открытый урок по литературному чтению( развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)
Открытый урок по литературному чтению( развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)
~~Цель: овладение навыками правильного и выразительного чтения, осознанного восприятия и оценки содержания текста.
Задачи:
1. Развивать умение определять главную мысль произведения, давать характеристику герою произведения, использовать простейшие приёмы анализа текстов, анализировать языковые средства для выражения отношения автора к герою
2. Расширять словарный запас; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; ориентироваться на ленте времени
3. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в группе; работать над развитием коммуникативных навыков; формировать самооценку учащихся, самостоятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по литературному чтению( развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова) »
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 1 классе
(Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса)
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема урока: «Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя»
А. Барто «Я одна ничья сестра …», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В.Д. Берестов «Гляжу с высоты …», Л.Фадеева «Мне понравилось стоять»
Цель: овладение навыками правильного и выразительного чтения, осознанного восприятия и оценки содержания текста.
Задачи:
Развивать умение определять главную мысль произведения, давать характеристику герою произведения, использовать простейшие приёмы анализа текстов, анализировать языковые средства для выражения отношения автора к герою
Расширять словарный запас; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; ориентироваться на ленте времени
Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в группе; работать над развитием коммуникативных навыков; формировать самооценку учащихся, самостоятельность
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: положительное отношение к уроку литературы, эмоциональное восприятие поступков героев; формирование доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе; способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий
Познавательные: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; понимать фактическое содержание текста; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; выполнять логические действия; видеть особенности характера героя в литературном произведении
Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; уважать мнение собеседников; проявлять интерес к общению и групповой работе; входить в коммуникативную и игровую ситуацию
Предметные: овладение навыками осознанного, правильного выразительного чтения; использование простейших приёмов анализа текстов; рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени
Обязательные элементы содержания: Смысл заглавия. Сравнение позиции автора и его героя.
Термины «монолог», «диалог»
Средства наглядности.
У учителя: ЭОР, диск «Проверь себя», учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами», «Дерево радости».
У учащихся: ноутбуки (7 штук), учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами», набор разноцветных кружков, по одной фишке для оценки участников конкурса чтецов, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент. Цель:Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрые утро, друзья! Прежде, чем начать наш урок, пожелайте друг другу добра.
Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:
- Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
- И я вам тоже желаю добра. А теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться!
Читательская разминка по пособию по чтению «Учись читать»
Цель: Развитие навыка чтения на материале словаря учебник, а именно: повышение слитности, скорости, выразительности, осознанности чтения. ( с.22)
Введение в тему. Цель: Формирование умения целеполагания, представления о результатах деятельности.
- Послушайте выступление Маши С. и по выступлению постарайтесь определить, чему сегодня будет посвящён наш урок литературного чтения.
Обида (Любовь Степанова)
Славик взял у меня мяч
И с мячом помчался вскачь.
Я бежала, догоняла,
Но споткнулась и упала.
На траве сижу и плачу,
Все колени содрала,
До чего ж плохой он мальчик -
Я сегодня поняла.
Д. – Маша прочитала стихотворение, значит, сегодня мы будем читать стихи.
Д. – Это стихотворение о том, что девочка упала, заплакала, ей больно! Она обиделась на мальчика.
Д. – Значит, мы будем читать о детях, об отношениях между детьми.
У. – Действительно, мы будем читать стихотворения разных авторов о детях, будем учиться на примере героев общаться друг с другом, будем учиться дружить. А в конце урока мы проверим наши знания по разделу.
Открытие новых знаний. Цель: Организовать открытие новых знаний.
УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;
Познавательные: определение критериев для сравнения;
Коммуникативные: взаимодействие с партнерами, сотрудничество в сборе информации;
Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию.
– В.Орлов «Кто кого обидел первый …» с.49. – Не читая, определите, в какой форме написано это стихотворение? Докажите. (Это диалог)
- Прочитайте про себя и определите, между кем происходит разговор? (Разговор ведут три человека. Двое отвечают на вопрос третьего.)
- Прочитайте вслух. Почему вы улыбнулись? (Это юмористическая ситуация)
- Что делает происходящее особенно смешным?
Выборочное чтение. (Одинаковость ответов делает ситуацию особенно смешной.)
- Присутствует ли при этом автор? Как поэт относится к мальчикам?
- Был ли повод для обид? (Возможно, ничтожный, или вообще не было.)
- Докажите. (Он очевидно настолько мал и неважен, что давно забыт в пылу ссоры.)
- Могли бы героями этого стихотворного диалога быть девочки?
- Как думаете, зачем поэт написал это стихотворение? (Нельзя обижаться по пустякам. Нужно уметь прощать обиды)
- А как же тогда быть с обидой девочке из стихотворения Л. Степановой?
Д. – Не играть с ним. Девочка поняла, что он плохой.
Д. – А может быть он и не совсем плохой, просто решил поиграть, а девочка случайно упала.
Д. - Простить мальчика и не обижаться, ведь она сама упала.
(Выслушиваются разные мнения.)
У. – Присутствует ли при этом автор?
