Открытый урок по литературе в 4 классе Тема: Мифы Древней Греции. «Баран с золотым руном».
Открытый урок по литературе в 4 классе Тема: Мифы Древней Греции. «Баран с золотым руном».
Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой следующие задачи: учить выделять факты и события в мифах; содействовать формированию интереса к чтению произведений античной мифологии, развивать мышление, воображение, целостное восприятие произведения; развивать аналитическое мышление учащихся, внимание, память, речь, умение работать в группах, творческие способности; содействовать привитию интереса к уроку литературного чтения, расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство коллективизма, сила воли, настойчивости в достижении цели, уважительного отношения к высказываниям своего одноклассника.
Для решения этой задачи была выбрана нестандартная форма проведения - урок-путешествие. Чтобы отправится в путешествие по Древней Греции, на корабле "Арго" учащимся нужно сформировать команды. (собирают части рисунка из 12 подвигов Геракла).
Перед «отплытием», учащиеся сами распределили «роли» между членами своей команды и вспомнили правила работы в команде, что является очень главным моментом для слаженной работы в группе.
Любой вид работы на уроке, носил какой - либо познавательный, или повторяющий, или развивающий элемент.
Собрав части рисунка учащиеся вспомнили Подвиги Геракла, его сюжет, еще раз повторили что такое миф, что обозначает то или иное устаревшее слово. Далее совершая путешествие, как и Геракл учащимся необходимо было выполнять разного рода задания, чтобы продвигаться дальше. Задания выполнялись, как в команде, так и в парах, так и индивидуально и были самые разнообразные, это и соотнести линиями имена богов и героев с их функциями (на постерах), и определить лишнее, при этом ответ свой пояснит, и определить хозяина потерянной вещи, и собрать рассыпавшиеся крылатые выражения, которые слетели с Олимпа.
Но больший упор был сделан на остановку в Эгейском море, где учащимся предстояло познакомиться с новым мифом «Баран с золотым руном». Сначала ученики поработали с мифологическим словарём, где познакомились с героями данного мифа, трудными словами и названиями, а далее используя различные приемы работы с текстом изучали новый миф.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 4 классе Тема: Мифы Древней Греции. «Баран с золотым руном». »
КГУ Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Сарани
Открытый урок
по литературе в 4 классе «Б»
Тема: Мифы Древней Греции.
«Баран с золотым руном».
Подготовила учитель начальных классов
Романюк Анна Владимировна
2014г.
Тема: Мифы Древней Греции. «Баран с золотым руном».
Цель: изучение композиции и содержания мифов об аргонавтах .
Задачи:
Учить выделять факты и события в мифах; содействовать формированию интереса к чтению произведений античной мифологии,развивать мышление, воображение,
целостное восприятие произведения;
Развивать аналитическое мышление учащихся, внимание, память, речь, умение работать в группах, творческие способности; содействовать привитию интереса к уроку литературного чтения, расширять кругозор учащихся;
Воспитывать чувство коллективизма, сила воли, настойчивости в достижении цели, уважительного отношения к высказываниям своего одноклассника.
Оборудование: презентация, маркеры, иллюстрации,карточки с заданиями, карточки со словами, листочки с пояснениями названий мифических героев, карточки с вопросами.
Используемые технологии: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, проблемно-поисковый метод, проблемно-диалогический метод, контрольно-оценочная
деятельность.
Ход урока
Организационный момент.
Минутка чтения (2 мин)
Настрой на работу /звучит музыка из кинофильма "Аргонавты"/
- Откуда эта музыка?
Так это же славные аргонавты, во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.
Давайте и мы на корабле "Арго" перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.
Формирование команды
Чтобы мы отправились в путешествие по Древней Греции, на корабле "Арго" нам нужно
сформировать команды. (собирают части рисунка из 12 подвигов Геракла
Повторение
Рассказ группы о своем подвиге получившемся по картинке
Смешивая правду и мин вымысел, рассказывали друг другу удивительные истории о том как возник мир, что его наполняло. Пытались объяснить, почему одни люди смелые и мудрые, а другие глупые и трусливые. Греки считали, что миром правят боги, которые живут на самой высокой горе Олимп, наблюдают за людьми и иногда спускаются вниз и вмешиваются в дела людей.
Изображая древних богов и героев, греки воплощали в них самые лучшие и самые дурные качества человека. В мифах мы находим примеры благородства, крепкой дружбы. В мифах часто отражались реальные исторические события. Город Троя считался выдуманным, но когда археолог Генрих Шлимман откопал этот город, человечество получило доказательство правдивости этого мифа.
Давайте вспомним, что такое миф?
Задание:На доске карточки со словами, из которых вы должны сложить определение мифа. (Это определение ребята складывают из карточек на доске)
Ответ:Миф – это рассказ, порожденный фантазией, в котором дается объяснение явлений и фактов.
- Значит, сегодня на уроке мы будем читать не просто рассказы, а источники священных знаний в те далекие -далекие времена.
Для этого вам необходимо выбрать себе покровителей: богов, которые будут помогать вам во время путешествия. Так пусть же ваши покровители помогут вам в поисках золотого руна. Только смелые, умные люди могут отправиться по огромным морям через неведомые земли в чудесную Колхиду.
Работая в команде необходимо соблюдать:
1)Дисциплина;
2)Слаженность и внимание;
3)Коллективная работа;
4)Умение слушать и слышать;
5)Каждый имеет право на свое мнение.
Наша первая остановка: остров Крит.
Задания для групп:
Соотнесите линиями имена богов и героев с их функциями: (На постерах)
Ответ: Лишнее - Горгона, была убита Персеем, остальные - Гераклом.
3. Кто мог потерять эти вещи?
Потерянные вещи
Хозяин вещей
Клубок ниток,
Ариадна
золотое яблоко
Афродита
соль
Одиссей
воск и перья
Дедал
черный парус
Тесей
крылатые сандалии
Гермес
трезубец
Посейдон
лира
Аполлон
4. С Олимпа слетели и рассыпались крылатые выражения.
-Давайте соберем их и объясним. (работа в группах)
Нить Ариадны- сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса- быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету- распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии- быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие- то, что помогает найти выход из трудного положения.
Посетив остров Крит, мы отправляемся дальше.
Наша вторая остановка в Эгейском море.
Бог морей Посейдон гневается. Он пропустит нас, если мы выполним задание.
Мифы были сложены древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали всматриваться в окружающий мир пытались его понять и объяснить. Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы начинали свои удивительные повествования. С одним из них мы сейчас познакомимся.
(Дети открывают глаза и на экране видят название мифа)
И называется он « Баран с золотым руном». Записываем в тетради
Подготовка к восприятию текста.
Учитель: Давайте, с вами познакомимся с героями мифа.
(У ребят на парте лежат листочки с пояснением названий мифических героев)
Мифологический словарь:
Нимфа Нефела – по-гречески «туча»
Афамант – орхоменский царь
Фрикс – сын царя и римфы
Гелла – дочь царя и нимфы
Ион – царевна-мачеха
Ээт – сын Солнца
Арес – бог войны
Зевс – царь и отец богов и людей.
Учитель: Вы познакомились с героями этого мифа.
- Как вы думаете, о чем может пойти речь в мифе «Баран с золотым руном»?
Чтение текста. ( в группах по частям)
- Даю совет – Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.
1. Читает каждый про себя
2. Цепочкой по предложению (по часовой стрелке) в каждой группе по своей части.
Обсуждение прочитанного.
Учитель: Что больше всего взволновало вас в этом произведении? Что показалось наиболее удивительным, поразило вас?
- Краткий пересказ (спикер группы)
-Что можно сказать об этих частях? (это одно произведение)
Работа над текстом.
- Давайте вспомним основные события мифа.(Составляем план и учитель записывает его на доске, а ребята отмечают в тексте части произведения)
Задаю наводящие вопросы:
- Как звали главных героев и кем они были?
- Почему маленькие Фрикс и Гелла росли без матери?
- Кто заменил им мать?
- Почему и как решила избавиться царица от Фрикса?
- Кто и как помог брату и сестре?
- Чем закончилась эта история?
План:
А) Афамант и Нефела
Б) Новая хозяйка дворца Ино
В) Коварный план
Г) Помощь Нефелы
Д) Гибель Геллы
Е) Царство Ээта
Учитель:
А сейчас мы с вами попытаемся разобраться в этом мифе, что хотели в нем объяснить древние греки, для этого мы будем отвечать на вопросы, которые вы сейчас получите. На эту работу у вас три минуты.
А поможет выполнить вам это задание наш план.
( Вопросы напечатаны по группам. Раздаются ребятам.
Они находят ответы из текста.
Работа производится в парах.)
- Почему Нефела бросила своих детей?
- Почему Ино решила избавиться от Фрикса?
- Какой коварный план придумала Ино?
- Какой силой обладал золоторунный баран?
- Как погибла Гелла?
- Почему царство Ээта стало богатеть?
Вывод
Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов.
Учитель:
- Какое человеческое чувство заставило Нефелу вернуться на некоторое время к своим детям и помочь им?
А сейчас нам нужно уметь любить, быть верным и преданным?
Учитель:
- Сегодня на уроке мы рассматривали только один взгляд древних греков взгляд на материнскую любовь.
Домашнее задание. Подготовить пересказ мифа.
Синквейн.
На этом этапе вы работаете над составлением синквейна, в котором вы должны выразить свое впечатление от урока по мифам об аргонавтах. Время составление – 5 минут. Затем в команде выбирается лучшую работу и представляете ее на наш суд.
Рефлексия По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют стикеры на те корабли, на которых они оказались в конце урока.
Корабль №1 – дело прошло полезно, плодотворно.
Корабль №2 – довольно неплохо.
Корабль №3– что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.
а вообще – ни то ни сё. полезно, плодотворно.
Дополнительно:
Исправьте ошибки в тексте:
Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в далекую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана - серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога - "Гермес". Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.
Ответ:
- Не в Египет, а в Колхиду.
- Золотое руно.
- Корабль "Арго".
- Не мешала, а помогала.
- Они добыли руно.
Персей, сын Зевса и царицы Данаи, отправился в страну горгон - прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из Горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив ее, он женился на ней.
Ответ:
Горгоны - крылатые чудовища, покрытые чешуей.
На голове у них - змеи вместо волос.
Сандалии он взял у бога Гермеса.
Он смотрел на отражение горгоны в своем медном щите.
Он женился на дочери царя Андромеде.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.
а вообще – ни то ни сё. полезно, плодотворно.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.
а вообще – ни то ни сё. полезно, плодотворно.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.
а вообще – ни то ни сё. полезно, плодотворно.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.
а вообще – ни то ни сё. полезно, плодотворно.
Корабль №3 Корабль №1 Корабль №2
что-то было, конечно, дело прошло довольно неплохо.