Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение"
Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение"
Русский язык 4 класс Кушнарева И.В.
Тема: Обобщение. Прямая речь.
Цели: - обобщить знания по теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;
-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.
Методы: ТРИЗ (СО, МСА, точка зрения), словесный, наглядный.
Приемы: работа в паре, в группе, самостоятельная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку (технология ТРИЗ) "Прямая речь.Обобщение" »
«Обобщение. Прямая речь».
Открытый урок по русскому языку
(технология ТРИЗ). 4кл
КГУ « Черемшанская средняя школа»
Кушнарева И.В.
Русский язык 4 класс Кушнарева И.В.
Тема: Обобщение. Прямая речь.
Цели: - обобщить знания по теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;
-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.
Методы: ТРИЗ (СО, МСА, точка зрения), словесный, наглядный.
Приемы: работа в паре, в группе, самостоятельная работа.
1.Сообщение темы урока, минутка чистописания. Угадайте, какие буквы мы будем писать в минутке чистописания:
-парная согласная в слове «перо», сонорная согласная в этом слове. (п,р);
-йотированная гласная в слове «якорь» (я);
-удвоенная согласная в слове «сумма» (м);
-безударная гласная в слове «капель» (а);
Составьте прилагательное, используя данные буквы(прямая).
-Устная и письменная бывает? (речь)
О чем будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
Мы должны обобщить знания о прямой речи, ее правописание. Научиться находить прямую речь в тексте, составлять схемы предложений, правильно ставить знаки препинания.
2.С.О. Давайте рассмотрим прямую речь в системном операторе.
1экран (систама): - Что такое прямая речь? (МСА) Прямая речь это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. (Символически это изображаем)
2экран (надсистема): Где встречается прямая речь? (Повесть, рассказ, сказка…)
3 экран (подсистема): - Из каких частей состоит? (Прямая речь, слова автора.)
-Какую роль выполняют слова автора? (Поясняют, от какого лица передается речь)
-Какие глаголы «говорения» могут включать слова автора?(говорит,подумал,сказал,ответил,спрашивал,воскликнул…)
-От чего зависит расстановка знаков препинания при прямой речи? (В каком порядке идут П.Р. и С.А.)
-Как пишется прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора?
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача - по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.
4экран (прошлое системы): - Что мы изучали перед ПР в разделе «Предложение. Знаки препинания»? (Обращение) Какие знаки препинания используются при обращении?
До обращения?...(Однородные члены, сложное предложение, распространенное и нераспространенное предложение)
-Как вы думаете почему ПР мы изучали последней в разделе «Предложение. Знаки препинания»? (ПР может быть распространенной и нераспространенной, включать в себя однородные члены и обращения.)
Давайте попробуем это доказать.
3.Работа в паре: В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните глаголы «говорения». Составьте схемы предложений. Выпишите:
1ряд-ПР нераспространенная; 2ряд-ПР с обращением; 3ряд-ПР с однородными членами:
*Леопольд мы сдаемся прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
*Уроки закончились сказал учитель
*Ребята давайте жить дружно с улыбкой произнес кот Леопольд.
*Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.
*Гусля залез на сцкну и закричал все ко мне!
*Пришла весна сказал дедушка.
4.Проверка работы пар. - Почему вы выписали данные предложения? Как составили схемы? Почему? (Отвечают оба ученика)
-Доказали что ПР может осложняться однородными членами и обращениями. Какой можно сделать вывод? ПР – это сложное предложение, которое может быть распространенным, нераспространенным, может осложняться обращениями и однородными членами.
5 экран (будущее системы): Вернемся к экрану. Чем может стать в дальнейшем? (текстом)
-Какую роль будет выполнять ПР в тексте?
5.Работа в группе. Прочитайте текст. Укажите предложения с ПР. Найдите ошибки в постановке знаков препинания в ПР.
I группа : Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», : Сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал- «когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее.(5 ошибок)
Ключ: Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее.
II группа: Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» : крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик » – Закричала Мари и отобрала его. «а что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
Ключ: Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
III группа: Было у матери четыре дочери. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала- «я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному свету». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды», :проговорила вторая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы ,- Промолвила третья.
А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды -помыть ноги.
Ключ: Было у матери четыре дочери. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному свету». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды», - проговорила вторая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,- промолвила третья.
А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги.
Проверка работы групп: - Как можно охарактеризовать героев? Какие они? Как догадались?(по речи, поведению, поступкам).
Так для чего же нужна ПР в тексте?(ПР- служит средством речевой характеристики персонажа, помогает передать настроение, переживание героя, его качества характера. Нам об этом надо помнить.
6.Игра «Точка зрения»- Я прямая речь.
7. Самостоятельная работа. Тест (разноуровневый)
1 вариант
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1.“П”,- а. 3. “П!” - а.
2.А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Неужели река замерзнет.
3. Ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
«Какое чудо!» : воскликнул малыш.
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.
Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Даша сказала твердо положи письмо на стол._________
2 вариант.
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи.
Куда же вы спросил Андрей.
Держись за лодку успел крикнуть мальчик.
Даша сказала твердо положи письмо на стол.
3 вариант
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1.“П”,- а. 3. “П!” - а.
2.А – “П?” 4. А: “П”.
2) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе”: сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
3) Расставьте знаки препинания при прямой речи.
Куда же вы спросил Андрей.
Держись за лодку успел крикнуть мальчик.
Даша сказала твердо положи письмо на стол.
IV Итог урока: Игра «Хорошо –плохо» Знать правописание ПР?
Что хорошего? Плохого? Что надо сделать, чтобы плохого было меньше?
Д/з (по выбору)
1) подобрать 6 предложений с ПР из народных сказок;
2)сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
3)упражнение
Самоанализ открытого урока по русскому языку.
Тема урока:Обобщение. Прямая речь.
Класс: 4 –А.
Тип урока: закрепление знаний.
В классе 14 учащихся, из них 5 с хорошим уровнем обучения, остальные со средним и низким.
Цели: - обобщить знания по теме прямая речь; закреплять навыки построения схемы предложения с прямой речью; отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложении с прямой речью;
-развивать познавательный интерес, системное мышление, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру учебной деятельности, коммуникативность.
-создать здоровьесберегающие условия на уроке.
Для достижения целей использовала следующие методы, приемы и формы: психологический настрой, частично поисковый метод, наглядный, приемы ТРИЗ - системный оператор (СО), «Точка зрения», «Мозговой штурм», метод символических аналогий (МСА), игра «Хорошо – плохо», Для создания здоровьесберегающих условий использовала физ. минутки и релаксацию.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.
Использование данных форм, методов и приемов позволил добиться поставленных целей. Урок прошел на хорошем уровне, прививались навыки работы с С.О., развивалась связная речь, системное и критическое мышление. Использование приемов технологии ТРИЗ позволило дать детям целостное, системное представление о прямой речи, как о части устной и письменной речи, одном из видов предложений; особенности её построения; знаках препинания при прямой речи. Работа с С.О. позволяет активизировать учебный процесс, заинтересовать учащихся, т.к. учащиеся активно работали в течение урока. Хорошо работали в парах. С работой в группах справились не все, т.к. не смогли прийти к согласию, и некоторые дети не достаточно хорошо усвоили материал. Во времени урок организован: четкое начало и итог урока, домашнее задание дано вовремя, знания учащихся оценены.