Конспект урока по чтению и развитию речи в 1 классе.
Тема: «Звук и буква Ее.
Слоги и слова с буквой Ее».
Составитель: Егорова Н. С.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Змеиногорск, 2020
Конспект урока по чтению и развитию речи в 1 классе.
Учитель: Егорова Н. С.
17.03.2020 г.
Тема: Звук и буква Ее. Слоги и слова с буквой Ее.
Цель: 1.Познакомить учащихся с буквой Ее; закреплять понятие:
слог, гласные и согласные звуки;
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать
мышление, наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую
память:
3. Воспитывать интерес к чтению, усидчивость, любовь к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: предметные картинки, образцы букв, кассы букв, Букварь, плакаты слогов и слов, полоски из бумаги, красные кружки, смайлики.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу.
Слайд 1
Покажите смайлики своего настроения- (у каждого ученика на парте).
- Я надеюсь, что это настроение сохранится до конца урока.
- А какой у нас урок? ( У нас урок чтения).
- Который сейчас по счёту урок? (сейчас второй урок)
- Какой цифрой обозначим второй урок? (обозначим цифрой 2)
- Посмотрите, кто нас встречает? Послушайте загадку и хором ответите.
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля…(Енот) Слайд 2
2. Мотивация учебной деятельности
-Ребята, Крошка Енот хочет узнать:
- Чему мы учимся на уроке чтения? (учимся читать по слогам)
-Ребята, потренируем наш язычок, чтобы звуки произносить правильно и понятно для окружающих.
3.Артикуляционная разминка.
а) Упражнения для щёк и языка «Маятник».
Кончик языка упирается во рту то в одну щёку, то в другую.
б) Дыхательная гимнастика.
*Вдох через нос - выдох через рот.
4. Постановка цели урока.
- Прежде чем отправиться дальше, послушайте, что должны выполнить на уроке:
1. Повторить изученные буквы и звуки.
2. Познакомиться с новой буквой.
3. Прочитать слоги, слова и предложения с этой буквой.
4. Повторение пройденного материала.
-Давайте вспомним уже изученные буквы.
- Какие они бывают? (гласные и согласные)
- Как называются буквы, выделенные красным цветом? (гласные). Назовите их.
-А как называются буквы, выделенные синим цветом? (согласные). Назовите их.
-А как называется буква, выделенная зелёным цветом? ). Назовите её. (Эта буква ь знак, она не относится ни к гласным, ни к согласным буквам. Эта буква не имеет звука).
- Чем отличается звук от буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)
- Чем отличаются гласные от согласных?
(гласные поются, согласные не поются- произносятся с преградой)
- Что образуют гласные и согласные буквы? (образуют слоги)
Собери слова.
- Посмотрите на доску. Слова разбились и рассыпались на слоги.
- Как же нам их собрать? Какая есть подсказка?
- Как будем группировать слоги? (По геометрическим фигурам)
си
(Дети выходят, составляют слова на доске) Слайд 3
рась
гу
ка
Зи
на
- Почему слово Зина с большой буквы? (Это имя)
- Молодцы!
5. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке чтения мы узнаем новую букву, особую, хитрую. Научимся читать слоги и слова с ней. Будем читать плавно, правильно, внимательно.
- Ребята, крошка Енот приготовил для вас загадку:
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её, поди-ка:
Куст колючий будто ёж,
Вот и назван .... (Ежевикой) Слайд 4
- Какой звук слышим в начале слова?
- Это звук гласный или согласный? Почему?
- Давайте пропоем его? (поют)
6. Выделение звука Е в словах.
* Предметныекартинки на доске. Слайд 5
- Посмотрите на доску, на доске картинки. Определите место звука [е] в слове.
ерши лейка блюдце
* Учитель называет предметы.
- Звук [е] может находиться в начале слова, в середине и в конце слова.
* Учитель размещает красные кружочки под картинками.
6. Знакомство с буквой «е».
-Посмотрите как эта гласная Е обозначается. (плакат). Слайд 6
- Звук «е»- на письме обозначается буквой Ее.
- Как я уже и сказала, что мы сегодня познакомимся с хитрой буквой. А почему она хитрая, кто сможет объяснить?
* (Буква «Е» -мягкая, служит для смягчения согласных букв).
- Скажите, а какие бывают буквы Ее? (печатные и прописные, заглавные и строчные).
- Почему печатных букв две? Для чего нужна заглавная буква?
- Посмотрите на письменную букву Ее. Так мы будем писать на уроках письма.
Конструирование буквы из полосок бумаги.
- Составьте заглавную (большую) печатную букву Е из полосок бумаги на партах.
- Из скольких частей она состоит? ( 4 полоски, одна длинная и 3 коротких)
- Обведите букву пальчиком.
- Какую букву составили?
- Где место буквы Е на ленте букв? (показать)
- На что похожа буква Е? Слайд 7
Е на грядке пригодилась — Вместо грабель потрудилась.
На дворе — такая жалость! — Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась.
Итог: - Что вы узнали о букве «Е»?
7. Физминутка.
На реке живёт енот. Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, К верху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет, Под корнём запасы прячет. Он среди воды живёт Добродушный наш енот.
8. Чтение слогов с буквой «е».
- Буква Е – гласная. Что она образует с согласными? (образует слоги)
- А теперь мы поучимся читать слоги с буквой Е.
(на доске):
- Первый раз читаем «как эхо», второй раз – «как ручеёк» (быстро). Слайд 8
ел ен ес ед ем
ле не се де ме
9. Закрепление знаний и способов действий.
1) Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.41. Какая буква изображена в верхнем правом углу?
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку Е.
- Посмотрите сколько деревьев, а кто знает, что это за дерево?
Отгадайте загадку.
Зимой и летом одним цветом? (Ель)Слайд 9
(Если дети ответят на загадку Ёлка – надо объяснить, что ёлка это срубленное и украшенное дерево на Новый год, а это дерево правильно называется – ель.)
- Ребята это ель – вечнозеленое хвойное дерево.
- Как назвать когда много? (ели)
- Прочитаем слова ниже. (ель-ели) - (на доске слова)
- Обратите внимание на звуковые схемы слов.
- Какое слово подходит к первой схеме? Почему? - Объясните, как её составили.
- Прочитайте сколько слогов. (1 слог)
- Назовите гласные, сколько? (е)
- Согласные, сколько? (л)
- Сколько всего букв? (3б.)
- Сколько звуков? (2 з.)
- Почему?
- Какое слово подходит ко второй схеме? (ели)
2) Практическая работа.
- Составим слово ели из кассы букв.
- Прочитайте сколько слогов. (2 слога)
- Назовите гласные, сколько? (е, и)
- Согласные, сколько? (л)
- Сколько всего букв? (3б.)
- Сколько звуков? (3 з.)
-В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет.
1 секрет.
-Давайте хором прочитаем слова жирным шрифтом, в левой стороне нашей рабочей страницы.
* Чтение с учителем хором.
* чтение самостоятельно.
* чтение вслух.
А) - Рассмотрите первую картинку в учебнике.
- Кого вы видите? (мальчика).
- Какое имя можем дать мальчику на букву Е. (Егор)
- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делал Егор?» (Егор ел.)
*Чтение вслух.
Б) - Рассмотрите следующую картинку.
- Кого вы видите на этой картинке? (девочку).
- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делала девочка?» (Зина ела.)
*Чтение вслух.
В) - И рассмотрите третью картинку.
- Кого вы видите на этой картинке? (девочку и мальчика).
- Кто это? (это Егор и Зина)
- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делали ребята?» (Они ели.)
*Чтение вслух.
* Объяснить слова:ел, ела, ели.
2 секрет.
- А за этими елями спрятались животные. Кто это? Отгадайте загадку.
Под соснами,
Под ёлками
Лежит мешок
С иголками. (Ёж) Слайд 10
- Правильно, только здесь не один ёж, а два.
- Так, кто это? Ежи.
_- С какого звука начинается слово «ежи»?
- Послушайте предложение про ежей.
*(Чтение учителем): Ежи колки.
- Какие были ежи? (колки)
- Кто знает, почему ежи колючие, для чего им иголки?
- А кто знает, чем питаются ежи?
- С какой буквой пишется слог жи, какое правило мы знаем?
*Чтение предложения детьми: хором, один ученик.
- Какие ещё животные спрятались под елями. Кто это? (Еноты)
- Братья нашего Крошки Енота.
- Прочитаем предложение хором, затем один ученик.
10. Итог урока.
- Пора заканчивать наш урок.
- С каким звуком и буквой познакомились на уроке?
- Дайте характеристику звуку Е.
- Всё ли успели, что запланировали?
Игра со звуками (если время останется)
- Сейчас я буду произносить слова: если вы услышите звук (е) хлопните в ладошки, если нет- потопайте ножками.
Чтение скороговорки вполголоса учителем (жужжащее чтение);
Читать скороговорку как роботы хором (по слогам);
Ползем по словам, как улитки, пропевая гласные;
Читаем в быстром темпе;
Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно).
11. Рефлексия
- Кому понравился урок?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
- Какое настроение дал урок? (солнышко или тучка) Слайд 12
*Вывешивание смайликов - настроения на доске.
Вот и путешествию конец.
А кто активен был,
Тот молодец!
12. Оценка деятельности учащихся.
- Крошка Енот доволен вами как вы работали на уроке. А особенно он доволен ребятами ..…..
13. Домашнее задание. Стр. 41, читать. Слайд 13
Всем спасибо. Урок окончен!
Используемая литература:
1. А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Букварь для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2018 г. Часть 2.