Открытый урок литературы в 4 классе "М. Магауин "Без хозяина""
Открытый урок литературы в 4 классе "М. Магауин "Без хозяина""
Цель данного урока - знакомство с творчеством М. Магауина, воспитание у детей чувства сострадания, заботы о животных, учить их отвечать за свои поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 4 классе "М. Магауин "Без хозяина""»
Открытый урок
литературы в 4 классе
Подготовила: Гемпель М. Ю.
2008 – 2009 уч. год
ТЕМА: Мухтар Магауин « Без хозяина».
ЦЕЛИ :Познакомить учащихся с творчеством М. Магауина, помочь разобраться в идейном содержании его рассказа, вызвать у учащихся сочувствие, сострадание к братьям нашим меньшим, попавшим в беду, развивать устную речь учащихся, учить высказывать свою точку зрения, формировать морально – нравственные, гуманистические ценности и идеалы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Слайды
Ход урока:
1.Орг. момент. Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите добрые слова – комплементы.
2. Вводная беседа.
- Ребята, поднимите руку те, у кого есть семья. Как вы понимаете значение слова СЕМЬЯ? Почему мы говорим, что семья – это самые близкие нам люди? ( Потому что мы всегда можем на них положиться. Мы делимся с ними самым сокровенным, они вместе с нами и в горе, и в радости. Родные всегда дадут дельный совет.)
- А в школе у вас есть семья? Что это? ( Это наш класс.)
- Но не всем так везет, как нам.
-Ребята, а как вы понимаете значение слова ОДИНОКИЙ, если речь идет о человеке? А может ли быть одиноким домашнее животное? Что объединяет их? Давайте составим схему.( После ответов детей на доске появляется слайд № 1.)
ОДИНОКИЙ
Человек Животное
ОТДЕЛЕННЫЙ ОТ ВСЕХ
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М. Магауина « Без хозяина».
3.Подготовительная работа.
1) Знакомство с биографией М.Магауина..( На доске – слайд № 2 )
Народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии им. Абая Мухтар Магауин родился в 1940 г. В Семипалатинске, в нынешней Восточно-Казахстанской области, в семье учителя. Он начал печататься с 1959 года. У писателя вышло 34 книги на казахском и русском языках. Он является автором сборников, рассказов и повестей « Белый снег, пушистый снег», « Братья и сестры», « Далекое зимовье» и др.
- Одно из них, с которым мы познакомимся сегодня, называется « Без хозяина». Как вы думаете, о ком говорится в рассказе? ( О собаке).
2) Рассказ учителя « Породы собак».
- Рассказ М. Магауина « Без хозяина» - трогательное и проникновенное произведение о маленькой декоративной собачке.
-Породы собак делятся на 3 основные группы. К одной из них относятся декоративные собаки.
- Как вы понимаете значение слова ДЕКОРАТИВНАЯ? ( Служащая для украшения).
- Назовите комнатно – декоративных собак, которых вы знаете.( Если дети затрудняются, учитель помогает им, демонстрируя фото собак с названиями пород.( На доске – слайд № 3.)
3) Словарная работа.
- Прежде, чем приступить к работе над текстом, нам необходимо выяснить значение непонятных слов, которые встречаются в нем. Как нам найти такие слова? Прочитайте их, объясните как вы понимаете значение этих слов.
- А сейчас сравните свои ответы с теми определениями, которые даны на доске. (На доске – слайд № 4.)
4. Работа над текстом.
- Как описывается внешний вид щенка при появлении в доме Алена? ( Щенок был премиленький: беленький, чистенький, с шелковистой шерстью и поблескивающими глазами.)
- О чем говорит внешний вид собаки? ( О том, что она не уличная, что болонка жила в хороших условиях и у нее был заботливый хозяин.)
- Что можете сказать о шестилетнем мальчике? ( Он единственный ребенок в семье, болезненный и щуплый; целыми днями предоставлен самому себе, У него нет друзей.)
- Можем ли мы применить нашу схему к нашим героям?
- Привела ли их встреча к взаимопониманию, заботе друг о друге?
- Кто виноват в этом в первую очередь? ( Родители, не приучившие сына быть добрым и внимательным.)
- О чем говорит заключительное предложение 1-ой части? ( О том, что дальнейшая жизнь болонки будет далеко не безоблачной.)
- Ребята, у каждого из вас в тетради начерчен круг. Он разделен на 4 части, которые соответствуют частям текста. Закрасьте 1-ую часть круга соответственно вашему настроению: желтым – чувствуете приятное, синим – испытываете страх.
.
- Как изменилась жизнь Алена с появлением болонки? ( Он оживился, у мальчика появился волчий аппетит и физически он крепнет, т. к. целыми днями носится с щенком на свежем воздухе.)
- Опишите теперь внешний вид собачки. ( Истощенная, грязная, со свалявшейся шерстью, покрасневшими слезящимися глазами.)
- Переживают ли по этому поводу родители Алена?
- А можно ли найти оправдание мальчику? Почему?
(На доске появляется слайд № 5.)
- Ребята, перед вами две иллюстрации. Попробуйте определить, на какой из них болонка изображена на момент появления в доме Алена, а на какой – через некоторый промежуток времени. Объясните свой выбор.
- Подберите антоним к слову СЫТЫЙ. ( Голодный.)
- И снова мне хочется обратиться к доске. Здесь записаны пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к данному эпизоду. ( На доске – слайд № 6.)
1. Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
2. Сытый голодного не разумеет.
3. Гусь свинье не товарищ.
- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Найдите и прочитайте о том, как сытый мальчишка относится к голодной собачке? ( 2 часть, 4-ый абзац, Сытый …)
- Каким образом голодная собака вынуждена сама добывать себе еду? ( 2 часть, 5-ый абзац, Вконец …)
- Ребята, раскрасьте вторую часть нашего круга соответственно вашему настроению.
- Ребята, вспомните, что такое КУЛЬМИНАЦИЯ? Как вы считаете. Где в этом произведении кульминация? ( Болонка попала под колеса мотоцикла.)
- Почему отец Алена, на глазах которого произошел этот несчастный случай, не подобрал щенка, не оказал ему помощи? ( Он посчитал, что собака все равно подохнет.)
- Почему же они решили покормить ее, когда увидели у своего крыльца рано утром?
- Ребята, раскрасьте 3 часть круга.
- Как относится семья Алена к собачке после того, как она поправилась?
- Прочитайте о том, как к собачке относятся встречные люди, другие псы. ( 4 часть, 2 абзац, Порою …)
- Прочитайте строки, которые оставляют тяжелое впечатление. ( 4 часть, последний абзац.)
- Раскрасьте последнюю часть круга. Какого цвета у вас получилось больше? Почему? О чем это свидетельствует? Объясните свою точку зрения.
- Ребята, как вы думаете. Что произойдет дальше? Автор не пишет нам о дальнейшей судьбе болонки, давая тем самым нам возможность самим завершить рассказ. Сейчас у вас есть такая возможность. Представьте, что вы авторы этого произведения. Ваша задача – придумать концовку или изменить ее по своему желанию.
- Ребята, а как вы думаете, каким человеком вырастет Ален? ( Грубым, черствым, жестоким, невежественным.)
- Что бы вы хотели сказать Алену, если бы у вас была такая возможность? Давайте напишем ему письмо ( в тетрадях ).
5. Вывод.
- Почему рассказ называется « Без хозяина»? ( Не нашлось для щенка верного и заботливого хозяина.)
- Какова основная мысль произведения, что хотел сказать автор? ( Приблизив к себе существо, мы берем ответственность за его судьбу до конца его дней. Важно не обмануть доверия, быть верным и заботливым к тому, кто поверил тебе.)
6. Игра « Вспоминай и называй!»
- В этом году мы с вами уже знакомились с произведениями, героями которых были собаки, наши верные друзья. И сейчас я предлагаю вам игру. Я буду читать вам отрывки произведений, а вы должны вспомнить и назвать автора и название этого произведения. ( Отрывки из произведений – слайды № 7, 8, 9.)
1)Г. Троепольский «Прощание с другом».
2)А. Чехов «Каштанка».
3)А. Куприн «Белый пудель».
7. Исполнение песни « Люси».
- Чтобы немножко поднять всем настроение, я предлагаю спеть песню о собаке, которой повезло больше, чем болонке.
8. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке? Что «вынесли» с этого урока?
- А на последок мне хочется еще раз спросить: « И чему же нас этот урок научил?» На доске появляется слайд № 10:
Человек! Помни!
Ты в ответе за тех, кого приручил!
- Ребята, мне хочется, чтобы вы об этом всегда помнили!