Конспект урока по чтению на тему «Буква П. Рассказ Птичьи домики»
Цель: Закрепить изучение буквы П,звуков [п] [п'], отрабатывать с учащимися составление звуковых моделей слов, читать слова с буквой п, текст Птичьи домики, познакомить учащихся с разными птицами, развивать технику чтения, устную речь, выразительность, память, воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: предметные картинки птиц, музыкальное оформление «звуки природы», презентация, птицы оригами, иллюстрация дерева.
Ход урока
1.Оргмомент.
Сели, дети,потянулись.
Один другому улыбнулись
На уроке — не лениться
Начинаем все трудиться.
2. Актуализация опорных знаний.
Чтение предложения (ускоряя темп)
«Ласточки весну на крыльях принесли».
Ответьте на вопросы учителя с логическим ударением на отдельное слово.
-
Кто принес весну на крыльях?
-
На чем принесли весну ласточки?
-
Что принесли ласточки на крыльях?
-
Что сделали ласточки?
Скажите предложение с разной интонацией:радости, грусти, печали, сообщения, с вопросом.
3. Мотивация учебной деятельности
Загадка:
Без рук без ног, а дом строит? (птица)
Сделайте звуко-буквенный анализ данного слова.
4. Сообщение темы и цели урока
Сегодня наш урок пройдет под девизом «Мир прекрасен». Мы будем говорить о природе, об удивительном мире птиц. На нашей планете насчитывается более 8000 видов птиц. птицы откладывают и высиживают яйца из которых вылупливаются птенцы. За лето некоторые птицы выводят птенцов дважды,щеглы и зяблики, а воробьи даже трижды. Все птицы делятся на группы: хищные, насекомоядные и всеядные. У птиц, которые питаются семенами, растениями и ягодами, толстый и твердый клюв, чтобы дробить косточки. У птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и слабый. У хищных птиц клюв имеет форму крюка, чтобы лучше разрывать мясо. Большинство птиц улетают на зиму в теплые края (перелетные птицы),другие остаются (оседлые, или зимующие), а некоторые кочуют в поисках пищи на сотни километров, например из северных областей России в Украину (птицы-кочевники).
Рябчик – весь пестрый, все в серых, черных, рыжих рябинках.
Зеленушка– вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтизной по бокам.
Клест – произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать», сдавливать. А клюв этой птицы загнут крест-накрест
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются.
Мухоловка –питается мухами.
У нас в России есть птицы: кедровка, ореховка и т.д.
Есть птицы, получившие название за свое поведение.
Трясогузка –постоянно трясет хвостом (гузка). По поведению называют таких птиц: вертишейка, вертиголовка, крутиголовка.
Многие птицы получили название от места жительства
Камышовка –всю жизнь проводит в камышах.
Ласточка – береговышка – не умеет лепить гнезда, как их сестра ласточка, но зато роют норки-гнезда на высоком берегу реки.
Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время.
Снегирь - прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.
Зяблик – он не боится холодов, прилетает к нам ранней весной, когда еще в полях лежит снег и улетает поздней осенью в холодное «зяблое» (сырое, идет снег с дождем) время.
6. Работа над текстом Птичьи домики
а) чтение текста учителем
б) лексическая работа над новыми совами текста
в) работа по содержанию текста
г) игра на внимание (работа с предметными картинками. Картинки птиц поставлены в ряд, дети запоминают их последовательность, затем закрывают глаза. В это время учитель нарушает последовательность картинок, либо убирает какую-нибудь из них. Дети должны исправить ошибку)
д) работа над текстом ( разные виды чтения текста)
е)упражнение на дыхание «Птичка»
7.Физминутка «Перышко»
В небе птичка пролетала
Перышко потеряла
А кто перышко найдет
Тот и птичку назовет.
8. Презентация « Птицы — наши друзья»
9. Музыкальное оформление Пение птиц в лесу
После прослушивания записи дети должны ответить на вопросы:
-
Пение каких птиц вы услышали? О чем они пели?
10.Итог урока
Игра «Микрофон». Ребенок проговаривает по схеме:
Мне было интересно...
Мы сегодня разобрались...
Мне было трудно...
Завтра на уроке я хочу...
Каждый из детей подходит к доске и наклеивает свою птичку оригами на дерево, при этом говоря ласковые слова птичке.
11.Домашнее задание
Учитель раздает каждому ребенку картинку с разными видами птиц и ученик должен найти информацию о ней и рассказать на следующий урок.