kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" изложение "Первые школв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку 4 класс, изложение "Первые школы" УМК "Школа 2100" по произведению С. Алексеева "Аз, буки, веди". В разработке представлен  урок суниверсальными учебными действиями: личностными, метапредметными (регулятивными, познавательными и коммуникативными), с  описанием деятельности учителя и обучающихся, показаны фрагменты презентации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" изложение "Первые школв" »

Открытый урок по русскому языку в 4 б классе

(городской семинар по теме: «чтение и работа с информацией в рамках ФГОС в программе школа 2100»)

Тема урока: Обучающее изложение «Первые школы» по рассказу С.Алексеева «Аз, буки, веди».

Вид урока: Урок развития речи

УУД

Личностные: Освоение личностного смысла учения;

Метапредметные:

Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по изученным темам;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Цель урока: создание условий для овладение обучающимися связной устной и письменной речью.

Задачи урока:

  • Развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас;

  • Формировать умение и навык целостного анализа текста, правильного и уместного использования лексических и грамматических средств;

  • Вызвать интерес к истории создания первых школ в России.


Оборудование: мультимедийное оборудование, портрет Петра первого, учебник «Русский язык» 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.НВ. Бунеева, толковый словарь С.И. Ожегова.







Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оформление доски

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Ребята. Проверьте, готовы ли вы начинать урок?

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


Обучающиеся проверяют готовность к уроку

На доске записано число и изложение, название:

Двадцать четвертое апреля.

Изложение.

2.

Актуализация имеющихся знаний

-Ребята, указом президента Российской Федерации в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе

этот год объявлен годом …

-Какие исторические даты, достойных этого внимания, выпадают на 2012 год?




















-Годом Российской истории

- 1150 лет государству Российскому:;
- 770 лет победы над крестоносцами на Чудском озере князем Александром Невским (18 (5) апреля 1242), Ледовое побоище;

- 340 лет со дня рождения Петра I, российского императора-реформатора;
- 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, Бородинское сражение;

- 90 лет Сергею Петровичу Алексееву, писатель, автор книг, посвящённых истории России.








При прослушивании стихотворения, будьте внимательны. Подумайте о каком императоре-реформаторе в нем говорится?













-Кто был единственным правителем нашего государства, который «ведал тяжесть топора?»

-Как вы понимаете эти строчки?



-Ребята, а что вы можете о нем рассказать?







-Молодцы, вы много знаете о Петре первом.

Чтение стихотворения Павла Вылегжанина (Рыбачук А., Гарнага А)

Петр Первый

Пилить, строгать любил. Тем паче
Любил пальбу и тарарам.
Он даже тешился иначе,
Чем было принято царям.

Он испытал капризы славы,
И что расчеты часто врут:
После триумфа под Полтавой
Его пребольно высек Прут.

Он строил новую обитель
Из обветшалого двора.
Он был единственный правитель,
Кто ведал тяжесть топора.


-Петр первый



-Он сам участвовал в постройке кораблей, города.

-Главной целью Петра I было сделать Россию сильным европейским государством. Он провел в стране много преобразований в области культуры, промышленности, образования и торговли. Самые привычные для нас вещи, даже продукты такие как: кофе, картофель были завезены к нам из-за границы во время правления Петра I.


Показ портрета Петра Великого.

3.

Введение в речевую ситуацию. Сообщение темы и цели урока

-Как вы думаете, а как связан Петр первый с уроком русского языка?

-Правильно, сегодня на уроке мы будем писать изложение текста, который на прямую связан с правлением Петра первого.

-А что значит написать изложение?

- Мы будем писать изложение текста, в котором речь пойдет о Петре первом.





-Это значит подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык.


4.

Подготовка к изложению (освоение нового материала)

Давайте откроем учебник на с. 93 упр. 291. и прочитаем текст, постарайтесь определить: тему, тип, жанр данного произведения.




Обучающиеся читают текст упражнения (текст читает Косов А.)



Проверка первичного восприятия текста

-Что нового узнали о Петре Первом?

-Какие интересные сведения об открытии первых школ вы узнали?


- К какому типу текста относится это произведение? Почему? Докажите.



-Что это за жанр? Почему?


-Какого тема текста? Почему вы так решили?


-Кто является автором рассказа?


-Когда мы впервые познакомились с произведениями этого автора?


-В этом году мы будем отмечать 90-летие со дня рождения Сергея Алексеева.


-Он один из первых в России открывал школы.

-Отцы не хотели отдавать своих детей в школы, т.к. не верили в пользу учения.

-Это текст повествования, т.к. в нем много глаголов. Повествуется о каких-то событиях.


-Это рассказ. Действия происходят последовательно.

-Первые школы. Более точно выражается тема.


-С.П. Алексеев.


-Когда писали изложение. Которое тоже было связано с Петром первым «Золотой рубль».


















Показ портрета С. Алексеева


Работа по содержанию

(словарная работа)

-Сейчас мы с вами еще раз прочитаем этот текст в режиме «медленного чтения » и в ходе которого мы объясним слова и разберем непонятные выражения.

- В рассказе нам встретились слова, которые знакомы, но более точную и полную информацию об этих словах мы можем найти где?

-Какие это слова?

-Найдите в толковых словарях, которые лежат у вас на партах толкование этих слов. А Григорий и Руслан найдут в учебнике толкование слова воевода.

- Зачитайте более точное определение слов: грамматика, арифметика, география.

-Молодцы!

Дети читают текст по абзацам





- В толковом словаре С. И. Ожегова.




-Грамматика, арифметика, география, воевода

Обучающиеся работают в группах, находят толкование данных слов.


Представители от групп зачитывают по одному толкованию.


Показ портера Ожегова


Беседа по содержанию

-Что стали изучать дети в первых школах?



-В каком городе открылась первая школа?

-Почему отцы не пускали детей?

-Какое решение принял воевода, чтобы заставить ребят посещать школу?

-Почему настроение учителя улучшилось через некоторое время?

-Почему царь посетил школу в Серпухове?

-В каком предложении выражена главная мысль этого рассказа? Прочитайте.

-Как вы ее понимаете?


-Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией.

-В городе Серпухове.

-Не верят в пользу учения.

-Велел солдатам с ружьями приводить ребят в школу.



-Он был проездом в городе.


-В последнем. “Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей”


Обучающиеся дают свои ответы.




Показ иллюстрации города Серпухова

5.

физминутка




6.

Составление плана и выбор ключевых слов

-Сколько частей в тексте?

(чтение текста по абзацам, определение главной мысли каждой части, подбор ключевых слов, определение заголовка)

-Читаем первый абзац. А что такое абзац?


-Где открываются первые школы?

- Какие ключевые слова нам необходимы для изложение первой части?

-Как мы ее озаглавим?

- Запишите в плане название первой части.

Чтение 2-ой части.

-Какие ключевые слова можно взять из второй части?

-Какова главная мысль второй части?

-Запишем название второй части в виде цитаты. А что такое цитата?

Чтение третьей части, выделение ключевых слов, озаглавливание 3-ей части

- Какие ключевые слова можно взять из третьей части?

-Какова главная мысль?

-Запишем название её.


Чтение 4-ой части, выделение ключевых слов., озаглавливание.

-Какие ключевые слова можно взять из четвертой части?

-Какова главная мысль?

-Запишем её название.


Чтение 5-ой части, выделение ключевых слов, озаглавливание.


-Какие ключевые слова можно взять?

-Какова главная мысль пятой части?

-Запишем название пятой части.


-А зачем мы ребята, сейчас провели эту работу?


-Используя план, ключевые слова перескажите этот текст так, как вы будете его письменно излагать.

-Молодцы!



-5.




-Абзац— отрезок письменной речи между двумя красными строками.


-На Руси.

- Первые школы, грамматика, арифметика, география.


- На Руси появляются первые школы.




- Серпухов, учитель, ребята, не идут, отцы не пускают.

-Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.




-Рассердился, воевода, государю напишу, велел приводить.

-Приказ воеводы.





- неделя, привыкли, отцы смирились, доволен.

- Дети привыкли.






-Через Серпухов в Тулу, проезжал, решил, похвалил, Россия.


-Приезд царя Петра1.


-Для того чтобы грамотно, соблюдая стиль и язык мы смогли написать изложение.


Используя план и ключевые слова несколько ребят (2-3) пересказывают данный текст.

План

1.На Руси появляются первые школы.

Первые школы, грамматика, арифметика, география.


2. «А ребята в школу не идут».

Серпухов, учитель, ребята, не идут, отцы не пускают.


3. Приказ воеводы.

Рассердился, воевода, государю напишу, велел приводить.


4.Дети привыкли.

неделя, привыкли, отцы смирились, доволен.


5. Приезд царя Петра1

Через Серпухов в Тулу, проезжал, решил, похвалил, Россия.


Ключевые слов записаны на карточках под заголовками частей.

7.

Орфографическая и пунктуационная подготовка

- На какие орфограммы встретились в рассказе слова?

- Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне, проверяемая ударением.

-найдите слова с орфограммой гласные и согласные в приставках.

-Найдите слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня.

-Найдите слова с безударной гласной не проверяемой ударением.

- Безударная гласная в окончаниях существительных, глаголов.

-Найдите слова с буквой –ь- после шипящих на конце глагола.

- Правописание не с глаголами.

- Какие предложения встретились в тексте?

- Зачитайте эти предложения и объясните постановку знаков препинания.













- С какой целью мы сейчас так подробно поработали над орфографией и пунктуацией?

-Молодцы!

-Ребята, а чтобы более точно выразить главную мысль, вы это предложение, где она выражена, спишите с доски и вставите пропущенные орфограммы.

-Дети называют орфограммы.


-времена, рассердился, самому, напишу, велел, смирились, моря.


-приехал, открылась, пошел, помочь, приводить, прошла

-рассердился,



-пошел, ребята, солдаты, неделя, отцы,


-Грамматикой, арифметикой, географией, воеводе…

Не хочешь,


-Не идут, не пускают, не хочешь,

- С однородными членами, с прямой речью, сложные.

1.Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения. Привыкли дети, стали сами в школу бегать.

Пишут ученики буквы, складывают цифры, слушают про моря и земли.

2. Пошел к воеводе и кричит: “Не хочешь помочь? Тогда я самому государю напишу!” Похвалил их царь и говорит: “Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей”.

3. Приехал учитель, а ребята в школу не идут.

- Чтобы орфографически правильно написать текст






































П.хв.лил их царь и г.в.рит: “Школы нам нужны. Смерть Р…ии без знающих людей”.

8.

Запись текста

-Итак, ребята, сейчас вы самостоятельно запишите текст «Первые школы», а некоторым ребятам я окажу помощь в виде карточек. Они с помощью них тоже запишут этот текст



9.

рефлексия

-Давайте послушаем рассказ, который записал …: соответствует ли его текст изложения нашему плану, отражена ли в его тексте основная главная мысль рассказа С. Алексеева?

-А сейчас посмотрите на гравюру, на которой изображены первые школы в России.

Обучающиеся зачитывают свой записанный текст.

Остальные делают вывод.


10.

Итог урока

-Какая информация сегодня для вас была новая?

-Она для вас Важна?

- Почему?


-Всем спасибо за урок.

-Мы узнали о создании первых школ, что в них приходили сначала под ружьем

-Да, важна. Нам необходимо знать историю своего народа и своего государства



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" изложение "Первые школв"

Автор: Жаринова Оксана Александровна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства