Цель: Познакомить с новым звуком и новой буквой, научить писать строчную букву ц и слоги – слияния с ней.
Создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы ц, способствовать развитию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, выполнять виды соединений букв (верхнее, среднеплавное, нижнее), внимания, речевых умений, умения анализировать и обобщать.
Задачи:
Учить правильно обозначать звук (ц) буквой – ц, писать строчную букву – ц; упражнять в чтении слов, предложений, в выполнении звукового анализа, формировать навык орфографической зоркости.
Развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес, развивать умение работать с разной информацией.
Воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, ответственности, любви к труду.
Планируемые результаты:
Предметные.
-давать характеристику согласным звукам;
-узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
-читать слова с изученными буквами;
-группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
Метапредметные. научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву ц на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; находить в слове парные согласные звуки; научить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; научить анализировать предложение и составлять схему предложений.
Регулятивные УУД:-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
-определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные УУД:-ориентироваться в учебнике;
-понимать информацию , представленную в виде рисунков, схем;
-способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
-Назовите гласные, которые обозначают твердость предшествующего согласного звука?
-Значит, чтобы указать мягкость предшествующего согласного звука, после него должны стоять гласные Е,Ё,Ю, Я,И.
-Чтобы указать твердость предшествующего согласного звука, после него должны стоять гласные А,О, У, Ы,Э.
--В алфавите есть буквы, которые не подчиняются этим правилам. Какие это буквы?
(буква ч –звук (ч)- всегда мягкий, буквы ж-ш обозначают звуки (ж-ш) – всегда твердые, буква й- всегда мягкий звук (й)).
--А сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, которая не починяется этим правилам. А чтобы узнать, о какой букве идет речь, вам надо выполнить выполнить задание.
4. Постановка целей и формулирование темы урока.
(работа в парах)
-Ребята, я сейчас вам буду называть слова, а вы должны найти в них общий звук и определить тему урока.
Ножницы, огурцы, цыпленок, курица, цапля.
--Итак, какая тема урока?
-Какие задачи поставим перед собой? (узнать особенности буквы ц и звука (ц), читать слоги, слова, писать эту букву)
5.Физминутка для глаз. Слайд2
(Ребята следите за каждым цветком, который опускается в корзинку.)
6. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
А)-Ребята, вы сейчас глазками ловили цветы и опускали их в корзину.
Произнесите слово «Цветы».(выделение звука (ц) из слова «Цветы»)
--Вывод: звук (ц)- сог., ТВ.. глух.
--Ребята, а попробуем произнести этот звук мягко. Почему?
-Вывод: звук (ц) – согл., всегда ТВ., глух.
Б) Услышьте звук (ц) и хлопните в ладоши в тот момент, когда я его буду произносить.
Царевна, цветы, дверцы, солнце, окно, яйцо, рука.
В) Теперь назовите вы слова, где есть звук (ц). (дети называют)
Г) Знакомство с буквой Цц.
--Звук (ц) обозначается буквой Цц. Вот большая буква Ц, а вот маленькая
-. А почему есть большая буква и маленькая?
- Какие слова пишутся с большой буквы, а какие с маленькой?
--Ребята. а что похожа буква Цц? Слайд2-4
-Буква Ц сегодня именинница, будет жить в этом домике.(показывает учитель на ленте букв и в домике на доске)
-_Ребята, а кто из вас сегодня именинник, в чьем имени есть звук (ц)?
Поем песню «Пусть бегут …..)
Дарим подарок (обвести цветок, украсить элементами буквы ц. Образец в серединке цветка)
Д) Музыкальная физминутка.
7. Графический анализ печатной и прописной буквы Ц. (Сравнивают чем похожи, в чем разница)
8. Письмо строчной буквы ц.
-А теперь пора в тетрадь
Буквы Ц нам написать.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Ручку я вот так держу
,Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
А) Показ написания буквы Ц строчной учителем с подробным комментированием .
-Письмо пальчиком на столе по образцу.
-Письмо по воздуху.
-По спине соседа. (работа в парах)
-Письмо в прописи.
--Ребята, а как вы думаете, что мы будем делать дальше? Букву изучили, написали, а теперь пора…..
9. Чтение слогов – слияний. Слайд5 ( на доске картинка «Курочка с цыплятами»)