Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по изобразительному искусству в 4 кл. "Народные праздники. Коллективное панно".»
«Народные праздники. Коллективное панно.»
,
Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»
Изобразительное искусство в 4 классе
по программе Б.М.Неменского
\
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;
Творчеством Б. Кустодиева.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.
Зрительный ряд: репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.
Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”
Оборудование: для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;
для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.
Названия праздников (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.
План:
Организационный момент
Целеполагание
Введение в тему
Объяснение последовательности работы
Самостоятельная работа
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент
К нам сюда скорее просим,
Подходить честной народ!
Фейерверки зажигайте,
Дружно праздники встречайте!
Целеполагание
-Назовите тему урока?(…)
-Что такое праздник?(…)
-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)
-Какова цель нашего урока?(…)
Введение в тему
-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)
на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.
-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.
Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.
-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)
[Масленица] – табл.
-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.
-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)
[Сабантуй] – табл.
-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.
Ученик:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья.
-Что такое ярмарка?
В словаре: ярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.
-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.
Русские народные костюмы
Татарские народные костюмы
-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)
-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)
[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.
-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.
[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.
В словаре: Оберег – «защитник» - магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.
-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.
Офтальмопауза.
-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева
ярмарка
масленица
-Что вы видите здесь?(…)
-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)
-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)
(веселье, радость, хорошее настроение)
-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)
-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)
-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)
-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».
-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)
-Как это сделать?(…)
-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.
-А что же будут делать остальные?(…)
(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)
-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.
Физкультминутка.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Танцующая фигура замри!
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Поющая фигура замри!
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Фигура борца замри!
- Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы
Самостоятельная работа
Памятка:
Нарисовать человека в движении.
Оформить костюм орнаментом.
Вырезать фигуру.
Наклеить на картинку.
Индивидуальная помощь учителя.
Рефлексия
-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)
-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)
-Какое у вас настроение?(…)
-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)
-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.