kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему: Н.М.Артюхова " Саша-дразнилка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

 

Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;

 обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению целыми словами;  

совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;                                                                                                                

развивать умение анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
 прививать  интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые ууд:

Предметные:

читать тексты произведений целыми словами;                                     воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или

небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«саша дразнилка»

МОУ « Рощинская школа»










Открытый урок

по литературному чтению

в 1 классе

на тему:

Н.М.Артюхова «Саша-дразнилка»






Подготовила

учитель начальных классов

Шевчук О.В.















2015-2016 учебный год


Тема урока: Н. Артюхова «Саша – дразнилка»



Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;

обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному , выразительному чтению целыми словами;

совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;

развивать умение анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
прививать интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые ууд:

Предметные:

читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или

небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы.; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные:

учиться выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей; формировать умение выделять главное;

способность к самооценке;

наличие учебно-познавательной мотивации

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока , тест, рассказ Артюховой «Саша – дразнилка», карточки с заданиями, текст для речевой разминки.



Ход урока

Организация детей Слайд 1

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)

1.Мотивация учебной деятельности.

  • вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.

  • в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?

Речевая игра-разминка ( слайд 3)


Ра-ра-ра – начинается игра!

Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!

Ри-ри-ри – улетели снегири!

Ры-ры-ры – искусали комары!

Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!

Ра-ра-ра – и закончилась игра!


Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.



2. Актуализация изученного материала.

Какой раздел литературного чтения мы изучаем ? («И в шутку и всерьёз»). Какие произведения мы прочитали в этом разделе? (Ирина Токмакова

« Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк»). Что их объединяет? (Смешные и весёлые) 

Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?

В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. 

3.Выявление места и причины затруднения.

-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:


- Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой!


Возможно, это крик души не только этого класса.

- Что посоветуете?

(Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)


4.Построение проекта выхода из затруднения.

- А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова .(слайд 4)

Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет..

Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»

-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? («Саша-дразнилка»).

Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка».(Слайд 5)

Определим задачи урока: (слайд 6)

- учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
- учимся анализировать произведение;
- учимся быть воспитанными.



5.Реализация построенного проекта.

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

Слайд 7

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Словарь настроения. (8слайд)

- Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:

Возмущён Стыдно Рассержен Сердит Тяжело Неловко Печален Неприятно



Первичное восприятие текста. ( слайд 10)



Чтение произведения учителем. Цель:О ком пойдёт речь в рассказе? 


5. Первичный анализ произведения.


О ком идет речь в тексте? Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Какие чувства вы испытали? Где происходит событие? 


Вторичный синтез. Работа с текстом.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

Чтение 1 части. Чтение по цепочке.

Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).

- Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» )



. Словарная работа.
- Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
- У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.

Слайд 11.

  • Завт-ра-ка-ли           - завтракали

  • По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

  • Нас-морк                   - насморк

  • Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

  • Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

  • - У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

  • (Чтение второй части учащимися)

  • - Понравилось чтение? (да)

  • - Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

  • Физкультминутка

  • Эмоциональная окраска

  • - А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

  • - Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

  • - Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

  • - У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

  • - У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

  • - Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь

Чтение 3 части.

А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
- Почему заплакал Саша? (было обидно)
- Помог ли Ляле папин совет?

Вывод: Ляля не стала обращать внимания.

-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)

- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?


Выборочное чтение

Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


1. Восстановление последовательности событий. ( слайд 12)

В каком порядке происходили события?

Я её дразню, а она не дразнится.

Ребята сидели за столом и завтракали.

Меня Саша дразнит.

2. Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения. ( слайд 13)

Не дразнись.

Брат и сестра.

Папин совет.

Трусиха и плакса.

Свое название.


3. Подготовка к пересказу.
Сколько частей в рассказе? Как он начинается?
Какая главная мысль 1 части? Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста? Такой план называется цитатным.

Какие слова здесь главные, опорные?
Что главное во 2 части? Как озаглавить вторую часть? Какие слова здесь главные, опорные?
Как озаглавить третью часть рассказа? Какие слова здесь главные, опорные?

Запись на доске: (слайд 14)
1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я ее дразню, а она не дразнится.

4. Пересказ рассказа по плану.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над иллюстрацией. Работа в группах. ( слайд 15)

Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?

На карточках заданы вопросы, на которые нужно ответить группе.(слайд 16)


1 группа:

Кто изображен на иллюстрации? Как художник изобразил кошку?


2 группа:

Как художник нарисовал маму?


3 группа:

Как выглядит Саша?


4 группа: Какая на иллюстрации Ляля?

5 группа: Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?

Проверка ответов устно.

Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)

8.Включение в систему знаний и повторение.

Анализ произведения.
Прочтите пословицы: (слайд 17)
В каждой шутке есть доля правды.
Кто не любит шуток, над тем не шути.
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
И рад бы заплакать, да смех одолел.

Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?
Объясните их значение.

Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

9. Рефлексия. Слайд 18.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

Слайд 19
Продолжи : 
Я хочу поделиться своими мыслями: 

- на уроке я узнал (а)…

- на уроке я учился (лась)…

- на уроке мне понравилось…







Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

МОУ «Рощинская школа» Урок  литературного чтения  в 1 классе

МОУ «Рощинская школа»

Урок литературного чтения в 1 классе

“ Мордашки”   Вопрос: С каким настроением вы пришли на урок?   Смотри на ту мордашку,  улыбнись ей и продолжай работу

Мордашки”

Вопрос: С каким настроением вы пришли на урок?

Смотри на ту мордашку,

улыбнись ей и продолжай работу

Ра-ра-ра – начинается игра! Ру-ру-ру – прискакало кенгуру! Ри-ри-ри – улетели снегири! Ры-ры-ры – искусали комары! Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро! Ра-ра-ра – и закончилась игра!

Ра-ра-ра – начинается игра!

Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!

Ри-ри-ри – улетели снегири!

Ры-ры-ры – искусали комары!

Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!

Ра-ра-ра – и закончилась игра!

Нина Михайловна Артюхова

Нина Михайловна Артюхова

  • Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь - 89 лет. Умерла она в 1990 году.
  • Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ , работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.
Задачи урока

Задачи урока

  • - учимся читать правильно, осознанно, выразительно; - учимся анализировать произведение; - учимся быть воспитанными.
  •  
Словарная работа:   ДРАЗНИТЬ –  злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, часто бывает до слёз.  ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого.

Словарная работа:

ДРАЗНИТЬ

злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, часто бывает до слёз.

ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого.

Словарь настроения

Словарь настроения

  • Стыдно
  • Страшно
  • Тяжело
  • Неловко
  • Неприятно
  • Обидно
  • Возмущён
  • Рассержен
  • Сердит
  • Обижен
  • Печален
  • Грустно
Правила дружбы  - Убери из речи плохие слова.   - Клички используй только для животных.   - Перестань обижаться.   - Не дразнись сам.   - Относись к другим так, как хочешь, что-бы относились к тебе.

Правила дружбы

- Убери из речи плохие слова.  - Клички используй только для животных.  - Перестань обижаться.  - Не дразнись сам.  - Относись к другим так, как хочешь, что-бы относились к тебе.

Словарная работа 2 вариант 1 вариант

Словарная работа

2 вариант

1 вариант

  • Завтракали
  • Послезавтра
  • Поперхнулся
  • Насморк
  • Дрожащим
  • Поправляйся
  • Завт-ра-ка-ли
  • Пос-ле-завт-ра
  • По-перх-нул-ся
  • Нас-морк
  • Дро-жа-щим
  • Поп-рав-ляй-ся
Восстанови последовательность событий Я её дразню, а она не дразнится. Ребята сидели за столом и завтракали. Меня Саша дразнит. 1. Меня Саша дразнит. 2. Ребята сидели за столом и завтракали. 3.  Я её дразню, а она не дразнится.

Восстанови последовательность событий

  • Я её дразню, а она не дразнится.
  • Ребята сидели за столом и завтракали.
  • Меня Саша дразнит.

1. Меня Саша дразнит.

2. Ребята сидели за столом и завтракали.

3. Я её дразню, а она не дразнится.

Работа с заголовком

Работа с заголовком

  • Не дразнись.
  • Брат и сестра.
  • Папин совет.
  • Трусиха и плакса.
1 . Меня Саша дразнит.  2. Ребята сидели за столом и завтракали.  3. Я ее дразню, а она не дразнится.
  • 1 . Меня Саша дразнит. 2. Ребята сидели за столом и завтракали. 3. Я ее дразню, а она не дразнится.
Работа над иллюстрацией 1 гр. - Кто изображен на иллюстрации?  - Как художник изобразил кошку?

Работа над иллюстрацией

  • 1 гр. - Кто изображен на иллюстрации?

- Как художник изобразил кошку?

  • 2 гр. – Как художник нарисовал маму? 
  • 3 гр. – Как выглядит Саша? 
  • 4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? 
  • 5 гр. – К какому эпизоду подходит эта иллюстрация? Зачитайте.
Объясни пословицы:

Объясни пословицы:

  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Кто не любит шуток, над тем не шути.
  • Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Рефлексия Вы считаете, что на уроке вам было легко и интересно. Вы считаете, что на уроке вам было трудно, но интересно. Вы считаете, что было трудно на уроке и неинтересно.

Рефлексия

Вы считаете, что на уроке вам было легко и интересно.

Вы считаете, что на уроке вам было трудно, но интересно.

Вы считаете, что было трудно на уроке и

неинтересно.

Урока время истекло.  Я вам ребята благодарна  За то, что встретили тепло  И поработали ударно.   Я хочу поделиться своими мыслями:

Урока время истекло. Я вам ребята благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно.

Я хочу поделиться своими мыслями:

  • на уроке я узнал (а)…
  • на уроке я учился (лась)…
  • на уроке мне понравилось…
Спасибо!   Урок окончен!

Спасибо! Урок окончен!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему: Н.М.Артюхова " Саша-дразнилка"

Автор: Шевчук Олеся Васильевна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325681


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства