Оборудование:слайды ,видеопроектор, запись голосов птиц, пазлы, картинки с изображением домашних животных.
Ход занятия
1.Организационный момент
Улыбнусь я себе
Улыбнусь я тебе
Улыбаюсь целый день
Улыбаться мне не лень
Улыбнемся друг другу,
Чтобы у нас было
Хорошее настроение весь день!
Подарите свою улыбку друг другу, мне и нашим гостям.
2.Актуализация опорных знаний.
Вопросы к детям о домашних животных:
- какие бывают животные? ( домашние дикие)
- а почему животных называют домашними?
- назовите мне «маму», «папу» детенышей животных.
Корова - бык - теленок
Коза – козел – козленок
Верблюдица - верблюд – верблюжонок
Лошадь – конь – жеребенок
- где пасутся домашние животные?
- как можно называть много овец?
3. Стихи о джайлау
1 ребенок: На джайлау, на джайляу
С головой укроют травы
На джайлау каждый раз
Покормить из рук ягнят
2 ребенок: Мчаться к речке босиком
Соревнуясь с ветерком
И на камушках валятся
Загорать и закаляться
В наш зеленый дивный край-
На джайляу – приезжай
4. Рассказ воспитателя о джайляу:
В стихотворение прозвучало слово «джайляу», а что же это такое?
Поля в горах,где весной и летом растут много сочной травы для домашних животных. Такие поля в Казакстане называют джайляу .(слайд 1) Чабаны перегоняет туда своих животных. (слайд 2) Казахи издревне занимались животноводством и поэтому вел кочевой образ жизни.(слайд 3) Для разведения скота требовались особые условия в разное время года.(слайд 4)Поэтому кочевники летом жили на джайляуместах, где было прохладно летом, где были тучные пастбица. Чабаны пасли скот до наступления холодов.( слайд 5)На джайляу особенно красиво весной кругом чувствуешь обновление природы.(слайд 6)
Высокие скалы покрываются зеленым мхом напоминая о приходе весны.( слайд 7) Земля покрылась необычными цветами. И оказавшись среди гор и цветов ты теряешь счет времени, все больше и больше увлекаешься природой. (слайд 8) То тут, то там слышится пение птиц.(запись пение птиц)Кочевому образу жизни соответствовало и жилище. Жилище легко можно перевести с одного места на другое. Юрта традиционное жилище казахов. Юрта легко собирается и разбирается, сохраняет прохладу в жаркие дни.(слайд 8)
5. Показ и рассматривание юрты.
Казахская юрта –это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта – очень легкая,ее легко поднимает верблюд.
Кереге – деревянная решетка, образующая круглые стены юрты (слайд)
Шанырак –деревянный круг на верхушке юрты,купол (слайд)
Есык –деревянная дверь юрты ( слайд)
Среди них кереге считается основной стенами юрты. Оно изготавливается из тонних веток березы, ивы. Наши предки были умелыми мастерами наружные стены украшали красочными орнаментами и узорами. (слайд)
6. Физминутка . Юрта
7. Стихотворение о юрте К. Баянбаева
1 ребенок: В степи на джайляу пасутся овечки
Там дедушка юрту поставил у речки
Светла и бела, словно тучка она.
Под куполом дырка на месте окна.
В нее синева поднебесная льется
Нам дедушкой в юрте отлично живется
К нам в гости с утра через коврик порог
Влетает небесный степной ветерок.
8. Загадки.
«В этом доме нет угла
Вот уж рай для неслуха:
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщещь» ( юрта)
«Летом на джайляу травку рвет
А зимой коровнике живет
Сено ей зимой дают
Да теленка в прибыль ждут».(корова)
9. Артикуляционное гимнастика.
- как жует корова?
- как скачет лошадь?
- как умывается кошка?
10.Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Что делает собака? -лает, кусает, рычит, сторожит, охроняет,охотится
Что делает корова?-мычит, жует, бодается, дает молоко
Что делает лошадь?-возит,скачет,ржет,дает молоко
Что делает коза?-бодается, прыгает, жует, дает молоко
11. Музыкальная пальчиковая игра птицы и животные
12.Собрать пазлы юрт, домашних животных
(раздаточный материал на каждого ребенка) собрать быстро картинку и назвать ее.)