Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ:«Религии России»»
МКОУ «Зензелинская СОШ»
Лиманского района
Астраханской области
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозной культуры и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Разработчики:
Володина Н.Г. – учитель истории и обществознания МБОУ «Зензелинская СОШ»
Колесникова Д.В. – учитель начальных классов МБОУ «Зензелинская СОШ»
2015
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс
Урок №18
Тема: «Религии России»
Цель: формирование у обучающихся представлений об основных религиях народов России.
Задачи: 1. Познакомить учащихся основными религиями России;
2. Развивать умения и навыки поиска информации по данной теме (учебник, дополнительная литература, интернет и школьный социум)
3. Воспитывать уважительное, миролюбивое (толерантное) отношение к представителям разных конфесий.
Виды деятельности: Опрос учащихся школы,беседа, чтение материала учебника, устный рассказ на тему, работа с картой, иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка сообщения по материалам беседы с членами семьи.
Средства наглядности: политическая карта РФ, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Основные термины, понятия и персоналии : Религия, Конфессия, Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм, Будда, Иисус Христос, Мухаммед (Магомет), Яхве.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, политическая карта РФ, иллюстрации, текст Конституции РФ, презентация, мультимедио проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организация деятельности класса.
2. Запись в тетради темы урока.
Обсуждение темы урока: Как вы понимаете тему урока? О каких религиях вы уже знаете?
3.Знакомство учащихся с итогами исследования нашего школьного социума «Моя религия» (сообщения учащихся)
Религиозная принадлежность учащихся нашей школы:
Православные христиане – 134 уч-ся, (34%)
Мусульмане – 217 уч-ся, (57%)
Представители буддизма – 31 уч-ся (8%)
Представители других религий - 5 уч-ся (1%).
4. Выступление учителя.
На территории Росси проживали и проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Каждый Россиянин в праве выбрать и исповедовать любую религию, которая ему близка по национальному признаку и душевному состоянию. Это гарантируется основным законом страны – Конституции РФ (ст.28)
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедание, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Граждане РФ, в основном, исповедуют мировые религии: Православное Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.
На территории Лиманского района находятся и действуют православные (Лиман, Яндыки, Басы), мусульманские (Зензели), буддийские (Лиман) культовые сооружения.
Православие:
В конце X века (988 г.) по воле Киевского Великого князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. Во главе христианской церкви стоит Патриарх. Патриарх – предстоятель (т.е. впереди стоящий) церкви имеет официальный титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сан Патриарха является пожизненным. Ныне здравствующий Предстоятель – Кирилл.
Главной книгой Христиан является Библия, состоящая из Ветхого и Нового завета. Согласно Библии основателем данной религии является Иисус Христос, в честь которого она и была названа. Иисус Христос был реальным человеком, жил в I веке в Иудее, где распространял своё учение. За это он был казнён и распят римскими легионерами на кресте, приняв мученическую смерть.
Православные верующие могут исповедовать свою религию и молиться в православных храмах – церквях. Самым главным храмом является Храм Христа Спасителя в Москве.
Ислам
Ислам как религия возник в 630 году среди арабов на Аравийском полуострове. Основателем религии считается Мухаммед. Священной книгой мусульман является Коран.
Исповедовать свою религию они могут в своих культовых сооружениях – мечетях. Служителем мечети является мулла.
Основными регионами распространения ислама в России является Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, также крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург.
Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, черкесы, кумыки, ингуши, часть осетин. Значительная часть этих народов проживает в своих национально-государственных образованиях, которые являются субъектами РФ: республика Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.
Председатель Совета Муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России – Муфтий Равиль Гайнутдин.
Буддизм
Буддизм самая древняя мировая религия, так как возникла в Индии VIIвеке. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Традиционными районами России, где живут буддисты, являются, прежде всего, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Читинская и Иркутская области.
Сегодня число последователей буддизма в России приближается к 1 млн. человек.
Прежде всего, это люди, проживающие в традиционных регионах распространения буддизма. Однако в настоящее время последователями буддизма себя считают и другие национальности, населяющие эти республики, главным образом, это касается русских. Буддизм распространён также в Читинской, Иркутской областях, на территории Якутии (Саха).
Если в традиционных регионах распространения буддизма его последователями являются различные в социальном и возрастном отношении слои населения, то в центральных и северо-западных частях России (нетрадиционных для буддизма), значительное число приверженцев буддизма составляет молодёжь и интеллигенция.
Буддийские священнослужители – ламы общаются с Богом и с верующими в буддийских храмах – Хурулах.
Иудаизм
В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья.
Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев. Главный раввин России – Бэрл Лазар.
Иудейский храм – Синагога, книга – Тора.
5. Работа с текстом учебника и выполнений заданий в рабочей тетради.
6. Работа с таблицей и ее обсуждение.
Учащиеся записывают в колонки те слова и понятия, которые связаны с основными мировыми религиями из того, что они знали ранее и того, что узнали на этом уроке. Даная таблица может иметь примерно такой вид:
Православие
Ислам
Буддизм
Иудаизм
Церковь
Мухаммед
Будда
Синагога
Крест
Коран
Хурул
Раввин
Библия
Мечеть
Лама
Тора
Христос
Мулла
Дацан
Яхве
Пасха
Хадж
Зул
Израиль
Рождество
Намаз
Цаган Сар
Иудеи
Троица
Ураза-байрам
Гелюнг
Евреи
Молитва
Курбан-байрам
Индия
Синай
Икона
Мекка
Тибет
7.Домашнее задание:
1Учебник стр. 40-46
2Подготовить сообщение на тему «Мои религиозные обряды и праздники»
План урока
1.Организация деятельности класса.
2. Знакомство учащихся с итогами исследования нашего школьного социума
«Моя религия»
3.Мировые религии
А) Православие
Б) Ислам
В) Буддизм
Г) Иудаизм.
4. Работа с текстом учебника и выполнений заданий в рабочей тетради.