Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе. Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».»
Открытый урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».
Цели урока:
образовательные:
организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке «тайны особого зрения; в осознании и осмыслении идейного содержания сказки;
совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения;
пополнять словарный запас;
продолжить работу по развитию критического мышления
развивающие:
развивать творческие способности и философские представления (что имеет ценность в жизни);
продолжить формирование умения выражать свои мысли, развивать речь:
учить видеть красоту простых вещей.
воспитывающие:
воспитывать чувство ответственности за тех, кто рядом;
воспитывать уважительное отношение к мнениям своих товарищей.
УУД
Личностные действия:
развитие интереса к предмету.
Регулятивные действия:
формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
развивать умение составлять кластеры и синквейны.
Познавательные действия:
вырабатывать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия:
формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Тип урока: усвоение новых знаний
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Настроение? Хорошее
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
2. Актуализация знаний.
- Для чего мы приходим на урок литературного чтения? (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, выразительно читать, находить главную мысль текста и т. д).
- Бывают ли трудности на пути познания? Что в таких случаях надо делать? (Искать пути преодоления трудностей).
- Назовите тему предыдущего урока чтения. (Приближаемся к разгадке тайны особого зрения, выясняем, что помогает человеку стать человеком)
-К какому выводу мы пришли? ( Чтобы стать человеком нужна…..
-Как вы думаете, мы дали полный ответ на поставленный вопрос: что помогает человеку стать человеком? (нет, потому что не все произведения изучили).
- Поможет нам сегодня ответить на поставленный вопрос удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Эта сказка очень удивительна, знаете чем?
- Удивительна тем, что учит мудрости не только детей, но и взрослых.
- Какие цели поставим при работе по данной теме?
совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения;
пополнять словарный запас;
учить видеть красоту простых вещей.
4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
- Прежде чем мы начнём знакомство со сказкой, поделитесь со мной знаниями о писателе.
Вы видите изречение: «Самого главного глазами не увидишь».
-Как вы понимаете это изречение?
- Разве не всё можно увидеть глазами? А мы ведь изучали на уроках окружающего мира, что глаза - орган зрения.
- Что можно увидеть обычным зрением?
Любовь
Закат
Нежность
Радость и печаль
Солнечный свет
Красоту цветка
Как в зелень вкрался красный лист.
- Сейчас вооружившись обычным и особым зрением поиграем в игру « Предсказание».
5. Игра « Предсказание».
- Я попрошу вас взять листочки и вместо точек вставить пропущенные слова, которые вы считаете подходят по смыслу в этих предложениях. Таким образом, вы предскажите свои события, которые могут произойдут в этом произведении.
Текст.
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные ____________. Однажды из зерна на планете появился _________________.
Это была неведомая ___________________. Она была ужасная ____________________ и не страдала избытком ______________. Растение очень боялось _____________________. Несмотря на все это Маленький принц _________________ цветок. Когда пришла пора прощания этот гордый цветок ________________, потому, что ему было жаль расставаться с Маленьким принцем. Надо было судить не по сло
Зачитывают свои предсказания.
- Мы к ним обязательно вернёмся и посмотрим, кто из вас предсказал более точно сюжет сказки.
6. Чтение и анализ текста.
- Во время чтения используем простой карандаш, для того, чтобы отмечать непонятные слова.
-Кто хотел бы высказаться после прочтения сказки? Какое настроение она вызвала?
- Что испытывал Маленький принц перед расставанием с розой?
- - А как мы можем увидеть любовь, нежность, печаль? (особое зрение)
- Существует ли для этого особое зрение?( Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь).
- Вернёмся к нашим предсказаниям. Давайте сейчас разберёмся, что же следовало дописать в предложениях?
- У кого было близко к теме сказки?
- Почему не получилось? (нет ещё особого зрения).
- Нужно его развивать?
- Словарная работа. Какие слова были непонятны?
7. Работа в парах, характеристика Розы и принца.
РОЗА ПРИНЦ
КОКЕТЛИВА ПРИВЯЗАН
КАПРИЗНА ЗАБОТЛИВ
ОБИДЧИВА ТЕРПЕЛИВ
ГОРДА ОБИЖЕН
НЕСКРОМНАЯ НЕСЧАСТНЫЙ
ХРАБРЫЙ ВИНОВАТЫЙ
Проверка.
- Прочитайте слова, которые относятся к характеру Розы. Принца.
- Чем же закончились отношения Розы и Маленького принца? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.
«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»
- Ребята, а почему он почувствовал себя несчастным?
Работа с пословицей.
Как вы думаете, понял ли Маленький принц, что Роза любит его и все ее капризы – лишь уловки для того, чтобы привлечь к себе внимание? Какие слова самого принца говорят об этом?
И еще он признался:
— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен былбежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
-Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.
-Итак, следующий урок истины, познанной нами в сказке : «Надо было судить не по словам, а по делам.»
-Как она произносится у русского народа: «Суди о человеке не по его словам, а по его делам» Как вы понимаете эту пословицу?
8. Инсценирование сцены прощания Розы и принца.
- Итак, Маленький принц решил покинуть свою красавицу Розу. Давайте посмотрим сцену прощания, которую подготовили нам ребята.
— Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
— Но ветер…
— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.
— Но звери, насекомые…
— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
- Скажите, зачем он покинул цветок? (он отдавал ей всю свою нежность, а она измучила его своими капризами; чтобы постранствовать и поучиться чему – нибудь, найти друга)
- Мы уже говорили в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах жизни. С каким правилом жизни Маленького принца мы познакомились в этом отрывке.
«Надо судить не по словам, а по делам».
Творческая работа. Синквейн. Работа в группах.
Роза Принц
Подведение итогов.
- Вернёмся к целям урока, достигли или нет?
- Эпиграф ««Самого главного глазами не увидишь». Чего же нельзя увидеть глазами?( доброту, любовь…)
- Чем это можно увидеть? ( сердцем)
Закончи предложения.
Я на уроке узнал…
Я на этом уроке понял, что…
Я хочу узнать…
Заключительное слово учителя.
- Вот и пришло время расстаться с 1-ой частью сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И сегодня, выйдя на улицу вечером, взгляните на звездное небо, улыбнитесь и мысленно обратитесь к Маленькому принцу, который непременно слышит вас со своей крохотной планеты. А слова свои никому не говорите. Пусть это будет вашей тайной- только вашей( вас и Маленького принца)
Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:
«— Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»