происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;
умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение
работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь
учащегося.
Воспитывающая:
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
УУД:
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, осознание через чтение
художественного произведения основные ценности взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)
Регулятивные УУД:
- формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: учебник по УМК « Перспектива», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана
Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2.Постановка учебной задачи: Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?
Работа в парах
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*ки й К*рней
Михалко* С*ргей
На доске.
Николай Николаевич Носов-(портрет)
3.Знакомство с творчеством Н.Носова
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове
Слайды
1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
2.ученик:
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.
Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
Работа в парах
Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?
(Н. Носов «Затейники». Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».)
– Как вы думаете, а кто такие затейники? (Ответы детей) – Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
Затея1. Дело, замысел. 2.Занятие для развлечения, забава. Затеять – предпринять, начать что-нибудь делать.
– О чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или весёлым?(весёлым)
-Почему вы так считаете?
Физкультурная разминка
Быстро все ребята встали (руки на пояс)
Руки быстро вверх подняли
Быстро хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)
И ногами постучали (3-4 сек.)
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели.
II. Осмысление содержания
1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении автора
- Какое настроение у вас после прочитанного текста?
-Кто герои рассказа? Назовите их имена.(Петя-автор и Валя)
-В какую игру дети играли? ( «Три поросёнка»)
2.Работа с текстом
Деление детей на 5 групп. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.
Работа в группах
Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание:
Первая группа – выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание, расставить по порядку.
Опорные слова и словосочетания:
Затейники Читали сказку Три поросёнка Прыгали Кричали Сделаем домик Залезли под стол Серый волк Схватит за ногу Испугалась Выбежали Открыли дверь Подкрался Дёрнул одеяло Обрадовались
Карточки – «ловушки»:
Бегемоты Читали стихотворение Играли в магазин Злая собака Подрались Помирились Разломали домик
– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.
Вторая группа – придумывает вопросы к рассказу.
– Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Третья группа – последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)
План:
Мы читали сказку «Три поросёнка».
Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
Может быть, серый волк?
Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.
– На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
Четвёртая группа – представляет театрализацию рассказа.
– Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа Н.Н.Носова «Затейники». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.
Пятая группа.
1Ответить на вопросы.
2Моделирование обложки
– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
вторая параллельно – выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику – и узнать, какие ещё вопросы можно было задать). Отвечают на вопросы другие команды.
четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей – первая, вторая, третья и 5 команды.
Пятая команда
Моделирование обложки
К какому жанру относится данное произведение? (рассказ)
Дети рисуют у себя модель и обозначают значками.
– О ком этот рассказ? (о детях)
Н. Носов
желтым
Затейники
-Что ещё вы можете сказать об этом рассказе? (есть автор Н. Носов и название
«Затейники»)
Физкультурная разминка.
Руку правую вперед и немножко…
4Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков)
-За что их можно поругать?
-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
- Что скажете вы?
-Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему?
4) Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?
А вы боитесь темноты? Почему?
Откуда берутся страхи?
Как с ними можно справиться?
Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
Что скажете вы?
Анализ полученной информации
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?
-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?
(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)
Мне хочется вам пожелать, чтобы вы слайд
Время даром не теряли
Книги Носова читали!
III. Рефлексия:
– Сегодня я узнал (а)… – Было интересно… – Было трудно…. – Теперь я могу…
Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.
Домашнее задание:
– Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»