Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе (технология ТРИЗ) "М.Алимбаев "Юрта" »
М. Алимбаев «Юрта».
Открытый урок по литературе (технология ТРИЗ). 4кл.
ГУ «Черемшанская средняя школа»
Кушнарева И.В.
Тема: М.Алимбаев «Юрта». Кушнарева И.В.
Цели:
- познакомить с произведением М. Алимбаева «Юрта», особенностями художественного слова автора используя приемы ТРИЗ
- развивать осмысленное, беглое, выразительное чтение произведения, умение находить в тексте изобразительно- выразительные средства языка
- воспитывать уважения к традициям казахского народа, чувств патриотизма
- создать здоровьесберегающие условия на уроке
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой
Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. Подарите друг другу хорошее настроение. Садитесь
Сообщение новой темы.
Какую ассоциацию у вас вызывает слова: Луч солнца, степь, звезда, юрта. Придумайте эпитеты к слову юрта, степь, луч солнца, звезда. Все эти слова встретятся нам в произведении М.Алимбаева «Юрта»
Знакомство с автором .М. Алимбаев –народный писатель и поэт Казахстана. Свои добрые, полные любви и бережного отношения к природе стихи о родной земле он посветил детям. В семье его родителей было 12 детей. Дружба, взаимопонимание, доверие, народная поэзия, песни, которые пела ему мать, стихи Абая- вот что окружало будущего поэта с детских лет. С каким нетерпением он ждал приезда тех, кто выезжал в город, потому что по просьбе его матери они привозили ему книги Л.Н. Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова. Писать стихи стало смыслом жизни и счастьем поэта: «Нашел я однажды свое богатство и с той поры никогда не расстаюсь с ним, стараюсь умножить это великое богатство- слово».
- Почему поэт называет «Слово» - богатством?
Одним из богатств и предметом гордости казахского народа является юрта.
- Что такое юрта?
Физ. минутка: Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва,
В печке прыгают дрова,
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки.
Юрта не только переносной дом казахского народа, это памятник древней культуры. Многие ученые и искусствоведы относят юрту к лучшим достижениям культуры кочевников. По этому многие поэты напоминают о ней в своих произведениях. М.Алимбаев написал о ней интересное стихотворение
ТРИЗ. Системный оператор . Рассмотрим все достоинства юрты в системном операторе.
Система: Юрта- кииз уй (тюркский) кыпчакский тип разборных решетчато- войлочных построек, которая не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ.
Надсистема: Где мы можем увидеть юрту? (в ауле, на джайляу)
Прошлое системы: Какой была юрта в прошлом ?
А)Сферическая (коническая) юрта
Б) Конический шалаш с раздельной крышей и стеной
В)Конический шалаш с кольцом из деревянного бруска
Г)Конический шалаш с кольцом свитым из прутьев
Д)Конический шалаш
Е) Пещера
4) Подсистема: Из чего состоит юрта?
1)Красиво изогнутые, складывающиеся решетчатые стены- кереге. Части кереге – крылья. В зависимости от вида юрты они могут быть 6, 8,12 крылые. Кереге устанавливают в форме круга. Наблюдая за горами казахи заметили, что округлые горы разрушаются медленнее, значит и круглое жилье выдержит все погодные условия.
2) Шанырак- круговое навершие купола.В жизни казахов он играл огромную роль.Его передавали по наследству, от отца к сыну. Слово «шанырак»употреблялось в значении-«домашний очаг», «семья». Шанырак объединял конструкцию юрты, семью. Поэтому на нашем гербе изображен шанырак, как символ единства всех народов живущих в Казахстане.
3)Купольные жерди- уыки, соединяют кереге и шанырак.
4) Дверь- сакырлауык
Все детали юрты выполнены из очень прочного материала- тала (Ивы). В настоящее время их выполняют и из березы и тополя. Скрепляют детали юрты шнурами из верблюжьей кожи, веревками, подвесками, украшенными узорами. Они выполняют роль скрепления, украшения юрты. Войлок для юрты изготавливают из грубой шерсти. Он устойчив к возгоранию, не пропускает воду, сохраняет тепло в холодную погоду. Когда конструкция юрты собрана, стены юрты покрываются циновками и войлоком (тауырлык) . Затем с помощью бакан (веревки) набрасывают узик (покрытие купола юрты) и тундук (покрытие шанырака). В жаркий день можно приоткрыть тауырлык и в юрту попадет свежий воздух наполненный запахом полыни, через приоткрытый шанырак утром можно увидеть луч солнца, а ночью- голубую звезду.
Физ. минутка: Встаньте, вдохните полной грудью воздух, потянитесь за лучом солнца, за голубой звездой. Ветер в степи колышет каждую травинку, каждый цветок.
Юрта священное жилище, унаследованное от предков. Юрта это дом без углов, в котором царят мир и покой, у круглого очага можно собраться не только за обедом ,но и за душевной беседой. О достоинствах юрты можно говорить долго. А вот о каких достоинствах юрты написал М.Алимбаев в своем произведении, мы сейчас узнаем.
Послушайте и постарайтесь запомнить, о каких достоинствах юрты говорит поэт.
Знакомство с произведением. Выразительное чтение учителя
- Какие чувства вызвало произведение? О каких достоинствах юрты говорил поэт ?
6.Работа по содержанию произведения ( работа в 4-х)
1группа
-О чем рассказывает автор в первой части? Какие выразительные средства использовал автор? Как вы понимаете выражение « И волна золотая полилась с его рук, по щекам заскользила, ослепила глаза»? Какие чувства надо передать при чтении?
2 группа
- Каковы были задумки творца юрты по мнению поэта?
Какой ему хотелось сделать юрту? Подтвердите словами автора достоинство жилья, мудрость творца.
Какие выразительные средства использовал автор?
Какие чувства надо передать при чтении?
3 группа
-На какие качества юрты обращает внимание поэт?
С чем сравнивает? Почему?
Какие выразительные средства использовал автор?
Какие чувства надо передать при чтении?
4 группа
-На какие качества юрты обращает внимание поэт?
С чем сравнивает? Почему?
Какие выразительные средства использовал автор?
Какие чувства надо передать при чтении?
Физ. минутка Тополь, Ива, береза
7. Выразительное чтение детьми (3-4человека)
Игра «Хорошо-плохо» Юрта это хорошо или плохо?
8. Итог: Вернемся к нашему экрану. Как вы думаете есть ли у юрты будущее? Какой она может стать в будущем?
Д/З стр. 235, выразительно читать или выучить наизусть (по выбору), нарисовать рисунок юрты будущего или составить рассказ.