kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок литературного чтения в 4 классе. Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с писателем и произведением. Развитие  речи и пополнение  словарного запаса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе. Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».»

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: «Уроки истины  в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».



Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке «тайны особого зрения; в осознании и осмыслении идейного содержания сказки;

  • совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения;

  • пополнять словарный запас;

  • продолжить работу по развитию критического мышления

развивающие:

  • развивать творческие способности и философские представления (что имеет ценность в жизни);

  • продолжить формирование умения выражать свои мысли, развивать речь:

  • учить видеть красоту простых вещей.

воспитывающие:

  • воспитывать чувство ответственности за тех, кто рядом;

  • воспитывать уважительное отношение к мнениям своих товарищей.

УУД

Личностные действия:

  • развитие интереса к предмету.

Регулятивные действия:

  • формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • развивать умение составлять кластеры и синквейны.

Познавательные действия:

  • вырабатывать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия:

  • формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: усвоение новых знаний



1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.


Настроение? Хорошее

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.


2. Актуализация знаний.


- Для чего мы приходим на урок литературного чтения? (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, выразительно читать, находить главную мысль текста и т. д).

- Бывают ли трудности на пути познания? Что в таких случаях надо делать? (Искать пути преодоления трудностей).

- Назовите тему предыдущего урока чтения. (Приближаемся к разгадке тайны особого зрения, выясняем, что помогает человеку стать человеком)

-К какому выводу мы пришли? ( Чтобы стать человеком нужна…..


« Мозговой штурм».


Доброта, Забота, Ум, Любовь, Честность, Смелость).


3. Сообщение темы и цели урока.


-Как вы думаете, мы дали полный ответ на поставленный вопрос: что помогает человеку стать человеком? (нет, потому что не все произведения изучили).

- Поможет нам сегодня ответить на поставленный вопрос удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Эта сказка очень удивительна, знаете чем?

- Удивительна тем, что учит мудрости не только детей, но и взрослых.


- Какие цели поставим при работе по данной теме?

  • совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения;

  • пополнять словарный запас;

  • учить видеть красоту простых вещей.


4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

- Прежде чем мы начнём знакомство со сказкой, поделитесь со мной знаниями о писателе.



Вы видите изречение: «Самого главного глазами не увидишь».

-Как вы понимаете это изречение?

- Разве не всё можно увидеть глазами? А мы ведь изучали на уроках окружающего мира, что глаза - орган зрения.

- Что можно увидеть обычным зрением?

Любовь

Закат

Нежность

Радость и печаль

Солнечный свет

Красоту цветка

Как в зелень вкрался красный лист.


- Сейчас вооружившись обычным и особым зрением поиграем в игру « Предсказание».


5. Игра « Предсказание».


- Я попрошу вас взять листочки и вместо точек вставить пропущенные слова, которые вы считаете подходят по смыслу в этих предложениях. Таким образом, вы предскажите свои события, которые могут произойдут в этом произведении.


Текст.


На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные ____________. Однажды из зерна на планете появился _________________.

Это была неведомая ___________________. Она была ужасная ____________________ и не страдала избытком ______________. Растение очень боялось _____________________. Несмотря на все это Маленький принц _________________ цветок. Когда пришла пора прощания этот гордый цветок ________________, потому, что ему было жаль расставаться с Маленьким принцем. Надо было судить не по сло


Зачитывают свои предсказания.


- Мы к ним обязательно вернёмся и посмотрим, кто из вас предсказал более точно сюжет сказки.


6. Чтение и анализ текста.


- Во время чтения используем простой карандаш, для того, чтобы отмечать непонятные слова.


-Кто хотел бы высказаться после прочтения сказки? Какое настроение она вызвала?

- Что испытывал Маленький принц перед расставанием с розой?

- - А как мы можем увидеть любовь, нежность, печаль? (особое зрение)

- Существует ли для этого особое зрение?( Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь).

- Вернёмся к нашим предсказаниям. Давайте сейчас разберёмся, что же следовало дописать в предложениях?

- У кого было близко к теме сказки?

- Почему не получилось? (нет ещё особого зрения).

- Нужно его развивать?


- Словарная работа. Какие слова были непонятны?


7. Работа в парах, характеристика Розы и принца.


РОЗА                           ПРИНЦ

КОКЕТЛИВА           ПРИВЯЗАН

КАПРИЗНА              ЗАБОТЛИВ

ОБИДЧИВА             ТЕРПЕЛИВ

ГОРДА                        ОБИЖЕН

НЕСКРОМНАЯ        НЕСЧАСТНЫЙ

ХРАБРЫЙ                  ВИНОВАТЫЙ



Проверка.

- Прочитайте слова, которые относятся к характеру Розы. Принца.

- Чем же закончились отношения Розы и Маленького принца? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.

«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»

- Ребята, а почему он почувствовал себя несчастным?

  1. Работа с пословицей. 

Как вы думаете, понял ли Маленький принц, что Роза любит его  и все ее капризы – лишь уловки для того, чтобы привлечь к себе внимание? Какие слова самого принца говорят об этом?

И еще он признался:

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

-Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.

-Итак, следующий урок истины, познанной нами в сказке : «Надо было судить не по словам, а по делам.» 

-Как она произносится у русского народа: «Суди о человеке не по его словам, а по его  делам» Как вы понимаете эту пословицу?

8. Инсценирование сцены прощания Розы и принца.

- Итак, Маленький принц решил покинуть свою красавицу Розу. Давайте посмотрим сцену прощания, которую подготовили нам ребята.

___________________________________________________________________________________

— Прощайте, — сказал он.

Красавица не ответила.

— Прощайте, — повторил Маленький принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

— Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

— Но ветер…

— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.

— Но звери, насекомые…

— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

______________________________________________________________________________

- Скажите, зачем он покинул цветок? (он отдавал ей всю свою нежность, а она измучила его своими капризами; чтобы постранствовать и поучиться чему – нибудь, найти друга)

- Мы уже говорили в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах жизни. С каким правилом жизни Маленького принца мы познакомились в этом отрывке.

«Надо судить не по словам, а по делам».


  1. Творческая работа. Синквейн. Работа в группах.


Роза Принц




  1. Подведение итогов.

- Вернёмся к целям урока, достигли или нет?

- Эпиграф ««Самого главного глазами не увидишь». Чего же нельзя увидеть глазами?( доброту, любовь…)

- Чем это можно увидеть? ( сердцем)


Закончи предложения.

  • Я на уроке узнал…

  • Я на этом уроке понял, что…

  • Я хочу узнать…



Заключительное слово учителя.


- Вот и пришло время расстаться с 1-ой частью сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И сегодня, выйдя на улицу вечером, взгляните на звездное небо, улыбнитесь и мысленно обратитесь к Маленькому принцу, который непременно слышит вас со своей крохотной планеты. А слова свои никому не говорите. Пусть это будет вашей тайной- только вашей( вас и Маленького принца)

Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:

«— Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»



Спасибо за работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Людмила Викторовна

Дата: 07.03.2017

Номер свидетельства: 398327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства