kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осенний листопад(интегрированный урок Познания мира и Самопознания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является примером интеграции двух предметов в единое целое, с целью более полного усвоения учащимися темы урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осенний листопад(интегрированный урок Познания мира и Самопознания)»













Осенний листопад

Интегрированный урок по предметам Самопознание и Познание мира( 2 класс)










































Тема: ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД.

Ценность: ненасилие. Качества: помогай всегда, не вреди никогда; не обижать других, забота о животных, растениях, природе.

Педагог: Салеева Мария Станиславовна



Цель: расширить представление учащихся об осеннем явлении-листопаде и его значении для жизни растений.

Задачи:

-знакомство с явлением природы «листопадом», выявление причин, из-за которых происходит листопад , значении данного явления в жизни растений; -развитие связной речи, наблюдательности, внимания; - привитие чувств бережного отношения к природе, ; Методы: словесный, наглядный, практический. Тип: комбинированный Вид: интегрированный урок

Ресурсы:

(материалы,

источники)

интер. доска, муз. аудиозапись для релаксации, конверты с названиями деревьев, бумажные и высушенные листочки

Ход урока:

    1. Орг.момент. учитель проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку.


    1. Позитивный настрой.

Учитель приглашает детей в круг, предлагает поприветствовать друг друга искренней улыбкой и зачитывает стихотворение.


Встало солнышко с утра, Чтоб природе другом стать Заниматься нам пора! Тайны все ее узнать, Учимся старательно! Все загадки разгадать Слушаем внимательно! Надо много наблюдать. За природой наблюдаем, Только вместе, только дружно Беречь ее обещаем! Изучать природу нужно! Думаем,запоминаем, Дружно руки поднимаем. Мы пожмем соседу руку, Пожелав успехов другу.


Анализ хода урока



    1. Проверка домашнего задания:

-карточки № 1,2,3 (для слабоуспевающих учащихся),

-устный опрос ранее изученного материала;

-заполнение таблицы:

Орган растения

Корень

Стебель

Лист

Место нахождения




Значение





(Ответы учащихся)

    1. Актуализация опорных ЗУН. Учитель зачитывает учащимся загадки, ответ на которые и является темой урока.

  • Сейчас вы прослушаете интересные загадки, а позже скажете, о чём мы с вами сегодня поговорим.

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)
Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
(Листопад )

-Молодцы ребята, вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор об осеннем листопаде.



5. Рассказывание истории(беседа)

– Самое красивое явление в природе - это ЛИСТОПАД.

Далее учитель зачитывает произведение С.Горбунова «Листопад»

Как-то осенью, когда было ещё не совсем холодно, и деревья окончательно не сбросили свои летние одежды, пошёл Заяц погулять. Заяц был очень хозяйственным и никогда не делал ничего просто так, а во всем находил какую-нибудь выгоду. Вот и сейчас он не просто гулял, а ходил по лесу и высматривал что-нибудь интересное и полезное: задержавшееся на дереве яблоко, гриб, пропущенный другими грибниками, или просто ветку рябины для украшения стола.

Было прохладно, и вот-вот мог пойти дождик, но лучшей погоды не стоило ожидать в самую середину осени. Заяц прошелся по тропинке, потом вышел на полянку. Там он недолго побыл; серые низкие тучи летели над поляной, отражаясь в больших лужах. От их вида было тоскливо и неуютно, поэтому Заяц побыстрей спрятался в лесу, там было спокойней и безопасней. Идя лесной тропинкой, Заяц глядел по сторонам. Неожиданно он заметил Ёжика. Тот сидел на пенёчке и смотрел куда-то.

— Привет, Ёжик,- крикнул Заяц радостно.

— Здравствуй, Заяц, — ответил Ёжик как-то задумчиво.

— Пойдем гулять, — предложил Заяц.

— А я и так гуляю, — сказал Ёжик.

Заяц удивленно посмотрел на друга.

— Так на одном месте гулять не интересно, так ничего не найдешь!

— Мне — очень интересно, — ответил Ёжик, глядя куда-то в лес.

— Ну, как хочешь,- сказал Заяц и зашагал по тропинке.
Сделав несколько шагов, он остановился и посмотрел на Ёжика.

Тот сидел на пеньке и внимательно смотрел куда-то. Казалось, Ёжик даже не моргал.

Зайцу стало любопытно, за чем так пристально наблюдает Ёжик. Он подошел к пеньку и посмотрел в ту же сторону. Как ни странно, ничего интересного Заяц не увидел. Перед ним был всё тот же лес: желтые деревья, лужи и листья, бесконечно падающие на землю и устилающие её густым ковром.

— Ёжик, — спросил Заяц недоуменно, — ты куда смотришь?

— Я смотрю,- мечтательно ответил Ёжик, — как ветер играет с деревьями.

— И это что, красиво?

— Очень, — шепотом выдохнул Ёжик.

Заяц ещё раз внимательно посмотрел на лес и ничего необычно красивого не заметил. Он понаблюдал ещё минутку, но затем не выдержал:

— А что же тут красивого? Объясни хоть.

— Ну, как что,- улыбнулся Ёжик, — смотри: деревья переливаются красными и желтыми красками, тучи над лесом бегут серые, быстро-быстро, а деревья словно сияют в лучах раннего солнца. Кажется, словно они освещают серое небо. А ещё ветер. Иногда он срывается с неба, где гонит неизвестно куда серые тучи, и набрасывается на лес. Но в лесу он сразу стихает, деревья его останавливают, а он, задираясь, срывает с них листочки и снова улетает на небо. Деревья потом долго стоят, обсуждая проказника-ветра, а листья падают, кружась в воздухе, на землю. Вскоре деревья заскучают по ветру и перестанут бросать листья. Они будут тихо ждать, пока он снова не спустится к ним, отвлекшись от своего дела, тогда деревья снова оживут, снова начнут ловить ветер ветками, а он, ускользая от них, снова пронесется по лесу. И полетят листья: зеленые, желтые, оранжевые и красно-коричневые. Они будут падать и падать, как сейчас.

Заяц завороженно слушал. Когда Ёжик закончил говорить, Заяц ещё подождал минуту, потом взглянул на лес и спросил:

— А где всё это?

— Что это?- не понял Ёжик.

— Ну, то, о чём ты сейчас говорил.

— Так вот же, — недоуменно показал Ёжик на лес.

Заяц внимательно посмотрел, но, казалось, он ничего такого, о чем говорил Ёжик, не увидел.

— Знаешь, Ёжик, наверное я слишком практичный, чтобы заметить, как ветер с деревьями играет. Пойду я лучше грибы поищу. Может, остались где ещё.

— Конечно, конечно, — бросил вслед ему Ёжик и снова принялся наблюдать за игрой ветра.

А Заяц пошёл дальше. Он ходил по лесу, но грибы почему-то не попадались, а слова Ёжика никак не выходили у него из головы. То, о чём говорил Ёжик, было так красиво, так интересно, но Заяц почему-то этого не видел. Конечно, Ёжик мог немного приукрасить, но лишь капельку. Тут дело в чём-то другом. То ли смотреть нужно по-особенному, то ли сидеть правильно. Заяц никак не мог понять, как это Ёжик замечает такие удивительные вещи, а он — нет. Заяц посмотрел на деревья, потом на небо. Потом Заяц встал на передние лапы и посмотрел на всё вверх ногами. Он пробовал глядеть то левым глазом, то правым, то вообще закрывал глаза, но ничего от этого не менялось: лес оставался лесом, деревья деревьями, а ветер ветром. И тут Зайца осенило, ведь Ёжик сидел на пеньке. Может, это пень такой волшебный?! Заяц бегом кинулся искать пень и Ёжика, и вскоре нашел то место, но его друга там уже не было. Он, видимо, уже ушёл домой. Заяц сел на пенёк и посмотрел на лес. Ничего не происходило.

— Да что же это такое,- возмутился Заяц, — почему я не вижу того, что видит Ёжик!? Может, ты ветер и не умеешь играть с деревьями? И вы, деревья, тоже! Не могут же в самом деле деревья ловить ветер!

Заяц спрыгнул с пенька.

— Ёжик, видимо, все придумал,- грустно добавил он и собрался было уже идти домой, как вдруг услышал за спиной какой-то странный нарастающий шум.

Заяц обернулся, и рот его сам раскрылся от удивления: деревья на поляне широко размахивали ветками, листья сыпались с них целыми охапками, а сами ветки трещали, готовые сломаться. Было похоже, что деревья, действительно, поймали таки ветер и не отпускают его. А он пытается вырваться, раскачивает стволы, ломает ветки и срывает листья. Лес шумит, не отпуская ветер, а тот сердится и набирает всё большую силу. Наконец, ветер вырвался, и на Зайца хлынул целый поток разноцветных листьев. Поначалу Заяц даже испугался и спрятался за пеньком, но потом обрадовался, ведь и он теперь увидел, как ветер играет с деревьями.

— Ура!- крикнул Заяц, высоко выпрыгнув из-за пенька, и поток листьев подхватил и закружил его.

Заяц хохотал, катясь по земле кубарем. А листья несли его, словно пестрая река, гонимая ветром.

Наконец, ветер стих, и радостный Заяц поскакал домой рассказывать своим деткам, как он бегал наперегонки с ветром.



  1. Ознакомление с новым материалом. Чтение текста - стр. 65-66. По ходу чтения заполняют правую часть таблицы

Первая группа - читает 1 абзац, отвечает на вопросы. -Что придает зеленый цвет листьям? -Как вырабатывается хлорофилл? Вторая группа отвечает на вопросы:

- Почему опадают листья?

-Для чего нужны листья?

- Какую пользу приносят опавшие листья?

Третья группа отвечает на вопросы:

- Могут ли люди прожить без растений?

- Что для нас природа?

- Как же нам относиться к ней?



  1. Релаксация. Муз. композиция В.Гурьева «Улыбка осени»

После лета наступает осень. Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Это ЛИСТОПАД. Сорвавшись с веток, плавно кружась в танце вальса, листья медленно ложатся на землю.

Какое яркое великолепие вокруг тебя! Яркое и спокойное. Листья на деревьях желтые, апельсиновые, нежно-коричневые и бордовые, алые, золотые. Это цвета роскоши и радости.

Короткая пора у золотой осени. Деревья теряют листву и становятся все более прозрачными и беззащитными.

Куда деваются опавшие листья? Из опавших листьев делают перегной- он питает растения. Но пока их еще не вывезли из садов и парков, я люблю ходить по опавшей листве, которая так громко и даже весело шуршит под ногами...

Листочек еще не знал, что осенью листочки падают на землю и засыпают до весны или улетают путешествовать вместе с ветром. Но сейчас вокруг была такая красота, что листочек, пожалуй, согласился бы, чтобы страна "Теплые края" была похожа на эту осеннюю сказку.

В один из таких осенних дней, когда солнце лилось с неба на деревья, прилетел ветер с моря. Он был такой сильный, что листочек не удержался на веточке и полетел вместе с ветром. От неожиданности листочек забыл испугаться.

Он кувыркался в воздухе и летел. Он летел! От этой мысли испарился весь страх и листочек хотел увидеть небеса, где летали птицы. Сколько времени он так летел, он не знал. Ему так хотелось лететь в небе, как птица.

Вдруг листочек почувствовал воду. Ветер принес его в море и положил на волну. Листочек с удивлением смотрел вокруг. Столько воды он никогда в жизни не видел. Теперь листочек, как маленький кораблик плыл вместе с волной.

-Я поплыву в чудесную страну, - подумал листочек и закачался на волне. А высоко в небе откликнулись птицы. - Да, да, в чудесную страну... Листочек был счастлив, что он полетел с ветром, потому что останься он на дереве, он так и не увидел бы чудесной страны.

- Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о желтом листочке?



8. Обобщение.

-Пока летом светит солнце в листьях много хлорофилла, который придает им зеленый цвет.

-Осенью солнце светит мало, поэтому в листьях не вырабатывается хлорофилл.

-Становится холодно. Корни растений впитывают все меньше и меньше влаги. А листья желтеют, затем опадают.

-Почему происходит листопад?

Предполагали:

Узнали:


От холода листья желтеют. От ветра опадают.

Солнца мало, а хлорофилл придает зеленый цвет под воздействием солнечных лучей

Без солнечного света желтеют.


Без тепла питание замедляется. Листья опадают, превращаются в перегной



  1. Заключительная минутка тишины.

  • Учитель: Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке. А теперь давайте послушаем тишину. Подул осенний ветер, нагнал тучи. Пошел мелкий дождь. Дождь полил сильнее. Вот он стучит по ведрам, скамейкам, крышам.К вечеру становится холодно. Дождь утихает. Еще тише... Первые белые мухи полетели в воздухе. Приближается зима.

А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.




















































Карточка № 1

  1. Стебель растения находится : А-в небе, В- под землей, С- над землей, D-в земле.

  2. Стебель растениям нужен: А- для красоты, В- для движения питательных веществ, С- держаться на ветру, D-чтобы стоять в вазе.





Карточка № 2

1.Корень растения находится : А-в небе, В- под землей, С- над землей, D-в земле. 2. Стебель растениям нужен: А- для красоты, В- для движения питательных веществ, С- держаться на ветру, D-чтобы стоять в вазе.

Карточка № 3

1.Стебель растения находится : А-в небе, В- под землей, С- над землей, D-в земле. 2. Стебель растениям нужен: А- для красоты, В- для движения питательных веществ, С- держаться на ветру, D-чтобы стоять в вазе.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Осенний листопад(интегрированный урок Познания мира и Самопознания)

Автор: Салеева Мария Станиславовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138459


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства