kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый крок по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество." 4 класс программа "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  знакомит  детей с понятием “природное сообщество", показывает взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса, формирует  бережное отношение к природе, развивает познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый крок по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество." 4 класс программа "Школа России"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 13»


План-конспект урока

окружающего мира

(4 класс)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Курина Е. В.


г. Железногорск



Тема

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель и задачи темы



1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;

2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
3) Формировать бережное отношение к природе;
4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.



Планируемый результат

Познавательные умения:

—планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

— определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные умения:

- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные умения:

—отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.

Личностные умения:

- ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».

Основные понятия

Понятия:

- лес – природное сообщество.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир», ч.1.А. А. Плешаков

Раздаточный материал

Презентация Power Point « Лес – природное сообщество»

Карта «Природные зоны России»

Плакат «Жизнь леса».

Источники дополнительной литературы.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая








Ход урока

  1. Организационный этап.

Держась за руки:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2. Мотивация учебной деятельности учащихся


- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

(Читает сильный ученик)

«Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

  1. Постановка цели и задач урока.

Я думаю, что вы догадались о чем пойдет речь на уроке: тема сегодняшнего на уроке?

Цели урока: откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников

- Итак, что же такое лес?

- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

- Лес называют природным сообществом.

- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

СООБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное. Мировое (страны всего мира). 2. Группа растительных или(и) животных организмов, живущих вместе .



- На какое слово оно похоже?

- На слово «общество».

- Как жизнь устроена в обществе?

- Как образовано слово «сообщество»?

помощью приставки со-

- Что это значит?

- Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».

4. Актуализация знаний.

М. Пришвин писал:

У  птиц и  зверьков в  лесу есть свои этажи:  мышки живут в корнях - в самом  низу; разные птички,  вроде соловья,  вьют  свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше;   на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц,  с этажами не  как  у  нас  в  небоскребах:  у  нас  всегда можно с  кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням,


5. Первичное усвоение новых знаний.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

- Почему же в лесу есть такие ступени? Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют ярусы.

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

6. Первичная проверка понимания .

(Разделить класс на 4 группы)

Пользуясь учебниками, обсудить и составить список и подготовить сообщение о животных леса:

Исследователи

значение леса в жизни человека)-отпечатать на листах А4 слова для хар-ки значения леса.

Зоологи:

Где живут?как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни

Экологи:

как человек должен вести себя в лесу, какие экологические проблемы существуют в лесном сообществе и как их предотвратить, ?

Ботаники:

растения леса, их значение .

(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы показывают рисунки животных своей группы).

6. Физкультминутка.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве.

- Можно ломать деревья.

- Можно отдыхать в лесу.

- Можно жечь костры.

- Можно слушать птиц.

- Можно громко говорить, кричать в лесу.

Продолжение изучения новой темы.

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы: (по группам)

1) Как грибы связаны с лесными растениями? Ботаники

2) Как грибы связаны с животными леса?Зоологи

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?Исследователи

4) Как правильно собирать грибы? Экологи


8. Первичное закрепление.

Работа в тестах. (Взаимопроверка с экрана)



9. Подведение итогов урока.

- Почему лес называют природным сообществом? Природное сообщество (биоценоз) - это единение живой и неживой природы, образующееся в определенных условиях окружающей среды. В этих сообществах каждый отдельный организм определенным образом влияет на все остальные, а также испытывает на себе их влияние. Это существование полезно всему сообществу и каждому отдельному виду.


Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-90855-chto-takoe-prirodnoe-soobshchestvo#ixzz3qnhd79NJ


Выставление оценок.

ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ ЛЕС! ЛЕС- НАШЕ… (хором)



10. Рефлексия

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курина Елена Васильевна

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства