kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни. Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе. Форма урока: групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей" »

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе.

Форма урока: групповая.

Ход урока.1. Орг момент. «Передай бусинку с пожеланием»

2. Стадия вызова.

-Посмотрите иллюстрации на доске. (портрет И. А. Крылова)

Сегодня на уроке чтения, мы с вами познакомимся с произведением этого автора.

- Как вы думаете, кто это ?

- Какие произведения принадлежат его перу?

-Чему посвящен сегодня урок? (басням)

-Ребята, кто пишет стихи? Рассказы? А басни?

- Сегодня мы познакомимся баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, узнаем, что называется басней и будем находить мораль басни.

3. 5 минутное чтение. Чтение с пометкой.

Предлагаю вам прочитать текст об авторе и отметить интересную для вас информацию, рассказать о ней в группе. Карандашом отметьте: +- это я знал; - этого я не знал; v – это я думал по-другому; ? – вопрос учителю.

4. Стадия осмысления содержания

А) Подготовка речевого аппарата

Б) Составление ассоциативной таблицы.

-Что вы знаете о муравьях, стрекозах? (дети обсуждают в группе и заполняют ассоциативную таблицу

В) Словарная работа.

Прежде, чем приступить к чтению басни, давайте разберём непонятные слова. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания :

Зима катит в глаза. Неожиданно наступила зима.

В мягких муравах у нас. Быстро прошло.

Голову вскружило. . Тоскует.

Оглянуться не успела В мягкой траве у нас.

В ум пойдет. В поле стоит мёртвая тишина.

Помертвело чисто поле. Не хочется думать.

Злой тоской удручена. Забыла обо всем.

5) Работа по произведению.

а) Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» учителем.

-Понравилось ли вам произведение?

-Кто главные герои басни? Почему Стрекоза пришла к Муравью?

б) Самостоятельное чтение детьми.

в) Самостоятельное чтение учащимися с пометкой карандашом понравившегося отрывка.

г) Чтение басни в статических парах.

- Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Ленивая.)

- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

д) Чтение по ролям.

- Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

- Настали ли нужда и голод для Муравья?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

- Можно ли его назвать жадным?

- Как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

- Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня?

- Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

- Как вы их понимаете?

- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Мораль: Ты всё пела-это дело. Так поди же попляши!

е) Работа с пословицами.

-Какую пословицу можно подобрать 1 группа – для стрекозы, 2 группа – для муравья

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Муравей не велик, а горы копает.

И поедим , и спляшем- только пашни не напашем.

Лодырь , да бездельник - им праздник в понедельник.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Где труд, там и радость.

Кто летом трудился, тот осенью петь будет.

6. Стадия рефлексии.

- Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

- Нужно ли изучать басни?

- Чему они учат?

7. Итог урока. Тестовое задание.

В итоге нашего урока предлагаю вам тестовое задание. (На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

-высмеивает пороки людей ( ирония),

-есть мораль,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Дети карандашом отмечают нужные строчки

Вывод с доски: Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки, В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

8. Домашнее задание

- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне и выучить её наизусть.

9. Оценивание.

-Что нового я узнал на уроке? -Чему я научился?

-За работу на уроке я ставлю себе оценку….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Автор: Болдарева Лариса Юрьевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства