Открытый крок по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество." 4 класс программа "Школа России"
Открытый крок по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество." 4 класс программа "Школа России"
Данный урок знакомит детей с понятием “природное сообщество", показывает взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса, формирует бережное отношение к природе, развивает познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый крок по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество." 4 класс программа "Школа России"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 13»
План-конспект урока
окружающего мира
(4 класс)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Курина Е. В.
г. Железногорск
Тема
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цель и задачи темы
1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;
2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; 3) Формировать бережное отношение к природе; 4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Планируемый результат
Познавательные умения:
—планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
— определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.
Коммуникативные умения:
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные умения:
—отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.
Личностные умения:
- ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».
Основные понятия
Понятия:
- лес – природное сообщество.
Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Окружающий мир», ч.1.А. А. Плешаков
Раздаточный материал
Презентация Power Point « Лес – природное сообщество»
Карта «Природные зоны России»
Плакат «Жизнь леса».
Источники дополнительной литературы.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Организационный этап.
Держась за руки:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
(Читает сильный ученик)
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
Постановка цели и задач урока.
Я думаю, что вы догадались о чем пойдет речь на уроке: тема сегодняшнего на уроке?
Цели урока: откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников
- Итак, что же такое лес?
- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.
- Лес называют природным сообществом.
- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)
СООБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное. Мировое (страны всего мира). 2. Группа растительных или(и) животных организмов, живущих вместе .
- На какое слово оно похоже?
- На слово «общество».
- Как жизнь устроена в обществе?
- Как образовано слово «сообщество»?
-С помощью приставки со-
- Что это значит?
- Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».
4.Актуализация знаний.
М. Пришвин писал:
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням,
5. Первичное усвоение новых знаний.
Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.
- Почему же в лесу есть такие ступени? Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют ярусы.
- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)
- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)
Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.
6. Первичная проверка понимания .
(Разделить класс на 4 группы)
Пользуясь учебниками, обсудить и составить список и подготовить сообщение о животных леса:
Исследователи
значение леса в жизни человека)-отпечатать на листах А4 слова для хар-ки значения леса.
Зоологи:
Где живут?как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни
Экологи:
как человек должен вести себя в лесу, какие экологические проблемы существуют в лесном сообществе и как их предотвратить, ?
Ботаники:
растения леса, их значение .
(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы показывают рисунки животных своей группы).
6. Физкультминутка.
Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
- Можно ходить по траве.
- Можно ломать деревья.
- Можно отдыхать в лесу.
- Можно жечь костры.
- Можно слушать птиц.
- Можно громко говорить, кричать в лесу.
Продолжение изучения новой темы.
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.
И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)
Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы: (по группам)
1) Как грибы связаны с лесными растениями? Ботаники
2) Как грибы связаны с животными леса?Зоологи
3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?Исследователи
4) Как правильно собирать грибы? Экологи
8. Первичное закрепление.
Работа в тестах. (Взаимопроверка с экрана)
9. Подведение итогов урока.
- Почему лес называют природным сообществом? Природное сообщество (биоценоз) - это единение живой и неживой природы, образующееся в определенных условиях окружающей среды. В этих сообществах каждый отдельный организм определенным образом влияет на все остальные, а также испытывает на себе их влияние. Это существование полезно всему сообществу и каждому отдельному виду.