– Мы определили, что в данных стихотворениях отсутствует автор. Но в то же время мы чувствуем его отношение к своим героям. Почему? (В итоге беседы дети читают информацию на с.48)
– А. Барто «Я одна ничья сестра …»
Ознакомительное чтение про себя, вслух.
- В какой форме написано это стихотворение? (В форме монолога)
- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени девочки)
- Найдите рифмы в этом стихотворении.
- Стихотворение смешное или грустное? Тебе жалко девочку? Почему?
- Представь себя этой девочкой... и прочитай или расскажи ее монолог выразительно. При этом сделай... (счастливое, злое, деловое...) лицо.
У. – Присутствует ли при этом автор? Нет. Но мы чувствуем по манере речи этой девочки авторскую оценку. На самом ли деле девочка так одинока и так уж враждебен к ней окружающий мир? Нет. Девочка явно преувеличивает своё одиночество. Это подчёркнуто троекратным повтором «одна, ничья, одна», троекратным повтором «цапнул, кусай, царапай» и повтором личного местоимения «я» в каждой строке.
3. – Стихотворение В. Берестова «Обида» помещено в рубрику «Совет». - Подумай, о чём этот совет и почему он помещён после таких стихотворений.
- Какой вывод мы можем для себя сделать? (Нужно уметь прощать обиды и не обижаться по пустякам)
Включение в систему знаний. Цель: . Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление. (Научились находить главное, систематизировать знания.)
У. – Читая произведения, мы обращали внимание, что одни из них написаны в форме монолога, а другие - диалога.
- На каких страницах учебника мы уже встречали примеры монолога и диалога? (Дети перелистывают страницы учебника, приводят примеры)
Предполагает ли монолог наличие собеседника, слушателя?
(В основном, да. Особенно в монологе ребенка, рассчитанном на слушателя: родителей, взрослого, сверстника. Если только мы не имеем дело с внутренней речью героя. В стихотворении Агнии Барто девочка обращается не только к коту, но «ко всему миру»).
Где труднее отличить точку зрения автора от точки зрения его героя: в монологе или в диалоге?
(В монологе. Например, лирический герой стихотворения Валентина Берестова «Обида» бесконечно близок автору.)
- В чем обнаруживается отношение автора к своим героям? (В монологе и диалоге отсутствует авторский комментарий, в котором можно вычитать авторское отношение к происходящему. Авторская оценка видна в выборе событий и манере речи героев.)
Конкурс чтецов в свободной форме, где каждый читает любое из трех стихотворений или принимает участие в инсценировке, звучат и другие стихи по выбору учителя или учащихся, которые перекликаются с данными по этической проблематике: чувство обиды и как с ним бороться.
Стихотворение «Давай мириться» (инсценировка)
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!
Стихотворение Вячеслава Лейкина «В последний раз»
А. Барто «Совесть»
Б. Заходер «Никто» (инсценировка)
У. - Я думаю, что каждый из нас, хотя бы раз, оказывался на месте героев этих стихотворений. И мы понимаем, что главное – не обижаться на других, а работать над собой.
- Оцените выступление своих одноклассников, вручив фишку тому, чьё выступление вам больше всего понравилось. Сначала это сделают девочки, а затем мальчики. Выявляется победитель конкурса чтецов.
Физминутка (дети выполняют в парах). - Немного отдохнём.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Систематизация знаний и повторение. Подготовка учащихся к подведению итогов урока (Развитие коммуникативных навыков при работе в парах и группах).
У. – Ситуации, о которых мы читали, говорили, происходили с героями в разное время дня. Но очень много времени вы проводите на уроках в школе. Людмила Фадеева написала для вас стихотворение «Мне понравилось стоять» о вашем сверстнике.
Стихотворение читает учитель.
- Почему вы улыбнулись?
- Почему же герою стихотворения так понравилось стоять?
- Каким можно назвать мальчика? (любит мечтать, наблюдательный)
- Как вам кажется, он ещё будет шуметь?
У. – Хочется верить, что такой внимательный и впечатлительный мальчик непременно научится вести себя уважительно к учителю и одноклассникам.
Работа в парах. Задание: Отметьте простым карандашом, какие строчки следует читать виновато, какие – мечтательно, задумчиво, какие – с удивлением или досадой? (Дети перечитывают стихотворение несколько раз)
- Как думаете, зачем Л.Фадеева написала это стихотворение?
Д. - Я думаю, что нехорошо на уроках шуметь и мешать своим одноклассникам и учителю.
Д. – Как бы ни было интересно за окном, нельзя отвлекаться на уроках и шуметь.
Подводим итоги главы «Долина рассказов: тайна за тайной»
Работая в парах: учащиеся отвечают на вопросы на с.51.
Работа в группах: выполняют задание по ленте времени.
- Вместе с Федей Весёлкинымзавершим подведение итогов главы работой на ноутбуках (диск «Проверь себя» - Проверка №3)
У. – Каковы результаты проверки? (Представитель группы озвучивает оценку работы на ноутбуке)
VIII. Рефлексия. Цель: обобщение, фиксирование результатов деятельности во внешней речи.
- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Что показалось трудным?
- С каким настроением уходите с урока?
Самооценка.
- Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости». Дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Наше дерево показало хорошие результаты работы. Молодцы!