kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по чтению и развитию речи в 1 классе. Тема. Звук и буква Ее. Слоги и слова с буквойЕе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен по адаптированной программе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению и развитию речи в 1 классе. Тема. Звук и буква Ее. Слоги и слова с буквойЕе.»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат»









Конспект урока по чтению и развитию речи в 1 классе.

Тема: «Звук и буква Ее.

Слоги и слова с буквой Ее».










Составитель: Егорова Н. С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория










Змеиногорск, 2020


Конспект урока по чтению и развитию речи в 1 классе.

Учитель: Егорова Н. С.

17.03.2020 г.

Тема: Звук и буква Ее. Слоги и слова с буквой Ее.

Цель: 1.Познакомить учащихся с буквой Ее; закреплять понятие:

слог, гласные и согласные звуки;

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать

мышление, наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую

память:

3. Воспитывать интерес к чтению, усидчивость, любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: предметные картинки, образцы букв, кассы букв, Букварь, плакаты слогов и слов, полоски из бумаги, красные кружки, смайлики.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу.

Слайд 1

Покажите смайлики своего настроения- (у каждого ученика на парте).

- Я надеюсь, что это настроение сохранится до конца урока.

- А какой у нас урок? ( У нас урок чтения).

- Который сейчас по счёту урок? (сейчас второй урок)

- Какой цифрой обозначим второй урок? (обозначим цифрой 2)

- Посмотрите, кто нас встречает? Послушайте загадку и хором ответите.

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…(Енот) Слайд 2

2. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, Крошка Енот хочет узнать:

- Чему мы учимся на уроке чтения? (учимся читать по слогам)

-Ребята, потренируем наш язычок, чтобы звуки произносить правильно и понятно для окружающих.

3.Артикуляционная разминка.

а) Упражнения для щёк и языка «Маятник».

Кончик языка упирается во рту то в одну щёку, то в другую.

б) Дыхательная гимнастика.

*Вдох через нос - выдох через рот.

4. Постановка цели урока.

- Прежде чем отправиться дальше, послушайте, что должны выполнить на уроке:

1. Повторить изученные буквы и звуки.

2. Познакомиться с новой буквой.

3. Прочитать слоги, слова и предложения с этой буквой.


4. Повторение пройденного материала.

-Давайте вспомним уже изученные буквы.

- Какие они бывают? (гласные и согласные)

- Как называются буквы, выделенные красным цветом? (гласные). Назовите их.

-А как называются буквы, выделенные синим цветом? (согласные). Назовите их.

-А как называется буква, выделенная зелёным цветом? ). Назовите её. (Эта буква ь знак, она не относится ни к гласным, ни к согласным буквам. Эта буква не имеет звука).

- Чем отличается звук от буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)

- Чем отличаются гласные от согласных?

(гласные поются, согласные не поются- произносятся с преградой)

- Что образуют гласные и согласные буквы? (образуют слоги)

Собери слова.

- Посмотрите на доску. Слова разбились и рассыпались на слоги.

- Как же нам их собрать? Какая есть подсказка?

- Как будем группировать слоги? (По геометрическим фигурам)

си

(Дети выходят, составляют слова на доске) Слайд 3

рась

гу


ка

Зи

на




- Почему слово Зина с большой буквы? (Это имя)

- Молодцы!

5. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке чтения мы узнаем новую букву, особую, хитрую. Научимся читать слоги и слова с ней. Будем читать плавно, правильно, внимательно.

- Ребята, крошка Енот приготовил для вас загадку:

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её, поди-ка:

Куст колючий будто ёж,

Вот и назван .... (Ежевикой) Слайд 4

- Какой звук слышим в начале слова?

- Это звук гласный или согласный? Почему?

- Давайте пропоем его? (поют)

6. Выделение звука Е в словах.

* Предметные картинки на доске. Слайд 5

- Посмотрите на доску, на доске картинки. Определите место звука [е] в слове.

ерши лейка блюдце


* Учитель называет предметы.

- Звук [е] может находиться в начале слова, в середине и в конце слова.

* Учитель размещает красные кружочки под картинками.

6. Знакомство с буквой «е».

-Посмотрите как эта гласная Е обозначается. (плакат). Слайд 6

- Звук «е»- на письме обозначается буквой Ее.

- Как я уже и сказала, что мы сегодня познакомимся с хитрой буквой. А почему она хитрая, кто сможет объяснить?

* (Буква «Е» -мягкая, служит для смягчения согласных букв).

- Скажите, а какие бывают буквы Ее? (печатные и прописные, заглавные и строчные).

- Почему печатных букв две? Для чего нужна заглавная буква?

- Посмотрите на письменную букву Ее. Так мы будем писать на уроках письма.

Конструирование буквы из полосок бумаги.

- Составьте заглавную (большую) печатную букву Е из полосок бумаги на партах.

- Из скольких частей она состоит? ( 4 полоски, одна длинная и 3 коротких)

- Обведите букву пальчиком.

- Какую букву составили?

- Где место буквы Е на ленте букв? (показать)

- На что похожа буква Е? Слайд 7

Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась.

На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Итог: - Что вы узнали о букве «Е»?

7. Физминутка.

На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.

8. Чтение слогов с буквой «е».

- Буква Е – гласная. Что она образует с согласными? (образует слоги)

- А теперь мы поучимся читать слоги с буквой Е.

(на доске):

- Первый раз читаем «как эхо», второй раз – «как ручеёк» (быстро). Слайд 8

ел ен ес ед ем

ле не се де ме

9. Закрепление знаний и способов действий.

1) Работа с учебником.

 Откройте учебники на стр.41. Какая буква изображена в верхнем правом углу?

- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку Е.

- Посмотрите сколько деревьев, а кто знает, что это за дерево?

Отгадайте загадку.

Зимой и летом одним цветом? (Ель) Слайд 9

(Если дети ответят на загадку Ёлка – надо объяснить, что ёлка это срубленное и украшенное дерево на Новый год, а это дерево правильно называется – ель.)

- Ребята это ель – вечнозеленое хвойное дерево.

- Как назвать когда много? (ели)

- Прочитаем слова ниже. (ель-ели) - (на доске слова)

- Обратите внимание на звуковые схемы слов.

- Какое слово подходит к первой схеме? Почему? - Объясните, как её составили.

- Прочитайте сколько слогов. (1 слог)

- Назовите гласные, сколько? (е)

- Согласные, сколько? (л)

- Сколько всего букв? (3б.)

- Сколько звуков? (2 з.)

- Почему?

- Какое слово подходит ко второй схеме? (ели)

2) Практическая работа.

- Составим слово ели из кассы букв.

- Прочитайте сколько слогов. (2 слога)

- Назовите гласные, сколько? (е, и)

- Согласные, сколько? (л)

- Сколько всего букв? (3б.)

- Сколько звуков? (3 з.)

-В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет.

1 секрет. 

-Давайте хором прочитаем слова жирным шрифтом, в левой стороне нашей рабочей страницы.

* Чтение с учителем хором.

* чтение самостоятельно.

* чтение вслух.

А) - Рассмотрите первую картинку в учебнике.

- Кого вы видите? (мальчика).

- Какое имя можем дать мальчику на букву Е. (Егор)

- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делал Егор?» (Егор ел.)

*Чтение вслух.

Б) - Рассмотрите следующую картинку.

- Кого вы видите на этой картинке? (девочку).

- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делала девочка?» (Зина ела.)

*Чтение вслух.

В) - И рассмотрите третью картинку.

- Кого вы видите на этой картинке? (девочку и мальчика).

- Кто это? (это Егор и Зина)

- Прочитайте предложение, ответьте на вопрос: «- Что делали ребята?» (Они ели.)

*Чтение вслух.

* Объяснить слова: ел, ела, ели.

2 секрет.

- А за этими елями спрятались животные. Кто это? Отгадайте загадку.

Под соснами,

Под ёлками

Лежит мешок

С иголками. (Ёж) Слайд 10

- Правильно, только здесь не один ёж, а два.

- Так, кто это? Ежи.

_- С какого звука начинается слово «ежи»?

- Послушайте предложение про ежей.

*(Чтение учителем): Ежи колки.

- Какие были ежи? (колки)

- Кто знает, почему ежи колючие, для чего им иголки?

- А кто знает, чем питаются ежи?

- С какой буквой пишется слог жи, какое правило мы знаем?

*Чтение предложения детьми: хором, один ученик.

- Какие ещё животные спрятались под елями. Кто это?  (Еноты)

- Братья нашего Крошки Енота.

- Прочитаем предложение хором, затем один ученик.

10. Итог урока.

- Пора заканчивать наш урок.

- С каким звуком и буквой познакомились на уроке?

- Дайте характеристику звуку Е.

- Всё ли успели, что запланировали?

  • Игра со звуками (если время останется)

- Сейчас я буду произносить слова: если вы услышите звук (е) хлопните в ладошки, если нет- потопайте ножками.

Слова: Слон, енот, тигр, дятел, грач, ежи, ворона, медведь, ветер, Емеля, гусь, учебник, веник.

Скороговорка: Слайд 11

У ежа - ежата. У ужа - ужата.

  • Чтение скороговорки вполголоса учителем (жужжащее чтение); 

  • Читать скороговорку как роботы хором (по слогам);

  • Ползем по словам, как улитки, пропевая гласные;

  • Читаем в быстром темпе; 

  • Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно).

11. Рефлексия

- Кому понравился урок?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

- Какое настроение дал урок? (солнышко или тучка) Слайд 12

*Вывешивание смайликов - настроения на доске.

Вот и путешествию конец.

А кто активен был,

Тот молодец!

12. Оценка деятельности учащихся.

- Крошка Енот доволен вами как вы работали на уроке. А особенно он доволен ребятами ..…..

13. Домашнее задание. Стр. 41, читать. Слайд 13

Всем спасибо. Урок окончен!


Используемая литература:

1. А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Букварь для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2018 г. Часть 2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Надежда Сергеевна

Дата: 27.04.2020

Номер свидетельства: 548117

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства