kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 4 класс                                                                               Кушнарева И.В.

Тема: Обобщение. Прямая речь.

Цели: - обобщить знания по  теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать  пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;

-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.

Методы: ТРИЗ (СО, МСА, точка зрения), словесный, наглядный.

Приемы: работа в паре, в группе, самостоятельная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение" »




«Обобщение. Прямая речь».

Открытый урок по русскому языку

(технология ТРИЗ). 4кл

КГУ « Черемшанская средняя школа»


Кушнарева И.В.




Русский язык 4 класс Кушнарева И.В.

Тема: Обобщение. Прямая речь.

Цели: - обобщить знания по теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;

-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.

Методы: ТРИЗ (СО, МСА, точка зрения), словесный, наглядный.

Приемы: работа в паре, в группе, самостоятельная работа.

Ход урока.

I.Орг.момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II.Повторение и обобщение.

1.Сообщение темы урока, минутка чистописания. Угадайте, какие буквы мы будем писать в минутке чистописания:

-парная согласная в слове «перо», сонорная согласная в этом слове. (п,р);

-йотированная гласная в слове «якорь» (я);

-удвоенная согласная в слове «сумма» (м);

-безударная гласная в слове «капель» (а);

Составьте прилагательное, используя данные буквы(прямая).

-Устная и письменная бывает? (речь)

О чем будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

Мы должны обобщить знания о прямой речи, ее правописание. Научиться находить прямую речь в тексте, составлять схемы предложений, правильно ставить знаки препинания.

2.С.О. Давайте рассмотрим прямую речь в системном операторе.

1экран (систама): - Что такое прямая речь? (МСА) Прямая речь это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. (Символически это изображаем)

2экран (надсистема): Где встречается прямая речь? (Повесть, рассказ, сказка…)

3 экран (подсистема): - Из каких частей состоит? (Прямая речь, слова автора.)

-Какую роль выполняют слова автора? (Поясняют, от какого лица передается речь)

-Какие глаголы «говорения» могут включать слова автора?(говорит,подумал,сказал,ответил,спрашивал,воскликнул…)

-От чего зависит расстановка знаков препинания при прямой речи? (В каком порядке идут П.Р. и С.А.)

-Как пишется прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора?

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача - по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.

4экран (прошлое системы): - Что мы изучали перед ПР в разделе «Предложение. Знаки препинания»? (Обращение) Какие знаки препинания используются при обращении?

До обращения?...(Однородные члены, сложное предложение, распространенное и нераспространенное предложение)

-Как вы думаете почему ПР мы изучали последней в разделе «Предложение. Знаки препинания»? (ПР может быть распространенной и нераспространенной, включать в себя однородные члены и обращения.)

Давайте попробуем это доказать.

3.Работа в паре: В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните глаголы «говорения». Составьте схемы предложений. Выпишите:

1ряд-ПР нераспространенная; 2ряд-ПР с обращением; 3ряд-ПР с однородными членами:

*Леопольд мы сдаемся прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

*Уроки закончились сказал учитель

*Ребята давайте жить дружно с улыбкой произнес кот Леопольд.

*Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.

*Гусля залез на сцкну и закричал все ко мне!

*Пришла весна сказал дедушка.

4.Проверка работы пар. - Почему вы выписали данные предложения? Как составили схемы? Почему? (Отвечают оба ученика)

-Доказали что ПР может осложняться однородными членами и обращениями. Какой можно сделать вывод? ПР – это сложное предложение, которое может быть распространенным, нераспространенным, может осложняться обращениями и однородными членами.

5 экран (будущее системы): Вернемся к экрану. Чем может стать в дальнейшем? (текстом)

-Какую роль будет выполнять ПР в тексте?

5.Работа в группе. Прочитайте текст. Укажите предложения с ПР. Найдите ошибки в постановке знаков препинания в ПР.

I группа : Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», : Сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал- «когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее.(5 ошибок)

Ключ: Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее.

II группа: Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» : крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик » – Закричала Мари и отобрала его. «а что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.

Ключ: Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.

III группа: Было у матери четыре дочери. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала- «я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному свету». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды», :проговорила вторая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы ,- Промолвила третья.

А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды -помыть ноги.

Ключ: Было у матери четыре дочери. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному свету». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды», - проговорила вторая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,- промолвила третья.

А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги.

Проверка работы групп: - Как можно охарактеризовать героев? Какие они? Как догадались?(по речи, поведению, поступкам).

Так для чего же нужна ПР в тексте?(ПР- служит средством речевой характеристики персонажа, помогает передать настроение, переживание героя, его качества характера. Нам об этом надо помнить.

6.Игра «Точка зрения»- Я прямая речь.

7. Самостоятельная работа. Тест (разноуровневый)

1 вариант

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

1.“П”,- а. 3. “П!” - а.

2.А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Неужели река замерзнет.

3. Ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

«Какое чудо!» : воскликнул малыш.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Даша сказала твердо положи письмо на стол._________


2 вариант.

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” - а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи.

Куда же вы спросил Андрей.

Держись за лодку успел крикнуть мальчик.

Даша сказала твердо положи письмо на стол.


3 вариант

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

1.“П”,- а. 3. “П!” - а.

2.А – “П?” 4. А: “П”.

2) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе”: сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

3) Расставьте знаки препинания при прямой речи.

Куда же вы спросил Андрей.

Держись за лодку успел крикнуть мальчик.

Даша сказала твердо положи письмо на стол.


IV Итог урока: Игра «Хорошо –плохо» Знать правописание ПР?

Что хорошего? Плохого? Что надо сделать, чтобы плохого было меньше?

Д/з (по выбору)

1) подобрать 6 предложений с ПР из народных сказок;

2)сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3)упражнение

























Самоанализ открытого урока по русскому языку.

Тема урока: Обобщение. Прямая речь.

Класс: 4 –А.

Тип урока: закрепление знаний.

В классе 14 учащихся, из них 5 с хорошим уровнем обучения, остальные со средним и низким.

Цели: - обобщить знания по теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;

-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.

-создать здоровьесберегающие условия на уроке.

Для достижения целей использовала следующие методы, приемы и формы: психологический настрой, частично поисковый метод, наглядный, приемы ТРИЗ - системный оператор (СО), «Точка зрения», «Мозговой штурм», метод символических аналогий (МСА), игра «Хорошо – плохо», Для создания здоровьесберегающих условий использовала физ. минутки и релаксацию.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.

Использование данных форм, методов и приемов позволил добиться поставленных целей. Урок прошел на хорошем уровне, прививались навыки работы с С.О., развивалась связная речь, системное и критическое мышление. Использование приемов технологии ТРИЗ позволило дать детям целостное, системное представление о прямой речи, как о части устной и письменной речи, одном из видов предложений; особенности её построения; знаках препинания при прямой речи. Работа с С.О. позволяет активизировать учебный процесс, заинтересовать учащихся, т.к. учащиеся активно работали в течение урока. Хорошо работали в парах. С работой в группах справились не все, т.к. не смогли прийти к согласию, и некоторые дети не достаточно хорошо усвоили материал. Во времени урок организован: четкое начало и итог урока, домашнее задание дано вовремя, знания учащихся оценены.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение"

Автор: Кушнарёва Ирина Владимировна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства