Прослушали творение русского композитора П. И. Чайковского «Подснежник».

3.Какие звуки наступающей весны вы услышали? (Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)

4.Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева? (Да, она тоже передает звуки весенних вод)

5.Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег.)

6.Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)

7.Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)

Д) Введение нового понятияолицетворение

1.В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

2.Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

3. Зачем поэт использует олицетворение?

4.Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи?

5.Как они себя называют?

6. А как вы понимаете последние три строчки?

7.Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?

Е.)Развитие эстетического восприятия текста

1. любили музыканты и поэты, и художники.

2. Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток – и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.

3.На Руси существовало много пословиц и поговорок с наступлением весны. Давайте и мы прочитаем их с вами.

14. Выразительное чтение стихотворения

15. Подведение итогов урока и выставление оценок

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие приметы весны описывает поэт?

3.Каким приемом он пользуется для передачи настроения?

4. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

16. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть.

2) Нарисовать пейзажную зарисовку по мотивам произведения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме «Ф.И. Тютчев. Весенние воды»

Автор: МИхайлова Татьяна Викторовна

Дата: 22.12.2018

Номер свидетельства: 492137


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства