Особенности проведения ТОГИС-уроков в начальной школе
Особенности проведения ТОГИС-уроков в начальной школе
Формирование целостного представления о природном явлении - облаках. Расширение знаний обучающихся о неживой природе. Это начало проектной и исследовательской работы в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения ТОГИС-уроков в начальной школе»
Особенности проведения ТОГИС-уроков в начальной школе
Пример задачи в ТОГИС
Имя задачи: Что такое облака?
Автор: Пашкова Алла Павловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №70 г. Донецка», учитель начальных классов.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2, общеобразовательный
Тема: Человек и природа
Профиль: общеобразовательный
Уровень: продвинутый
Текст задачи. Облака – самое загадочное явление в мире природы. Сегодня все люди, включая и маленьких детей, знают важность этого природного явления для человека. А вот, какую погоду предвещают облака, знает не каждый. Это обусловлено, прежде всего, их многообразием. Поэтому необходимо ответить на ряд вопросов: Какие бывают облака? Что они собой представляют? Как образуются? Людям каких профессий особенно необходимо знать, что они предвещают?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники.
Книги:
Золотая книга знаний / пер. с англ. В. Чуткова, Т. Майсака. – М. : ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 16-17.
Энциклопедия. Хочешь знать почему? – М. : Махаон, 2008. – С. 93.
Энциклопедия. Вопросы и ответы. 1000 ответов на 1000 вопросов. – М. : Махаон, 2007.
Облака – взвешенные (т. е. находящиеся во взвешенном состоянии) в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом с поверхности Земли и околоземного космического пространства. В широком смысле, облако – это скопление отдельных частиц какого-либо вещества в определенном объеме.
Загадка
Белые лебеди
В небе живут.
По небу лебеди
Плавно плывут.
Белые перышки
Вьются слегка.
Здравствуйте,
Лебеди – ... (облака)
Как образуются облака?
Как и туманы, облака возникают в результате конденсации водяного пара в жидкое и твердое состояния. Конденсация происходит или вследствие увеличения абсолютной влажности воздуха, или в результате понижения температуры воздуха. На практике в образовании облаков участвуют оба фактора.
Какие бывают виды облаков?
Перистые и перисто-слоистые облака – самые высокие, тонкие и легкие, они состоят из мельчайших кристалликов льда. Перисто-кучевые облака также состоят из ледяных кристаллов. Кучевые облака - это более низкие облака, состоящие из мельчайших капель и кристаллов льда. Слоисто-кучевые и дождевые облака – самые низкие, состоящие из водяных капель. Высокослоистые и высококучевые облака – предвестники дождя. Кучевые облака похожи на белых барашков; мы часто их видим летним днем. Огромные и тяжелые дождевые облака чреваты ливнями и штормами. Низкие слоистые облака могут закрывать все небо, а темные слоисто-дождевые несут дождь или снег.
Имеют ли вес облака?
Облака имею массу. Большая туча может весить несколько тонн. Мельчайшие капли воды все время падают вниз, но, падая, они вновь испаряются. И поэтому облака никогда не исчезают.
Почему по небу плывут облака?
Облака перемещаются благодаря воздушным потокам, которые различаются в зависимости от высоты атмосферы. Это явление происходит по нескольким причинам, во-первых – изменение силы ветра, во-вторых - из-за перераспределения атмосферной температуры. Потоки воздуха усиливаются или ослабевают, в зависимости от удаленности от земли, так как на них влияет земное притяжение.
Методический комментарий
Эта задача относится к продвинутому уровню, так как при изучении темы «Человек и природа» учащиеся рассматривают дождь, снег, метель, гололед, но в природе существуют и другие интересные погодные явления, например, как облака. Перед школьниками ставится ряд вопросов:
Что такое облака?
Какие бывают виды облаков?
Позволяют ли они предсказывать погоду?
После ответов на данные и другие вопросы у детей сформируется целостное представление о таком природном явлении, как облака, а также значительно расширятся знания учащихся о неживой природе.