- воспитывать нравственные качества ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока
I Организация начала урока
Проверяю готовность детей к уроку.
Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Будьте все внимательны. А ещё старательны.
- Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача забраться на «Пирамиду знаний», каждое выполненное задание будет приближать нас к вершине. А еще за каждое верное высказывание и активность на уроке вы будете получать монетки (красные, желтые или зеленые, в зависимости от полноты и правильности ответа). Ну что? Начнем?!
II Актуализация знаний
Речевая разминка (работа над чистоговоркой и скороговоркой)
- Скажите, пожалуйста,над чем нам надо поработать, чтобы речь наша была внятная и разборчивая?
- Но сегодня мы скороговорку получили необычную.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
- А теперь давайте вместе медленно, а потом опять быстрее.
- Кто желает самостоятельно попробовать.
- Давайте сами придумаем чистоговорки.Я начинаю, а кто придумал рифму – продолжит.
- Молодцы! (получают монетки)
III Мотивация к учебной деятельности
- Дети, с творчеством какой писательницы мы сейчас работаем? Тему сегодняшнего урока мы прочтем, как только вы найдете портрет Валентины Александровны.
(Слайд Тема и цель урока)
- Скажите, какая наша цель? Какие задачи нужно выполнить?
IV Основная часть
1. Презентация работы групп «Биография В. Осеевой».
- Прежде чем мы познакомимся с новым рассказом В. Осеевой, давайте вспомним о биографии и творчестве Валентины Александровны. Каждая и з трех групп (группы делились по рядам) подготовила определенный материал. Первая группа, какое ваше задание? Вторая? Третья?
Выступление учеников 1-й группы:
1 группа:
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
(Задают вопросы остальным детям).
2 группа: Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила государственную премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.
(Задают вопросы остальным детям).
3 группа: (показывают иллюстрации к рассказам, дети из других групп узнают и называют названия рассказа).
- Молодцы! Мы переходим на следующую ступеньку нашей пирамиды.
2. Физкультминутка
3. Первичное восприятие текста.
- Я сейчас прочту вам рассказ «Хорошее», а вы подмечайте в нем все хорошее.
- Так что же хорошего было в рассказе?
- Какие мечты были у Юры?
- Что вам не понравилось?
4.Выборочное чтение
- Прочитайте, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело.
- О чем попросила сестренка? Что он ей ответил?
- О чем попросила няня? Что он ей ответил?
- О чем попросил Трезорка Юру? Что он ответил ему?
- Какой вопрос задал Юра маме?
- Как она ему ответила?
- Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?
5. Чтение по ролям.
-Сколько действующих лиц в этом рассказе?
-Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
-Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
-Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
-А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)
V Закрепление пройденного
1. Работа с пословицами (в парах)
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
Не верь словам, а верь делу.
2. Работа на карточке (тест, вставь необходимое слово)
VI Рефлексия
- Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?