Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе.
Форма урока: групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей" »
Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе.
Форма урока: групповая.
Ход урока.1. Орг момент. «Передай бусинку с пожеланием»
2. Стадия вызова.
-Посмотрите иллюстрации на доске. (портрет И. А. Крылова)
Сегодня на уроке чтения, мы с вами познакомимся с произведением этого автора.
- Как вы думаете, кто это ?
- Какие произведения принадлежат его перу?
-Чему посвящен сегодня урок? (басням)
-Ребята, кто пишет стихи? Рассказы? А басни?
- Сегодня мы познакомимся баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, узнаем, что называется басней и будем находить мораль басни.
3. 5 минутное чтение. Чтение с пометкой.
Предлагаю вам прочитать текст об авторе и отметить интересную для вас информацию, рассказать о ней в группе. Карандашом отметьте: +- это я знал; - этого я не знал; v – это я думал по-другому; ? – вопрос учителю.
4. Стадия осмысления содержания
А) Подготовка речевого аппарата
Б) Составление ассоциативной таблицы.
-Что вы знаете о муравьях, стрекозах? (дети обсуждают в группе и заполняют ассоциативную таблицу
В) Словарная работа.
Прежде, чем приступить к чтению басни, давайте разберём непонятные слова. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания :
Зима катит в глаза. Неожиданно наступила зима.
В мягких муравах у нас. Быстро прошло.
Голову вскружило. . Тоскует.
Оглянуться не успела В мягкой траве у нас.
В ум пойдет. В поле стоит мёртвая тишина.
Помертвело чисто поле. Не хочется думать.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
5) Работа по произведению.
а) Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» учителем.
-Понравилось ли вам произведение?
-Кто главные герои басни? Почему Стрекоза пришла к Муравью?
б) Самостоятельное чтение детьми.
в) Самостоятельное чтение учащимися с пометкой карандашом понравившегося отрывка.
г) Чтение басни в статических парах.
- Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Ленивая.)
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
д) Чтение по ролям.
- Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Можно ли его назвать жадным?
- Как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
- Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня?
- Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
- Как вы их понимаете?
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
Мораль: Ты всё пела-это дело. Так поди же попляши!
е) Работа с пословицами.
-Какую пословицу можно подобрать 1 группа – для стрекозы, 2 группа – для муравья
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Муравей не велик, а горы копает.
И поедим , и спляшем- только пашни не напашем.
Лодырь , да бездельник - им праздник в понедельник.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Где труд, там и радость.
Кто летом трудился, тот осенью петь будет.
6. Стадия рефлексии.
- Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
7. Итог урока. Тестовое задание.
В итоге нашего урока предлагаю вам тестовое задание. (На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей ( ирония),
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Дети карандашом отмечают нужные строчки
Вывод с доски: Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки, В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
8. Домашнее задание
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне и выучить её наизусть.